День ангела праздник


Именины

Оглавление

Потеря традиции^

Наверное, многим из нас была знакома такая картина: день рождения, вносится праздничный торт со множеством свечей и все гости поют: «Как на чьи-то именины испекли мы каравай, вот такой вышины, вот такой ширины… Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай…».

Эти незамысловатые слова детской песенки, которую еще и по сей день можно услышать на праздновании дня рождения, напоминают нам о позабытой традиции празднования именин.

Что же это за праздник?

Часто именинами называют день рождения человека, считая, что это одно и то же. На самом деле это не так, хотя в старину (а часто и в наши дни), выбирая имя для новорожденного, было принято называть детей именем того святого, почитание которого выпадало на день рождения ребенка. Таким образом, считалось, что ребенок будет под покровительством этого святого, а день рождения действительно совпадал с именинами.

Именины — это день памяти святого, чьё имя было дано человеку при крещении. Иначе сказать, это День Ангела, день памяти своего небесного покровителя, дня святого, имя которого мы носим.

В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения. Кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир.

Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например. Но именно при Крещении мы получаем свое церковное имя, с которым подходим к Таинствам Православной Церкви, с которым мы и отходим в вечность.

Это имя не всегда может совпадать с тем именем, которым нас назвали родители. Например, Анджела — это «паспортное», светское имя, которое родители по сентиментальным побуждениям дали малышке, а Ангелина — церковное имя, принятое при Крещении в честь прославленной Церковью преподобной жене — т. е. сербской королеве, ставшей монахиней.

Но как быть, если мы носим «приличное» православное имя, но крестили нас давно и неизвестно в честь кого? Как нам определить своего святого? Если неизвестно, имя какого из одноименных святых мы носим, то согласно традиции, следует считать «своим» того святого, чья память в календаре приходится на сам день рождения или следует за днём рождения. Поэтому, несмотря на большое количество дат именин для некоторых имен, у каждого конкретного носителя имени могут быть всего одни именины в году, которые определяются датой его дня рождения. Хотя это и не мешает молитвенно отмечать и другие дни памяти своего святого Причащением святых Христовых Таин и благолепным застольем в кругу семьи.

Также в православном календаре существуют несколько дней в году, когда именины бывают всеобщими. Это, например, Неделя памяти всех святых (первое воскресенье после Дня Святой Троицы), и Неделя всех русских святых (второе воскресенье после Дня Святой Троицы), если мы носим имена русских подвижников благочестия.

Но в наши дни детей редко называют в честь святых, имя которых празднуется в день Крещения. Поэтому именины часто становятся отдельным праздником и их можно назвать духовным днём рождения, вхождения в Православную Церковь при особом покровительстве святого, имя которого ты носишь.

Это особенная греко-русская традиция, которой не знают, например, грузинская и болгарская православные церкви. Там человека называют не именем святого, а традиционными национальными именами, имеющими то или иное определенное положительное значение.

Тем более надо бы нам, жителям Великой России, ценить этот редкий обычай и возможность иметь, помимо ангела-хранителя нашего, еще и особого молитвенника за нас на Небесах перед Престолом Всевышнего. Надо бы повсеместно восстанавливать этот семейный и духовный праздник, как нить благородного преемства связывающий нас с благочестивыми обычаями многих поколений наших прославленных предшественников.

Надо бы, да не ценим. Казалось бы, в семье с празднованием именин появляется дополнительный к дню рождения праздник. Есть повод собраться за праздничной трапезой всей семьей, пригласить родных и близких, подарить и получить подарки, повысить культурный уровень семьи и приготовить программу торжеств — стихи, песни и пр.

Но… с сожалением приходится признать, что даже вечная склонность наших соотечественников праздновать всё что угодно, не «сработала» в этом случае, и истинная традиция празднования именин среди невоцерковленных россиян почти утеряна.

Мало того, при этом само понятие именин обросло целым ворохом суеверий, предрассудков и просто глупостей.

Например, рассуждают о «магии имени». Дескать, как и в честь кого назовут, так и проживешь.

В подрастерявшем за последние десятилетия веру народе считается, что если человека назвали, например, в честь великомученицы — будет всю жизнь мучиться и т. п., если преподобного — быть человеку бедным и так далее. А вот уж если в честь царя или великого князя — судьба малыша просто обязана быть блестящей, хоть и не делай для этого ничего! И листает лихорадочно будущая мама вместе с «опытными» родственниками православный календарь, читает краткие жития святых и с ужасом видит, что судьба её чаду уготована просто «катастрофическая»! Потому что то, что мы желаем себе и своим детям, резко отличается от того, что предлагает нам Церковь и что воплотили в своем жизненном подвиге многочисленные святые, имена которых мы, недостойные и ленивые, носим.

Как будто есть в православном календаре святые, жизнь которых «не годится» нам, дерзающим называть себя православными?! Как будто не к Богу ведет подражание жизни любого святого, в том числе и своего небесного покровителя?!

Хоть и называем мы себя православными, и дружно презираем иноверцев и сектантов, но как же отличаются наши личные, собственные ценности от церковных!

Чего желает большинство из нас? На словах да, конечно, Царства Небесного. А на деле?

Нам бы побольше денег и счастья, а «Царство Небесное» приложится нам! Святости же мы недостойны, зато вполне, по собственному мнению, достойны благ земных.

Так вот отличие святых от нас не в особом устроении организма и свечении вокруг головы, а в том, что святые думали преимущественно о том, как бы в их жизни было «побольше Бога»!

Нам бы тихой и спокойной смерти, и ради этого мы готовы к вечным компромиссам со своей совестью, а святые не боялись идти на смерть, лишь бы только не отречься от Бога.

Мы боремся за свою правду всеми правдами и неправдами, а святые боролись за Правду Божию, а свои нужды и свою правду постоянно оставляли «на потом». Конечно, имя оказывает определенное влияние на жизнь человека, дает ему некоторые жизненные ориентиры. Но это влияние никогда не заменит дар свободной воли человека, возможность самому устраивать свою жизнь и самому искать пути богообщения.

При всем разнообразии путей святости в христианстве подвиг всех святых по сути одинаков — они возлюбили больше Бога, чем суету этого мира. Не все они отказались полностью от «благ земных», но все они имели правильную иерархию ценностей — прежде всего Бог, Его Церковь, потом Отечество, семья, а уж потом и личные нужды.

Поэтому не столько наше имя влияет на нашу праведность или греховность, на нашу любовь к Богу и ближним, сколько наше личное стремление.

Будем искать Бога — станем подражать святым, именами которых нас назвали и тем прославим свое имя не суетной человеческой славой, а Славой Божией, Славой вечной. Если же будем искать только собственных удобств и наслаждений — все наши «царские» имена, в том числе и великое звание христианина, станут лишь нашим обличением и осуждением!

О значении имени в жизни человека^

Конечно, имя в первую очередь служит простому различению людей. Но есть в наших именах и более глубокий смысл, несводимый к простой функциональности различения.

Действительно, имя неотделимо от человека. Оно индикатор нашей культуры, нашей веры, наших жизненных ценностей. Имя — спутник, который сопровождает каждого из нас на долгой дороге жизни.

В прошлом имя могло быть определенным социальным знаком и указывать на место в обществе. Сейчас ситуация изменилась и, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из привычного нам русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, таинственный смысл имени.

В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя всегда было значительной составляющей частью личности человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное для человека или самим человеком имя становилось источником силы и процветания, стимулом для самосовершенствования. Наречение считалось высоким актом со-творения, то есть человеческим участием в тайне творения, призыванием на нового человека благодати Божией.

В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной. Более того, считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу.

С произнесением имени обращались бережно, иначе жди неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо. Иногда даже называли дитя именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок слишком много плакал, то это так же приписывали неверно выбранному имени.

У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, не знающие имени дезориентированы, и не смогут найти младенца.

Существовал у язычников и другой вариант защиты ребенка от нечистых сил. При рождении родители специально давали малышу непривлекательные, отпугивающие имена, такие как Некрас, Нелюба и даже Мертвой, которые, по мнению наших языческих предков, отвращали невзгоды и несчастья. Отсюда и многие наши необычные, «некрасивые» фамилии, например Некрасов. Отсюда и вечная привычка «прибедняться», постоянно жаловаться на жизнь, скрывать своё истинное положение дел, чтобы не «накликать беду».

Имя человека в Древнем мире^

Особенно, благоговейное отношение к имени, издревле было присуще человеку. Общеизвестно, что в Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов.

Особым почтением пользовались имена фараонов — в иероглифических текстах их выделяли специальной рамочкой — «картушем». С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с которыми, по мнению древних, наносило непоправимый вред потустороннему бытию усопшего.

Имя и его носитель составляли одно целое. Характерен египетский миф, по которому «бог» Ра скрывал свое имя, но «богине» Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела! Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются при взрослении. В античной Греции люди, становясь жрецами, отрекались от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море.

Условно говоря, отдаленные отзвуки этих представлений можно увидеть и в христианской традиции наречения новоначальных монахов иноческими именами, когда принявший монашеский постриг оставляет мир и свое прежнее мирское имя. В этом обычае запечатлено изначальное убеждение человека о необходимости кардинального изменения жизни при посвящении себя Богу вплоть до смены такой важной составляющей личности, как имени. У многих народов запрещалось произносить имена языческих богов и духов, чтобы не привлекать их внимание, не впускать их разрушительное влияние в свою жизнь. Особенно опасно было называть злых духов, то есть «чертыхаться», и таким образом призывать «недобрую силу». До сих пор крайне неприлично для православного христианина является само употребление, особенно устное, слова «чёрт» и производных от него.

В этом есть определенный смысл. Если телесное существо не становится к нам ближе от произнесения его имени, то бесплотные силы, не имеющие четкого ограниченного пребывания и легко перемещающиеся в пространстве, через призывание их имени, быстро вступают с нами в контакт. И этот контакт, в случае общения с бесами, может быть для нас опасен. И наоборот, постоянное призывание в молитве Имени Божия вносит в нашу жизнь элемент освящения. На этом основана, например, практика непрестанного чтения Иисусовой молитвы, которая при правильном применении позволяет человеку достичь большой духовной высоты и богообщения.

Кстати, не во всех культурах называть Бога по имени считалось допустимым. Древние евреи из чувства особого благоговения не смели произносить Имя Божие: Ягве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма (то есть сокращение из четырех букв), которую можно перевести как «Я есть Тот, Кто подлинно существует и является источником Своего существования «.

Согласно Библии переименования становятся знаком особого преображения, изменения цели существования. Так Господь дал особо значащие имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют «теофорными», то есть «богоносными». Так через свое личное имя человек таинственным образом приобщался к Богу.

Имя в Православии^

В Православии мы дерзаем с благоговением призывать имя Божие, но помним, что недопустимо делать это всуе, то есть в пустых разговорах и клятвах.

Очевидно, что христианство, как проявление высшего религиозного опыта человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Это корениться в исповедании нашего Бога совершенной Личностью, Существом мыслящим, разумным. Поэтому, при всем понимании абсолютной неприменимости к Богу любых человеческих имен, мы с уважением относимся к тайне личности и к имени, являющимся отображением, символом этой тайны.

Тем более имя христианина отображает таинство неповторимой личности человека, вошедшего в Церковь Христову, оно предполагает личное общение с Богом. Именно в таинстве Крещения христианская Церковь принимает в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим, называя нового воина Церкви христианином.

«Имя Твое именуем…», поём мы в воскресном гимне, то есть называемся Твоим именем. Именно это имя — «христианин» связывало воедино христиан первых веков перед лицом гонений языческого Рима. При этом мученики даже отказывались называть судьям свои прежние имена, ассоциирующиеся с суетной языческой жизнью.

Как писал протоиерей Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Примечательно, что долгое время православные иконы освящались не особым молитвенным чинопоследованием, как сейчас, а надписанием имени Христа или святого, изображенного на доске и начертанием круглого нимба, характерного для наших икон. Для этого даже существовал специальный священнослужитель при храме святой Софии в Константинополе и краска с добавлением святой воды.

***

Конечная цель христианского подвига подразумевает стремление к святости, поэтому и все имена христиан — святы.

Тем более нарекая младенца или иного входящего в Церковь человека именем уже канонизированного святого, Церковь старается направить его на истинный путь спасения и богопознания: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни другого человека, освятилось его подвигом и молитвами. Поэтому естественно для носящего святое имя всегда хранить в себе образ жизни своего небесного покровителя, помощника и молитвенника и с благоговением почитать его икону и день его молитвенной памяти.

Но не всеми именами принято нарекать младенцем. Почтением к святым именам Господа и Богородицы объясняется то, что в православной традиции не принято давать имена «Иисус» и «Мария» в честь своих божественных носителей. Всех православных «Марий» до сих пор называют в честь св. Марии Магдалины, а редкое монашеское имя «Иисус» присваивается не в память Господа нашего Иисуса Христа, а ветхозаветного праведника Иисуса Навина.

Справедливости ради отметим, что многие канонические имена, естественно звучащие на греческом, например, языке, тоже вряд ли желательны для современных русских детей по причине их неблагозвучия, даже если они попадают на день рождения или крещения ребенка.

Такие примеры многочисленны: мужские — Варадат, Горазд, Евпроб, Екзуперанций, Епафродит, Иакисхол, Истукарий, Каздой, Кастрихий, Кукша, Мардарий, Медула, Мелхиседек, Павсикакий, Памфалон, Парфагапа, Примитив, Сасоний, Сосипатр, Соссий, Тиранн, Усфазан, Фармуфий, Худион, Хуздазат и другие. Женские — Андропелагия, Денеготия, Дросида, Екзуперия, Каздоя, Мартирия, Мастридия, Проскудия, Сосипатра, Феопистия, Хрисоплока, Христодула, Яздундокта и другие.

Родители должны помнить, что для их ребенка экзотически звучащее имя может стать тяжелым бременем, определяющим чрезмерную замкнутость или напротив, вынужденно агрессивный образ жизни. Поэтому при выборе неожиданно звучащего имени стоит проявить мудрость и осмотрительность, посоветоваться с родными и священником.

Как ласково звать малыша, нареченного, например, Гордием? «Горя» или «Гадя»?

*** Будет несправедливо вспоминая о имени Бога не упомянуть об одном важном моменте, связанном с этим именем.

Мы уже говорили о молитве Иисусовой, как о постоянном и благодатном повторении обращения ко Господу. В начале XX века в православном монашестве возникло характерное течение — имяславцы, которые утверждали, что в Имени Божием скрыто присутствие Бога, сила и энергия, исходящая от Самого Господа. В краткой форме это положение выражалось словами: «Имя Божие есть Бог». В имяславии Имя мыслилось как мост, соединяющий небесное и земное.

Это учение в крайних своих формах было официально осуждено Церковью, но, тем не менее, имяславцы успели оказать сильное влияние на русскую философию начала века. Например А.Ф.Лосев в 20-х годах написал работу «Философия имени», где дал глубокий анализ «мира как имени». Лосев пишет: «В любви мы повторяем имя и взываем к любимому через имя. В ненависти мы хулим и унижаем ненавидимое через его имя. И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени… Именем и словами создан и держится мир. Имя носит на себе каждое живое существо. Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей».

Происхождение русского православного именослова^

Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху, то есть до X века.

Так же, как и в других культурах, причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными. Помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д.

Имена со славянским корнями прославляли солнце (Ярослав — славящий солнце, т.е. Ярилу), мир (Владимир — т. е. владеющим миром), свет, силу и прочие доминанты духовного мира дохристианских язычников.

Скандинавские имена (Ольга — Хельга) также напоминали их носителям о грозных силах природы, определяющих жизнь человека.

Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Например, равноапостольный князь Владимир принял в Святом Крещении имя Василий, однако широко известен он именно под своим прежним именем.

Помимо основного имени у людей часто бывали и прозвища, которые имели даже священники. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику).

Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).

С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Каждой дате месяцеслова соответствует празднование памяти тех или иных святых. Основание выбора даты могут быть различными: день кончины, канонизации, обретения мощей, посвящения храма и проч.

Формирование месяцеслова, начавшееся с первых веков христианства, продолжается и доныне канонизационными актами Православной Церкви. Каноническое написание имен иногда подвергалось исправлению. Самые значительные исправления произошли во время реформы патриарха Никона в 1670-х годах.

***

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: в соответствии с общей кампанией по борьбе с религией во всех её проявлениях проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова.

Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались и люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. «Малентро», т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; «Даздраперма», т.е. Да здравствует Первомай, «Вилен» т.е. В.И.Ленин и т.д.).

Справедливости ради надо отметить, что процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о.Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Но, тем не менее, советская десакрализация имен сделала свое дело. И в наши дни мало кто из носителей имен даже великих святых что либо знает о своих небесных покровителях или в той или иной степени чтит их память.

Разделение звучания имени, его поверхностного смысла и смыслового наполнения, то есть благоговейного соотнесения своей жизни с жизнью святого, привело и к широкому заимствованию имен из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д.

Имя перестало быть глубоким, стало носить лишь характер бирки. И хотя русское общество опять возвращается к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен. Конечно, не обошлось тут и без естественного стремления «массовых культур» к усреднению и стандартизации.

Старые традиции празднования именин^

Как мы уже говорили, на Руси обычай давать второе — крещальное имя, восходит к X веку, ко времени Крещения Руси.

Несмотря на то, что день памяти своего святого с древности отмечался молитвой в храме и причащением святых Христовых Таин, что отражено и в различных летописях и даже Катихизисах, широкое празднование именин началось на Руси примерно с XVII века.

По обычаю, семья варила пиво, пекла имениннику калачи, караваи. С утра именинник с родными ходил в церковь, причащался, ставил свечи, прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя и заказывал молебен за здравие. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. А вечером приходили гости, и устраивался праздничный ужин с песнями.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

***

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, более того, в 20-30-х годах празднование именин подвергалось официальному гонению.

Диавол лишен дара творчества, поэтому вместо создания чего либо собственного советская власть лишь извратили церковные обычаи. Вселенские соборы были спародированы съездами коммунистической партии, иконы — повсеместными портретами вождей, погребение — гражданской панихидой. Также и Крещение попытались заменить на особый ритуал — «октябрины» и «звездины», при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители». Иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Как и многие другие культурные традиции, последние десятилетия находилось в забвении, Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д.

Обязанности крестных^

Во время таинства Крещения младенец не может самостоятельно обещать оставаться верным Богу в течение всей своей жизни. Поэтому крещальные обеты дают за него его крестные родители. Эти люди (как правила совершеннолетние мужчина и женщина) должны быть достаточно воцерковленными людьми, искренне и осмысленно верующими.

В их задачу входит воспитание младенца в вере и благочестии, любви к Храму Божию. Они должны следить за регулярным причащением младенца, дарить на День Ангела подарки, иным образом участвовать в жизни семьи ребенка. Иными словами в лице крестных семья получает новых родственников по духу. Это родство может быть и крепче уз плотского родства.

Отсюда видно, какие высокие требования предлагает Церковь для крестных родителей. Но всегда ли мы руководствуемся этими требованиями при выборе крестных родителей для своих детей? Не часто ли крестными становятся случайные, практически неверующие люди, которые ни себе ни тем более наших детей не способны воспитать духовно и достойно?

Постоянно крестные забывают даже о том, что надо дарить подарки на день рождения, день Ангела и самое главное — при этом надо за крестников молиться, давать наставления в духовной жизни.

Родня, выбирая крестных, часто думает о материальной выгоде, совершенно не понимая, что крестный — это духовный наставник, который будет за ребенка молиться.

Но сегодня приходя крестить ребенка, мало кто интересуется, в честь какого святого назван ребенок, отсюда даже и не знают, когда у него День Ангела, когда отмечать именины, и как это делать.

О праздновании именин сегодня^

Мы сегодня много говорим о возрождении семьи. Это насущная проблема, коренящаяся не только в финансовых и материальных трудностях. Очень важна духовная составляющая мировоззрения молодых людей, отнять которую сегодня так стремятся разномастные «борцы за права и свободу человека». Не секрет, что много детей в малообеспеченных семьях, а богатые люди презрительно предпочитают «не плодить нищету».

Необходимо напомнить обществу, что жизнь человека, зацикленная только на удовлетворение собственных потребностей, обречена на забвение, потому что не привита к вечности.

Необходимо осмыслить духовное значение нашей жизни, вернуть благодатный смысл нашим именам. И возрождение традиции праздновать крещенным людям именины — прекрасный повод, идеальный праздник для укрепления семьи, замечательная традиция, которую надо вспомнить и насаждать.

Ведь история семьи в отличие от истории нашего Отечества, пишется такими небольшими и неприметными вещами и событиями. Куда более мелкие традиции бережно хранятся и отмечаются в семьях. А это — повод самый торжественный, самый святой. Это особый детский праздник, своеобразный Новый Год ребенка. Уж куда лучше, чем мнимые и чрезмерно политизированные праздники 1 мая, 8 марта.

Если мы хоть по факту крещения признаем себя православными, то надо приучать ребенка с детства молиться своему святому, отмечать день памяти этих святых прилично случаю, благочестиво подражая нашим предкам.

В этот день обязательно надо причаститься, да и вообще взять за обычай всякое празднование и всякое доброе дело начинать молитвой в храме и причащением. А затем в удобное время собрать родных и близких за праздничным столом, за которым должно быть много веселья, но мало пьянства.

Бесценной семейной реликвией должны быть крещальная одежда и крестильный крестик, который надо бережно хранить всю жизнь.

***

Задумывались ли Вы, как много в жизни зависит от Вашего имени? Оно как зерно дается нам в надежде, что мы вырастем в меру наших славных предков или даже превысим их свершения.

Наше имя через употребление в Таинствах привязывает нас к вечности, если только мы осознаем это и стремимся своей жизнью это показать.

Наше имя свидетельствует о надежде на преображение нашей жизни, пока так далекой от данных нами при крещении обещаний.

Оно дает нам эти важные качества, определяет наши стремления и свершения. Оно звучит для нас с рождения всю жизнь. Оно часть нашей личности. Берегите его и почитайте Того и тех, в честь кого мы, христиане, названы.

Источник: http://osiluan.ru

azbyka.ru

В чем разница между Днем рождения, именинами и Днем ангела?

День Ангела и именины – праздники, которые на слуху у каждого, но очень мало кто сегодня отмечает их должным образом. В народном сознании именины давно уже отождествляются с днем рождения. «Именинником» мы называем того, кто отмечает свое взросление на еще один год. Дети развлекаются игрой в известную игру «Каравай», где все они поют: «На именины испекли мы каравай». Верующие, конечно, помнят, когда у них и их родных день Ангела, но зачастую ограничиваются лишь устными поздравлениями. Тогда как еще 150 лет назад в России празднования этих дат были окружены множеством традиций, сохранившихся сегодня только в фольклорном наследии.

Что такое именины

Чтобы понять, что такое именины, сначала надо разобраться с тем, как именно давали детям крестильное имя. Теоретически у родителей был выбор, как назвать ребенка, сразу из трех дат:

  • непосредственно день рождения;
  • по традиции, т. е. давать имя на восьмой день от родов;
  • сороковой день от рождения (когда ребенка приносили в храм и крестили).

На практике обычно называли малыша по тому, какой святой праведник покровительствовал дню его крещения. Покрестили сына, например, в день Василия Великого – Василием его и называли. Считалось, что так угодно Господу, а этот день был духовным рождением нового православного человека. 

Именины – день, когда человека покрестили и определили ему духовного святого покровителя. Они на Руси почитались, отмечались с большим вниманием и почтением, а традиции отмечать день появления на свет не было.

День Ангела

Что же такое день Ангела? Хотя само по себе это понятие не ново, смысл его претерпел некоторые изменения с течением лет. Для того чтобы разобраться в вопросе, нужно понять концепцию святого покровителя. 

Считалось, что тот праведник, в день которого родился человек, будет сопровождать его всю жизнь, направляя в тяжелые моменты и оберегая от бед. Естественные для течения веков трансформации постигли и это понятие, вследствие чего святой покровитель стал в народном сознании отождествляться с ангелом-хранителем. Однако православная Церковь имеет другой взгляд на данный вопрос. Канонически считается, что ангел-хранитель – невидимый людям духовный наставник, служащий силам добра, которого Бог назначает каждому человеку при рождении. При этом имени нашего личного хранителя знать мы не можем, соответственно, со святым покровителем они – разные личности. 

В современности это понятие снова претерпевает изменения. Детей называют уже не по церковному календарю, а по собственному желанию. Часто имя ребенка не совпадает с покровителем дней его рождения или крещения, поскольку было выбрано совершенно бессистемно. Мало кто из современных людей, рожденных в последние три десятка лет, знает конкретную дату, когда его крестили. Если раньше именины и день Ангела были синонимичными терминами, то сегодня отмечать память последнего можно совсем в непредсказуемую дату. Ведь не все Татьяны родились 25 января, при этом не всем девочкам, рожденным в эту дату, дают имя Татьяна. 

Так что сегодня день Ангела – это та дата, в которую Церковь вспоминает вашего святого покровителя. При этом необязательно она совпадает с именинами. Более того, этот праздник может быть не один в году! У многих святых, помимо личных памятных дат, есть также и соборные. Например, мужчины, названные в честь Сергия Радонежского, могут отмечать день Ангела 8 октября (преставление), 18 июля (обретение мощей) и 6 июля (собор Владимирских святых). 

Разница между именинами и днем Ангела

Внимательно проанализировав вопрос, несложно выяснить разницу этих двух понятий. Долгое время они были тождественными. Более того, для русского человека, живущего за три века до нас, «ангел» ассоциировался с ангелом-хранителем и соборным праздником «небесных бесплотных сил», а святой покровитель был отдельной личностью. 

Но сегодня все иначе. Смысл понятий путается. Мы поздравляем человека с именинами в день его физического рождения, т. е. появления на свет. Именинами называют любую дату памяти святого покровителя. В историческом и традиционалистском контексте именины – день крещения ребенка, когда ему дают святое имя, с которым он и предстанет перед Богом.

Сегодня уместно говорить об именинах тех людей, которых назвали не бессистемно, а в соответствии со Святцами, или тех, у кого собственное и крестильное имя различается (например, Дина, ведь по Святцам ее покровительницей будет Евдокия). Те же люди, чьи имена никак не совпадают с датой крестин, отмечают день Ангела (своего покровителя). Дата эта может на несколько месяцев отставать от конкретного события (рождения ребенка). 

На практике эти понятия остаются синонимами, и мало кто понимает их разницу. 

Как праздновали именины на Руси

Традиции празднования именин сочетали в себе как бытовые обрядности, так и церковные. Посещение храма было обязательным. С самого утра именинник отправлялся в церковь, чтобы помолиться хранящему его святому и причаститься. В храм он шел не один, а с родственниками. Те заказывали молебен за здравие, также ставили свечи у иконы покровительствующего праведника.

Одной из основных бытовых традиций было приготовление караваев. Отсюда и корни у известной детской игры, упомянутой в начале статьи. Большие пироги оригинальной формы обязательно были с начинками, а сверху украшались именем виновника торжества. Их разносили или отсылали близким и друзьям, обязательно посещали дома крестных отца и матери. Для них были подготовлены самые большие и красивые пироги.

А вечером все приглашенные друзья и родственники собирались в доме, чтобы отпраздновать именины. Во главе стола обязательно стоял большой каравай с начинкой из изюма. Сегодня эта традиция вылилась в обычай ставить на стол праздничный торт со свечами. Пирог разламывали над головой именинника, осыпая его изюмом. Гости говорили: «Чтобы на тебя так золото сыпалось». Именно так желали человеку достатка в семье. 

День рождения

Традиция отмечать дату физического появления на свет возникла в Советскую эпоху. Она была попыткой властей заставить людей забыть о христианских обычаях. Каравай с начинкой из изюма трансформировался в праздничный торт. Дни рождения государственных деятелей стали отмечаться с народным размахом (именно так, как в царской России отмечали именины государей). Постепенно эта искусственная подмена понятий стала причиной, что сегодня многие путают день рождения с именинами, при этом не знают, как правильно их праздновать.

Но к счастью, отмечается тенденция возрождения русских обычаев, и празднование именин приобретает все большую популярность среди православных людей.

pravednik.info

Как правильно праздновать именины

Регистрация · Забыли пароль?

Понимая, чем именины отличаются от дня рождения, легко понять и разницу в том, как их следует праздновать. День Ангела имеет глубокий духовный смысл, ведь это – день памяти вашего святого покровителя.

Как учил святой праведный Иоанн Кронштадтский, мы вспоминаем своих святых, чтобы и они «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом... Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними, обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не оте­чество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассуд­но, грешно... богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

А это значит, что просто праздничного застолья и приглашения гостей в этот день недостаточно, и не подарки должны стать главной радостью. В день именин православные люди обязательно приходят в храм, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. И готовятся они к этому заранее.

Конечно, нет никаких препятствий устроить в день Ангела праздничную трапезу в кругу самых близких людей. Но шумному веселью с банальным «налей!», как это часто бывает на взрослых праздниках, там не место. Это должно быть тихое торжество, спокойное общение, наполненное духовной радостью. Кстати, если ваши именины выпадают на постное время, то и стол должен быть постным. В Великий пост празднование именин переносится с будних дней на ближайшую субботу или воскресенье. 

«Малые именины» - это тоже особый день в жизни христианина. Он не такой торжественный, праздник здесь вряд ли будет уместен, но посетить храм в этот день также необходимо.

Надо сказать, что традиция отмечать именины, конечно, была уже и в дореволюционной России, и в древней Руси, да и в любой христианской стране. Но за долгие годы безверия она забылась. Возвращаясь в храмы, принимая Крещение, вновь обращаясь к поминанию святых мы восстанавливаем традицию празднования именин. Это значит, что у нас много возможностей, но на нас лежит и большая ответственность: ведь то, как мы привыкнем вести себя в этот день, к чему приучим своих детей, закрепится и у следующих поколений.

Поэтому мы должны каждый раз наполнять этот праздник тихой, светлой радостью. Готовиться к нему лучше заранее – покупать подарки, выбирать праздничный наряд, и, главное, заниматься подготовкой к Причастию. Минуты радости хочется повторять снова и снова, и эта традиция легко войдет в нашу жизнь.

Читать также:

О понятии праздника именин. Читать

Как определить день именин? Читать.

Что дарят на именины? Читать

Именины сегодня

30 октябряАлександр, Андрей, Антон, Кузьма

Именины по именам

Мужские имена:

Женские имена:

idrp.ru

Именины. День ангела

В имени — душа человека

Когда Церковь в таинстве Крещения дает младенцу имя святого, то тем самым она стремится направить его на верный путь, ведь в духовной жизни это имя уже «реализовано». А вот людям, которые от рождения носят неправославные имена, при крещении обязательно дают имя из святц. Человек, носящий имя святого, всегда хранит в себе его образ. Святые радуются и скорбят вместе с нами, принимая участие во всех событиях нашей жизни, будь они хорошими или плохими. В старые времена святых даже называли Ангелами тех людей, которые были названы в их честь. Давайте разберемся, так ли это на самом деле?

 

Святой покровитель — это наш ангел-хранитель?

Господь человеку дает одновременно двух Ангелов. Первый — Ангел-хранитель, который защищает нас от зла и помогает творить добро. А второй Ангел — святой угодник, чье имя мы носим на протяжении своей жизни; он молит Бога о нашем благополучии. Молитвы святого более достойные и угодные Богу, чем наши, поэтому они принимаются быстрее, чем наши грешные молитвы. Так объясняет нам Св. Феодор Едесский. Нужно понимать, что нельзя путать этих двух святых, нужно осознавать разницу. Соответственно, в молитвенном правиле одну молитву следует читать Ангелу-хранителю, а другую — святому, чье имя дано нам при крещении.

Лубок. Художник: Александр Простев

История празднования именин

Существует традиция, пришедшая из давних времен: в день рождения человека петь ему песенку про каравай, который испекли на именины. В дореволюционной России во многих случаях день рождения и именины совпадали. На именины всегда пекли караваи, пироги, калачи и даже варили домашнее пиво. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь на службу, заказывал молебен за здравие. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивалась праздничная трапеза.

В советское время празднование именин, как и многие другие религиозные традиции, находилось в забвении, а в 20-30-х годах ХХ века вообще подвергалось официальному гонению. Поэтому в наши дни нечасто встретишь человека, названного по святцам. Вот и получается, что именины и день рождения у многих на самом деле приходятся совершенно на разные дни. Однако совсем искоренить вековые народные традиции безбожникам не удалось. Ведь именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан, прежде всего, с таинством Крещения и с именами, которые носят небесные покровители людей.

Икона. Ангел-хранитель. 17 век (ГИМ)

Особенно пышно отмечались царские именины, то есть день тезоименитства, которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные приходили к царскому двору с тем, чтобы преподнести подарки и принять участие в праздничной трапезе. Иногда царь лично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.  

Как встретить именины

У православных христиан и сегодня день духовного рождения человека отмечается как гораздо более важный, чем день его телесного рождения. В дни своих именин верующие посещают церковь. После приглашают родных и близких на праздничную трапезу.

Репродукция картины «Именины». Художник Ю.Н. Кротов

Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.

 

Что принято дарить на именины

В день именин лучшим подарком будет то, что способствует духовному росту человека: икона, богослужебная и духовная литература, аудио и видеозаписи духовного содержания.  

 Именины по церковному календарю

Первоочередная функция любого имени — одним словом показать суть, выявить характерную особенность человека, который носит это имя. По церковной традиции имена новорожденным нарицаются из имен святых, препадающих на восьмой день от рождения. В настоящее время имеет место послабление, т. е. имена мальчикам даются в период от рождения до восьмого дня, а девочкам — еще и назад на восемь дней. Если же и здесь нет устраивающего имени, то берете понравившееся, а святого заступника с этим именем находят, двигаясь вперед по календарю. ​Если же имени, которым назвали человека, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина — Евдокия, Домника, Лилия — Ливия, Вероника — Ника, Алиса — Александра и так далее. Также согласно православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа — Мари́я и Исус. Редкое имя Исус присваивалось в память не Исуса Христа, а праведного Исуса Навина.

В церковных записках пишут только имена, данные при крещении.  

Русский христианский именослов

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое —  известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они перешли  в фамилии.

С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самыми русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья.

После революции с именинами начали серьезную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины». Был разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз. Борьба с «пережитками» доходила до абсурда: так, в 20-х годах прошлого столетия цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин». Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались и люди. Выдумывались «революционные» имена, многие из которых теперь звучат абсурдно, например,  Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.

Также шло заимствование имен из других культур — западно-европейских (Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к христианским именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен.  

Как узнать день своих именин?

День именин с рождения известен человеку, крещеному и выросшему в православном окружении. К сожалению, в современном мире чаще всего случается так, что люди, крещенные во младенчестве по всем христианским традициям, не знают не только дня своих именин, но даже и того, в честь какого святого они были названы.

Что же делать, если в церковном календаре святых Александров около тридцати, а Иоаннов около восьмидесяти? При этом даже у одного святого дней памяти может быть несколько! Как же взрослому человеку правильно определить свой день именин? Существует следующее правило: именинами принято считать ближайший день поминовения святого (чье имя человек носит), который следует после календарного дня рождения этого человека. Этот святой и является небесным покровителем своего земного тезки. Кстати, слово «тезка» происходит от греческого слова «тезоименитый», что означает «соименный, с тем же именем». А вот все остальные дни памяти святого являются малыми именинами.  

Зачем нужно знать своего святого покровителя?

Всякому христианину следует изучить житие своего святого покровителя, чтобы быть достойным носителем имени, данного при крещении. О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:

Святый/преподобный/святитель Христов (имя рек) моли Бога о мне грешнем/ней.

Также необходимо иметь в домашнем иконостасе икону своего небесного покровителя. Может случиться так, что человек носит какое-то редкое имя, и икону своего святого ему трудно найти. В этом случае можно приобрести икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Наши святые способны воодушевить нас своим примером терпеливо идти по своему жизненному пути. Ведь святой покровитель — это такой же человек, как и мы, только сумевший безропотно и достойно преодолеть все трудные испытания своей земной жизни. Святые — словно яркие путеводные звезды, помогающие найти путь в Царство небесное.

Достойным примером земной жизни святые помогают своим подопечным встать на путь спасения. Нам стоит знать их подвиги, чтобы научиться достойно подражать им. Для мирянина подражание святому — это не уход от всего мира, но это в любом случае подвиг самоотвержения. Нам следует искать душевных благ, вместо того чтобы привязываться к земным. А также мы должны повиноваться властям и законам. Наша задача — исповедовать христианские убеждения и жить по божественным законам. Для этого мы и должны изучать жития святых, чтобы проникнуться их вдохновляющим примером. А потом применить полученные знания к своей мирской жизни.

Вникнув в жизнь святых, можно ясно увидеть их высокие духовные совершенства: смирение, самоотвержение, твердость духа, нестяжательность. Вот этим качествам и следует подражать всем нам в нашей земной жизни. Вспомните, что святые без всякого страха говорили правду, нуждавшимся в ней. А как стойко они переносили все лишения, мороз и зной, жажду и нехватку пищи.

Наша задача — искоренить в себе такие пороки, как самолюбие, корысть и гордость, а вместо них научиться терпению, безропотному снесению обид. Кто сможет воспитать в себе эти важные качества, тот станет достоин носить имя небесного покровителя. Мы приблизимся хотя бы немного к тем подвигам, которые совершали наши святые, и станем достойными священных имен, которые даны нам были при таинстве Крещения. Поэтому знать своего покровителя нужно и важно, чтобы последовать его примеру и прожить достойную земную жизнь!

ruvera.ru

Православный праздник "День Ангела" (для уч-ся 1-4 классов)

(учитель начальных классов, высшая квалификационная категория)

ВЕДУЩИЙ: Встречаем весну долгожданную,

Пусть согревает она нас теплом.

Пришла на Русь Православную

С наступившим Великим постом.

- Для чего мы с вами собрались сегодня? Отгадайте загадку:

В этот день мы будем с ними,

В честь кого мы носим имя.

Новый он, и он старинный,

Праздник – наши…

(ИМЕНИНЫ).

- Правильно, мы собрались отпраздновать именины.

ЧТЕЦ: Месяц март – это месяц весенний,

Очень много в нём чтится святых.

26 число- день особый:

У Викторий всех День Именин.

Пусть бережёт Вас, Ваш Ангел Хранитель,

Ваш небесный святой покровитель!

ВЕДУЩИЙ: Все вы, дети, любите свой праздник – день рождения, и любите получать в этот день подарки от родных и друзей. Но не забудем, что само наше появление на свет является огромным даром, который каждый из нас получил от Господа. От Господа мы получаем ещё один дар – жизнь вечную, которая в отличие от жизни земной не кончается никогда.

ЧТЕЦ: ЧЕЛОВЕК

Человек есть Образ Божий.

И слуга, и господин

Меж собою так похожи –

Бог для всех людей один!

И богатый, и бедняк –

Бог к ним милостив и благ.

Бог их любит, бережёт

И к спасению ведёт.

(В. Шамонин)

ВЕДУЩИЙ: Что это за праздник ИМЕНИНЫ?

/ответы детей/

Господь наш Иисус Христос заповедал Своим ученикам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28, 19). Таинством Святого Крещения мы наследуем жизнь вечную, входим в Церковь Христову, и нам даётся христианское имя. Каждому при крещении Господь дарует и двух особых небесных покровителей: Ангела Хранителя и Святого угодника, в честь которого он получает имя.

ЧТЕЦ: АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ

Ангела Бог при Крещенье мне дал.

Пусть я его никогда не видал,

Знаю и верю, что день изо дня

Он от беды защищает меня!

ВЕДУЩИЙ: Мы верим, что Господь создал не только видимый мир, но и таинственный, сокровенный для нас, бесплотный мир, в котором пребывают совершенные творения – Ангелы.

Господь создал Ангелов по Своему образу и подобию, и поэтому они неизреченно прекрасны и бессмертны. Слово «Ангел» означает «посланник», и, если Бог посылает Ангела на землю, его нельзя остановить ни стенами, ни замками, ни дверями, и появляется он возле нас тогда, когда мы молим Господа о помощи.

ЧТЕЦ: Ангел Света – небожитель –

От печали и невзгод

В Царство Божие, хранитель,

С детства каждого ведёт.

Ангел тьмы желает мщенья –

Бог низверг с Небес его.

Бьются ангелы с рожденья

Из – за сердца твоего.

Милый мой! Живи разумно,

За отечество радей.

Будь прилежным, скромным, умным

И полезным для людей.

(В. А. Смирнов)

ВЕДУЩИЙ: Послушайте рассказ, это событие вам уже знакомо. Мальчик Варфоломей никак не мог научиться читать. Родители очень огорчались, а учитель строго наказывал его. Мальчик усердно молился Богу, просил: «Господи, научи меня читать!» Он верил, что Господь поможет ему.

Как – то отец послал Варфоломея искать лошадей. Он долго бродил по полям и вдруг увидел старца. Тот стоял под деревом и молился. А когда окончил молитву, спросил: «Что хочешь и чего ищешь, отрок?» И Варфоломей ответил, что больше всего на свете хочет научиться читать. Старец вновь стал молиться. А потом сказал: «С этого дня Господь дарует тебе знание грамоты».

-Вы догадались, конечно, что был тот старец не простой человек, но Ангел. Обычно Ангелов мы не видим, потому, что у них нет тела, как у людей. Но если Бог хочет сообщить людям какую – то весть, Он посылает к ним Ангелов. Тогда принимают они видимый образ. Вот и отроку Варфоломею был послан Ангел в образе старца. Так за усердные молитвы и веру Господь научил его читать. Прошли годы. Варфоломей стал монахом с именем Сергий. И теперь вся Россия чтит его как великого угодника Божия. И является он покровителем нашего лицея, мы имеем возможность всегда обращаться к нему за помощью, если возникают трудности в учёбе. Сергий всегда придёт на помощь к тому, кто обращается с молитвенной просьбой.

/на доске написаны слова:

АНГЕЛ – ВЕСТНИК БОГА, МОЛИТВА- ОБРАЩЕНИЕ К БОГУ С ПРОСЬБОЙ ИЛИ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ/

(исполняется песня «Ангелы в небе»)

ВЕДУЩИЙ: У каждого из нас есть имя. Многих из нас назвали в честь бабушек, дедушек или других родственников. А кто – то считает, что имя ему выбрали совершенно случайно. Если имя не выдумано, а дано нам в честь святого угодника Божиего – того, кто своими делами прославил Господа Иисуса Христа, то именно он становится в таинстве Крещения нашим небесным покровителем и оберегает нас на жизненном пути.

- Кто знает, что обозначает ваше имя?

/ответы детей.

Поэтому важно знать не только значение собственного имени, но и жизнь своего небесного покровителя и обращаться к нему за помощью и поддержкой в своих молитвах Не случайно ведь говорится: «По имени и житие».

ЧТЕЦ: ПРАЗДНИК РАДОСТНЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ

Праздник радостный, священный, -

Праздник наших именин.

Чудом Таинства Крещенья

В жизнь вошёл христианин.

В годы странствия земного

Он пустился не один.

Имя и любовь Святого

Навсегда пребудут с ним.

С благодарностью сердечной

Чтим заступников святых,

Повторяя неизменно:

Дивен Бог во славе их!

/именинники рассказывают о жизни своих святых/

ВЕДУЩИЙ: Когда человек хочет унизить другого, обидеть его, он коверкает имя, или обращается к человеку пренебрежительно: Ванька, Толька, Манька. Но этим обижают не только этого человека, но и его Небесного покровителя. Самое обидное и злое, что могли придумать люди – это кличка. В древние времена людей звали, а животных кликали. В толковом словаре русского языке сказано: кличка – имя домашнего животного.

- Как вы думаете, мы уважаем, ценим человека, если называем его не по имени, а по кличке?

/ответы детей.

-Унижая человека, мы уважаем себя?

/ответы детей.

- О ком окружающие люди думают плохо, о том, кто обзывает или о том человеке, которого обзывают?

/ответы детей.

-А среди вас есть ребята, которые хотят, чтобы его называли по кличке?

/ответы детей.

-Помните, ребятки, что если вы не хотите чтобы с вами поступали плохо, значит и самим нужно уважительно относиться к окружающим людям.

ВЕДУЩИЙ: Вместе с именем каждый из нас обретает и свой особенный праздник – день именин, в который Церковь совершает память его святого покровителя. Раньше в России был благочестивый обычай : человека крестили в честь того Святого, чья память совершалась в этот день. День крещения становился и днём его именин, а так как при Крещении человек обретал Ангела Хранителя, то именины часто называли Днём Ангела. Есть у нас такая православная традиция: поздравлять именинника песнопением с пожеланием ему «многая и благая лета». Давайте и мы все вместе поздравим наших именинников.

/все поют поздравление – песнопение/

ЧТЕЦ: Именины у меня,

День сегодня радостный,

Помолюсь святому я

И пирог съем праздничный.

Но сначала в храме мне

Нужно побывать,

Причаститься Тайн Святых,

На год взять благодать.

И Святой мой рядышком

Будет здесь стоять,

Потому что Именины

Будем с ним мы отмечать.

Буду стараться всегда

Имя своё с честью нести,

Чтоб не омрачить слезой

Лика твоего, мой Святой. (И. Попова)

ВЕДУЩИЙ: А теперь все встанем в круг, а именинники встанут в центр. Мы будем водить хоровод, и говорить пожелания нашим именинникам.

/именинник закрывает глаза, вытягивает руку вперёд и указательным пальцем показывает на детей в хороводе, когда хоровод остановится, тот на кого показывает палец именинника, говорит пожелание/

ХОРОВОД:

Как на (Викины) именины

Испекли мы каравай

Вот такой вышины (дети поднимают руки вверх),

Вот такой ширины (руки в стороны),

Вот такой низины (присаживаются, руки вниз),

Вот такой ужины (поднимаются, ладони вместе).

Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.

ДЕТИ: (говорят свои пожелания, привожу примерные)

***

В день ваших именин

Желаем всяческих, благ земных,

Желаем жить вам, не старея,

До сотни лет среди родных.

***

В жизни скромной, повседневной –

Чтоб каждый час вам приносил

Побольше бодрости душевной,

Физических побольше сил.

***

Желаем вам:

В работе – скорости,

В здоровье – бодрости,

В счастье – вечности,

В жизни – бесконечности.

***

Желаем вам:

От солнца – тепла,

От людей – добра,

От мамы с папой – нежности,

От друзей – любви и верности.

***

Желаем в жизни много счастья.

Любви, душевного тепла,

Чтоб миновали вас ненастья,

Вся жизнь, чтоб светлая была!

ВЕДУЩИЙ: Чтобы вы запомнили значение своих имён, давайте поиграем ещё в одну игру, а называется она «Хлопни шарик».

/карточки с именами гостей и их значение пишут на мягкой бумаге, сворачивают и кладут в шарик. Шарик надувают и завязывают. Во время игры именинники и гости по очереди прокалывают шарики, читают имя, хозяин имени должен сказать, что обозначает его имя, если участники игры затрудняются, то лопнувший шарик ученик читает значение имени, написанное на карточке./

ВЕДУЩИЙ: Молится принято за всех своих ближних, тех людей, которые всегда нам помогают, любят нас, всегда рядом и готовы прийти на помощь.

ДЕТИ: РОДИТЕЛЯМ

Когда нам грустно и тревожно

Нас мама обнимает.

Когда совет нам нужен срочно –

Мы к папе подойдём.

Ну а бабуля и дедуля

Всё на свете знают,

У них сочувствие и ласку

Мы всегда найдём.

(Е. Буровцева)

КРЁСТНЫЕ

У меня есть крёстные,

Крёстные родители.

И они – земные

Ангелы – хранители.

Молятся за крестника,

То есть за меня.

И за милых крёстных

Помолюсь и я.

( Надежда Малинкина)

ВЕДУЩИЙ: По традиции в это День именинникам дарят подарки и угощают всех гостей именинным пирогом и чаем, наши именинники приглашают всех к столу отведать угощения.

/именинникам вручаются подарки(можно подарить икону Святого или Ангела- Хранителя, или книжку – подарок с жизнеописанием Святого и другое), все дети садятся за стол с именинным пирогом и чаем, угощаются, благодарят родителей именинника за угощения, после читается молитва святому, которого чтят в этот день./

ДЕТИ: Мы пришли не напрасно –

Это всем уже ясно,

И сидели за этим столом.

Именинников поздравили,

Свечи их Святым поставили,

Помолились Ангелам – Хранителям.

За пироги родителям спасибо!

Поклон Вам низкий, до земли.

Пусть дети Вам приносят радость,

И не приходит в сердце старость,

Пускай Святые всех хранят,

Повсюду Бога славят так:

« Господи, храни всех чад

И не остави в трудный час,

Спаси заблудших нас овец,

Как самый любящий Отец.»

(И. Попова)

/все читают благодарственную молитву «Благодарим Тя…», далее молитву своему святому: «Моли бога о мне, святой угодниче Божий /святая угоднице Божия/ (каждый называет своё имя в звательном падеже), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику/скорой помощнице и молитвеннице/ о душе моей». Молитву Ангелу Хранителю: « Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави, на путь благий направи. Аминь».

Ангелы в небе высоком живут.

  1. Ангелы в небе высоком живут,

Богу Всевышнему славу поют,

К Небу возносят молитвы людей,

Сладкие грёзы детей.

ПРИПЕВ: Господи мой, сердце открой,

Дай мне услышать ангельский хор.

Господи мой, сердце открой,

Знаю, Ты Бог Живой.

  1. Ангелов Бог посылает с Небес

Для возвещения Божьих чудес.

Радость и счастье приносят они –

Вестники Божьей любви.

ПРИПЕВ:

ПРИПЕВ:

infourok.ru

Именины: что такое день Ангела?

Каждый из нас, наверное, помнит известную песню про именины и каравай, которую родители и друзья пели нам в детстве. Но все ли знают, что это за праздник?

Именины – это важный день для христианина. Некоторые люди полагают, что это и есть наш день рождения. Однако это не всегда так. В данной статье мы разберемся, что такое день ангела, как определить дату этого торжества и как его отмечать.

Что это за праздник

В начале жизненного пути каждому из нас дается имя, которое играет немаловажную роль. Многие люди даже верят, что оно способно повлиять на судьбу! Христиане придают очень большое значение имени человека.

Именины – уникальный христианский праздник. Считается, что если человек не крещен, то его душа не оберегается хранителем с небес. После священного обряда крещения Господь посылает нам защитника, а дата нашего крещения символизирует духовное рождение личности.

Именинами считается день, посвященный памяти святого, чьим именем назван человек. По религиозным повериям, святой, в честь которого нас нарекают, становится нашим покровителем. Он оберегает нас от всевозможных бед и несчастий на протяжении всей нашей жизни. Вот почему этот праздник еще называют днем ангела.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Также именины иногда называются днем тезоименитства. Это слово пришло к нам из Древней Руси, где обозначало день ангела высокопоставленной персоны или царской особы. В наши дни такое название праздника считается устаревшим, поэтому в народе используется очень редко.

Рекомендуем: Почему так важны семейные традиции?

Почему же люди часто путают именины с днем рождения, и в чем отличие этих двух праздников? Дело в том, что наши предки не сталкивались с проблемой выбора имени для своего ребенка. Раньше на Руси имя новорожденному выбирал священнослужитель по православному церковному календарю, иначе называемому «святцы».

В таком календаре для каждого числа месяца указаны имена святых, чей день памяти приходится на эту дату. Здесь для любого православного имени вы также найдете его значение и историю происхождения. Священник выбирал имя ребенку в честь святого, память о котором чтили в день рождения малыша.

Поэтому раньше у большинства людей день ангела и день рождения приходились на одну и ту же дату. Именно эта причина нередко вызывает путаницу. На деле же это абсолютно разные праздники. Днем рождения является дата, когда мы появились на свет, а именины – это день памяти святого, чье имя мы носим.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Некоторые религиозные семьи и по сей день используют православный календарь имен, чтобы решить, как назвать своего ребенка. Календарь ежегодно обновляется по мере канонизации святых. Если в день рождения дочери или сына не почитается ни один святой, то родители смотрят на ближайшие числа в календаре, следующие за днем появления малыша на свет.

Рекомендуем: Приметы на Троицу

Раньше на Руси именины считались более важным событием, чем день рождения. Это торжество отмечали с большим размахом – приглашали гостей, устраивали танцы, дарили подарки, пекли каравай. Именины сегодня, к сожалению, уже менее распространенный праздник, со временем он утратил свою популярность. Тем не менее некоторые православные семьи все еще сохраняют традицию отмечать день ангела.

Первый день ангела, следующий за датой вашего рождения, называется также «большими именинами». Как правило, именно в эту дату человек празднует свой день ангела. Остальные дни памяти святых, носящих это имя, называются «малыми именинами». Некоторые люди отмечают и их.

Если вы хотите назвать ребенка неправославным именем, которого нет в святцах, то для крещения батюшка предложит выбрать созвучное или аналогичное по значению имя. Например, если ребенка зовут Егор, он будет окрещен именем Георгий, Анжелика станет Ангелиной, а Дина – Евдокией.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Как отмечается день ангела

Издавна именины считались у христиан особенным праздником, который сильно отличался от других. Его не проводили как обычный будний день, он был посвящен святому, носящему это же имя и оберегающему человека на протяжении всей его жизни.

Несмотря на то что сейчас день ангела уже не так популярен, многие православные семьи все же любят его отмечать. Как его обычно празднуют современные христиане — расскажем далее.

Именинник должен посетить церковь, причаститься и помолиться святому, в честь которого назван, и поставить ему свечу. В этот день необходимо исповедаться и поблагодарить Бога за все дарованные блага.

Как правило, празднование дня ангела не предполагает большого числа гостей. Дома организуется праздничный стол, за которым собираются только самые близкие друзья и члены семьи. Это не должна быть шумная вечеринка с выпивкой и танцами. Такое торжество обычно довольно душевное и спокойное.

Так как этот праздник широко отмечался именно в Древней Руси, то можно украсить место торжества соответствующими предметами, стилизованными под старину. Развлечения и меню можно придумать, также опираясь на старые традиции.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

По старым традициям, на такой праздник принято печь каравай. Об этом вкусном угощении даже поется в песне про именины! Идеально, если именинник сам испечет это великолепное мучное изделие. Каравай должен быть большим, начинки можно выбрать разные – рыбу, грибы, ягоды.

Еще одной интересной традицией является то, что каравай не разрезают ножом, а разламывают над головой именинника. И если на голову ему упадет много хлебных крошек, то грядущий год принесет много счастья.

По церковным канонам, из алкогольных напитков на столе должно присутствовать только красное вино. Остальной алкоголь на торжестве неуместен.

Обязательно нужно пригласить своих крестных родителей на праздник, ведь именно они несут ответственность за человека перед Богом. Им полагаются самые вкусные кусочки пирога, так как эти гости являются особенно почетными за праздничным столом.

Рекомендуем: Зачем нужна молитва на сон грядущий?

Подарки, которые принято дарить человеку на день ангела, должны быть связаны с именем. Это могут быть именные статуэтки, кружки или амулеты, икона со святым покровителем или книга о нем.

Не только именинник получает подарки. По христианским традициям, и сам «виновник торжества» должен принести памятные дары своим гостям. Тут уж все зависит от его фантазии, но это не должны быть очень дорогие и обязывающие подарки. Самые ценные подарки должны быть вручены крестным родителям.

Зачастую комнату украшают изображениями ангела-хранителя. Некоторые именинники даже заучивают молитву, посвященную своему святому, чтобы перед началом трапезы прочитать ее в знак благодарности своему покровителю.

Так христиане отмечают большие именины. На малые именины нечасто устраивают торжественный стол и принимают подарки. Обычно в такой день христиане просто идут в церковь помолиться.

День ангела – это светлый христианский праздник. И хотя именины сегодня перестали быть такими популярными, многие люди все так же с трепетом ждут наступления этого дня, посещают церковь, отмечают торжество, принимают и дарят подарки. В силах каждого человека и всего христианского народа возродить эту светлую и добрую традицию. Автор: Мария Щербакова

www.grc-eka.ru


Смотрите также