История спас нерукотворный


Образ Спас Нерукотворный

В Евангелии и апостольских посланиях совершенно отсутствует описание внешности Христа. Тем не менее, все иконы Господа показывают нам одинаковый образ Богочеловека (даже иконы Богоматери в изображении Ее сильнее отличаются между собой). Это объясняется как раз чудесным созданием собственной иконы Христом. Историю этого удивительного события записал римский историк Евсевий из Палестины, христианин, а также преподобный Ефрем Сирин — святой подвижник Сирийской пустыни. Документ является реальным историческим источником, благодаря описаниям Евсевия до нас дошли многие бытовые подробности жизни Римской империи того периода.

Евсевий писал, что при жизни Христа слава о Нем и Его чудесах распространилась даже до других стран. Правитель города Эдесса (сейчас он находится в Турции) по имени Авгарь направил ко Христу слугу и искусного художника. Авгарь был пожилым человеком и тяжело страдал из-за болезни суставов ног. Он просил помолиться о нем и исцелить недуг, а чтобы самому увидеть Христа (по болезни он не смог этого сделать, а изображений Господа еще не было) — дал указание художнику зарисовать Христа с натуры. Это было обычной практикой в Римской империи: создание портретов и лепка бюстов с натуры. Искусство к моменту земной жизни Христа было достаточно развито, чтобы изображать с помощью светотени: многие считают, что схематичные черты иконописи стали следствием недостаточного понимания создателями образов живописи, но это не так; иконопись имеет собственный язык рисунка, заключающийся в приемах обратной перспективы и символизме.

Когда посланцы царя передали Христу просьбу об исцелении, Господь обещал, что один из Его апостолов посетит Эдессу и просветит его народ светом новозаветного учения. В это время художник царя пытался и никак не мог зарисовать Христа. Тогда Сам Господь взял полотенце (платок, по-церконовнославянски «убрус») и отер им лицо — на платке отпечатался Лик Господа. Вот почему этот образ называется Нерукотворным: руки человека не смогли с помощью красок изобразить Его, но благодать Господа, Его собственная энергия и сила создали изображение. Вероятно, это изображение было подобно Туринской плащанице, где виден Лик Иисуса Христа, как на фотографии.

Так еще при жизни Спасителя возникла первая икона. Царские послы доставили чудесный образ на ткани в Эдессу. Нерукотворный Образ-Мандилион (по-гречески — на ткани) стал почитаться как великая святыня царем. А когда после Вознесения Христа город посетил святой апостол Фаддей, по свидетельству другого историка, Прокопия Кесарийского, он излечил царя Авгаря, проповедовал христианство и совершил много чудес. Тогда образ Спаса Нерукотворного стал городской святыней, оберегавшей эдессян, и был размещен над городскими воротами как знамя Эдессы. На протяжении нескольких веков по молитвам перед ним было совершено множество чудес, а летописец Евагрий Антиохийский записал свидетельства о чудесном избавлении Эдессы от осады врагов благодаря ему.

Увы, один из потомков Авгаря стал язычником и иконоборцем. Чтобы уберечь от уничтожения чтимый образ христиане Эдессы заложили икону камнями в стене. Образ так долго был спрятан, что поколение христиан, переживших гонения, уже не помнило о местонахождении святыни. Только во время новой войны, в VI веке, после молитвы горожан о спасении, епископ города во сне увидел место скрытия образа. Когда каменную кладку сняли, оказалось, что на камнях («на чрепии», по-церковнославянски) также отпечатался Лик Христа. Продолжала чудесно гореть и маленькая лампада, поставленная в прежние века.

Оба образа стали предметом поклонения. Икону, отпечатавшуюся на камнях, назвали Керамидион и поместили в киот, а Мандалион был перенесен в алтарь городского собора, откуда выносился для поклонения верующим лишь дважды в год.

В конце XI века армия византийцев осадила город и требовала сдаться под власть императора. В обмен на мир константинопольцы предложили отдать им чудесный Нерукотворный образ — Мандалион. Жители Эдессы согласились, икона была перенесена в Константинополь. А этот день — 29 августа по новому стилю — теперь является церковным праздником. Это Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день на Руси завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.

В 1011 году художником Западной Церкви был сделан список на ткани с Нерукотворного Образа. Он был перенесен в Рим под названием «vero eikon» — истинный образ и стал известен с названием «Плат Вероники». От этого списка также происходили чудеса, он дал основу обширной иконографии Господа Иисуса Христа в Католической Церкви.

К несчастью, чудотворный Мандилион не дошел до наших дней. Во время крестового похода 1204 года он был захвачен крестоносцами и, по легенде, утонул вместе с кораблем похитителей.

На Русь Мандилион не приносился никогда, однако имелись списки, прославленные чудесами. Древнейшая русская икона Спаса Нерукотворного относится к XII веку и написана предположительно в Новгороде. Изображение ткани на ней отсутствует, поэтому образ относят к Керамидиону (этот вид иконографии Нерукотворного Образа называется «Спас на чрепии»). По мнению искусствоведов, эта икона близка к чудотворному Эдесскому образу. Возможно, его список был привезен на Русь в первые века после ее Крещения князем Владимиром. Образ был почитаемой святыней Московского Кремля, а сейчас пребывает в Третьяковской галерее.

www.o-vere.ru

Икона «Спас Нерукотворный» – от чего защищает, в чем помагает?

Великой для верующих является икона «Спас Нерукотворный» – один из самых первых православных изображений, где представлен лик Христа. Значимость этого образа приравнивается к распятию. Есть несколько списков, представленных известными авторами.

«Спас Нерукотворный» – история происхождения

Многие люди задавались вопросом, откуда взялось изображение лика Христа, если о нем ничего не сказано в Библии, а церковное придание сохранило минимум описаний внешности? История иконы «Спас Нерукотворный» указывает, что подробности о лике донес до людей римский историк Евсевий. Правитель города Эдесса Авгарь был серьезно болен, и он послал к Христу художника, чтобы тот написал его портрет. У него не получалось справиться с поставленной задачей, поскольку его ослепляло божественное сияние.

Тогда Иисус взял полотно (убрус) и отер им свое лицо. Здесь случилось чудо – на материю передался отпечаток лика. Изображение носит название «нерукотворной», поскольку оно было создано не руками человека. Вот так появилась икона именуемая «Спас Нерукотворный». Художник отвез ткань с ликом царю, который, взяв ее в руки, исцелился. С того времени изображение сотворило много чудес и продолжает это дело до сих пор.

Кто написал «Спас Нерукотворный»?

Первые списки иконы стали появляться сразу после установления христианства на Руси. Считается, что это были византийские и греческие копии. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой был сам Спаситель, хранилась у царя Авгаря, и ее описание дошло к нам благодаря документам. Есть несколько важных деталей, на которые стоит обратить внимание, рассматривая портрет:

  1. Материя с отпечатком была натянута на деревянную основу и этот образ является единственным изображением Иисуса, как человеческой личности. На других иконах Христос представлен или с какой-то атрибутикой, или совершающим определенные действия.
  2. Образ «Спаса Нерукотворного» в обязательном порядке изучается в школе иконописцев. Кроме этого, они должны сделать список в качестве первой самостоятельной работы.
  3. Только на этой иконе Иисус представлен с нимбом замкнутого типа, что является символом гармонии и указывает на завершенность мира.
  4. Еще один важный нюанс иконы «Спас Нерукотворный» – лицо Спасителя изображено симметрично, вот только глаза немного скошены на бок, что делает образ более живым. Изображение симметрично не просто так, поскольку оно указывает на симметричность всего, что создано Богом.
  5. Лицо Спасителя не выражает ни боли, ни страданий. Смотря на образ можно увидеть спокойствие, равновесие и свободу от каких-либо эмоций. Многие верующие считают его олицетворением «чистой красоты».
  6. На иконе представлен потрет, но на картинах изображают не только голову, но и плечи, а здесь они отсутствуют. Эту деталь трактуют по-разному, так считается, что голова указывает на главенство души над телом, а еще это служит напоминанием о том, что главным для церкви является Христос.
  7. В большинстве случаев лик изображается на фоне ткани с разными видами складок. Есть варианты, когда портрет представлен на фоне кирпичной стены. В некоторых традициях полотно держится на крыльях ангелов.

«Спас Нерукотворный» Андрей Рублев

Известный художник представил миру большое количество икон и важное значение для него имел образ Иисуса Христа. У автора есть свои легко узнаваемые черты, например, мягкие переходы света в тень, которые полностью противоположны контрастам. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой Андрей Рублев, подчеркивает необыкновенную мягкость души Христа, для чего использовалась нежная теплая гамма. Из-за этого икону называют «светоносной». Образ, представленный художником, был противоположным византийским традициям.

В 1658 году художник создал свое самое известное произведение – лик Иисуса «Спас Нерукотворный». Икона была написана для монастыря, расположенного в Сергиевом Посаде. Она имеет небольшие размеры – 53х42 см. Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» была нарисована на дереве с использованием темперы и автор применял для написания художественные приемы характерные для того времени. Образ выделяется полной прорисовкой черт лица и светотеневой передачей объема.

В чем помогает икона «Спас Нерукотворный»?

Великий образ Иисуса Христа может стать верным защитником людей, но для этого нужно установить с ним молитвенный диалог. Если интересует, от чего защищает икона «Спас Нерукотворный», тогда стоит знать, что она оберегает от многочисленных заболеваний и разного негатива, направленного на человека со стороны. Кроме этого, молиться перед образом стоит о спасении души, за близких людей и детей. Искренние обращения помогут улучшить благосостояние, найти работу и справиться с разными мирскими делами.

Молитва «Спасу Нерукотворному»

Обращаться к образу можно своими словами, главное, делать это от чистого сердца. Самая простая молитва, которая известна каждому верующему человеку – «Отче наш». Она была дана людям самим Иисусом во время его земной жизни. Есть и другая простая молитва «Спасу Нерукотворному», текст которой представлен ниже. Читайте ее каждый день в любое время, когда требует того сердце.

Акафист «Спасу Нерукотворному»

Хвалебный гимн или акафист, как и молитва используется для того, чтобы обратиться к Высшим силам за помощью. Его можно читать самостоятельно в домашних условиях. Акафист «Спасу Нерукотворному», текст которого можно просто слушать, помогает избавиться от дурных мыслей, получить невидимую поддержку и поверить в себя. Учтите, что петь его необходимо стоя, за исключением особых случаев (когда есть проблемы со здоровьем).

Статьи по теме:
Икона «Вера, Надежда, Любовь» – о чем молятся иконе, в чем помогает?

Красивую историю имеет икона «Вера, Надежда, Любовь», которая обладает важным значением для всех верующих. Она наделена огромной силой, и молиться перед ней можно для избавления от разных проблем и привлечения счастья.

Казанская икона Божией Матери – как выглядит и в чем помогает?

Огромной силой обладает Казанская икона Божией Матери, история появления которой похожа на чудо. Есть специальная молитва и акафист и их нужно читать перед этим образом, чтобы решить разные проблемы в жизни.

Икона «Знамение Божьей Матери» – о чем молятся и в чем помогает?

Икона «Знамение Божией Матери» является чудотворной, поэтому верующие регулярно обращаются к ней за помощью. У этого лика очень интересная история появления. Важно знать, в чем помогает образ, как правильно молиться и читать акафист.

Икона Ксении Петербургской – как выглядит, о чем молятся и в чем помогает?

Огромной силой обладает икона Ксении Петербургской, что доказывают многочисленные чудеса, которые она совершила и продолжает это делать. Есть специальные молитвы, предназначены для прочтения перед этим образом, и произносить их важно по правилам.

womanadvice.ru

Икона «Спас Нерукотворный»

Спас Нерукотворный — икона, появившаяся при земной жизни Иисуса Христа. Образ Спаса Нерукотворного изображает только лик Христа, значение и символизм иконы акцентирует внимание на главной цели христианина — установлении личных отношений с Богом. Это образ, говорящий именно о личности, а не о деятельности Христа. В отличие от повествовательных икон, здесь Христос находится в прямом контакте, «лицом к лицу».

Почему Нерукотворный или История возникновения образа

Образ возник на полотенце (плате), которым утирал лик Иисус Христос, увидев, что присланный из Едессы Анания (Ханаан) собирается писать Его портрет. Ананию прислал больной проказой правитель Авгарь V Ухама с просьбой к Иисусу об исцелении. Анании было также поручено написать портрет Христа и принести его Авгарю, если Иисус прийти не сможет.

Важно! Икона Спаса Нерукотворного не имеет автора: ее явление — одно из важнейших чудес, совершившихся во время земной жизни Иисуса Христа.

Найдя Иисуса в толпе слушающих Его проповедь, Анания встал на камень и приготовился писать. Увидевший это Христос умылся водой и утер лик платом, на котором запечатлелся Его лик.

Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа

Этот платок Анания отвез своему правителю, который образом Христовым был исцелен от проказы. Но не до конца — на лице его следы болезни оставались до тех пор, пока он не принял христианство и не поместил дарованный ему Спасителем образ над воротами города, свергнув висевшего там прежде идола.

Потомок Авгаря, вновь впавший в идолопоклонство, пытался уничтожить чудотворный образ. Икону сохранил местный епископ: он замуровал плат в городской стене. Место, где она была сохранена, было забыто жителями Едессы.

Важные события или Празднование в честь иконы

Церковь чтит образ Спаса Нерукотворного ежегодно 16 августа по новому стилю. В этот день на службе читается акафист этой иконе, поются молитвы, обращенные к ней. Дата выбрана неслучайно: 16 августа 944 года образ был перевезен в Константинополь. Его выкупили у Едессы Константин Багрянородный и Роман I.

За 400 лет до этого при осаде Едессы персами образ Спаса Нерукотворного был вновь обретен. Место, где была скрыта икона местному епископу указала Богородица. При вскрытии ниши в городской стене, оказалось, что образ неповрежденным сохранился на плате и запечатлелся на глиняной доске.

Деревянная резная икона «Спас Нерукотворный»

Жители города пронесли образ по крепостной стене с молитвой. Неприятель отступил. Едесса же стала ежегодно чтить святой образ.

В Константинополе реликвия находилась в Фаросском храме Божией Матери. Точная история первой иконы Спаса Нерукотворного неизвестна: есть только предания. Согласно одному из них он был похищен крестоносцами в XIII веке, но увозивший его корабль затонул. Другое предание гласит, что плат перевезли в XIV веке в Геную.

Сейчас никто не знает, где находится реликвия.

Как изображают образ Спаса Нерукотворного

После событий 544 года сформировались два канонических способа изображения Нерукотворного Образа: убрус и чрепие. Спас на убрусе — икона, где лик Христов помещается на фоне светлой материи(убруса). Иногда изображают также ангелов, придерживающих края плата. Спас на чрепии (черепице, кирпиче) изображается на темном фоне или на кирпичной кладке.

Важно! В Православной традиции этот образ рассматривается как одно из свидетельств истинности человеческого воплощения Бога и как основное доказательство необходимости иконопочитания.

Православный интернет-магазин Святцы.Орг — иконы «Спас Нерукотворный».

Самые известные иконы Спаса Нерукотворного

В собрании Третьяковской галереи находится двусторонний образ работы новгородских мастеров XII века, с одной стороны которого Спас на чрепии, а с другой — Прославление Креста. Спас Нерукотворный в версии новгородской иконы XII века — один из наиболее известных списков с Едесской реликвии.

Спас Нерукотворный — первая работа каждого окончившего обучение иконописца. 

Еще один особо чтимый Русской Православной Церковью список Нерукотворного Образа происходит с вятской земли. Он был перевезен в Москву из города Хлынова царем Алексеем Михайловичем. Произошло это тогда, когда на Руси свирепствовала моровая язва, от чего город Хлынов защитила икона Спаса Нерукотворного. Список с вятского образа был воссоздан над воротами тогда еще Фроловской, а в последствии — Спасской башни Московского Кремля.

Надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

По легенде, во время крушения под Харьковом поезда император Александр III удерживал на своих плечах рушащийся вагон, в чем ему помогла икона Спаса Нерукотворного, которую он имел при себе.

Помолиться перед иконой Господа нашего Иисуса Христа «Спас Нерукотворный» можно обо всем, что важно для верующего. Полноценная духовная жизнь невозможна без молитвы и душе необходимы все четыре ее вида: хвалебная, просительная, покаянная и благодарственная.

Совет! Самой простой молитвой, запомнить которую под силу любому человеку, считается Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Икона Спас Нерукотворный

Июл 29, 2019 15:01Администратор

molitva-info.ru

История иконы «Спас Нерукотворный»

Икона Спас Нерукотворный находится в нашем храме Спаса Нерукотворного, с. Каргасок и является престольной иконой  Храма. День празднования Нерукотворного Спаса 29 августа (16 августа по старому стилю). Прочитать историю иконы Спас Нерукотворный можно   по материалам, изложенным в статье: Лидов А.М. Святой Мандилион. (История реликвии // Спас Нерукотворный в русской иконе. М., 2005.)

«Спас Нерукотворный» —  изображение Нерукотворного Образа Спасителя, запечатленного чудесным образом на куске ткани (плате, полотенце), который в Византии называли «Святым Мандилионом», а в Древней Руси «Святым Убрусом» или «Спасом Нерукотворным». Первые упоминания о существовании Образа относится к концу VI века. В середине X века создается «Повесть о Нерукотворном Образе», в которой излагается два предания о возникновении Нерукотворного образа Спасителя. Согласно первой истории топарх Эдессы по имени Авгарь, страдавший от тяжелых болезней, узнал о чудесах Христа и уверовал в Него. Он отправил Спасителю письмо с просьбой прийти и исцелить его. Своему посланнику Анании, который умел рисовать, Авгарь поручил также сделать портрет Христа. Спаситель, получив письмо, написал ответ, в котором обещал не видевшему Его, но уверовавшему Авгарю исцеление и жизнь вечную, а его городу Эдессе – защиту и неприступность. Кроме того, Христос, «умыв водой лицо, а затем вытерев с него влагу поданным Ему полотенцем, соизволил божественным и неизреченным образом запечатлеть на нем Свои черты». Письмо и плат с Нерукотворным Образом были даны Анании для Авгаря, чтобы тот получил избавление от страданий и болезни.

Другое предание о возникновении Мандилиона напоминает о страстях Господних. Нерукотворный Образ возникает во время молитвы в Гефсиманском саду. «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22: 41–44). Тогда, по преданию взяв у одного из учеников кусок ткани, Он вытер им ручейки пота, и тотчас отпечатался Его боговидный образ. После Вознесения Христа апостол Фома передал Нерукотворный Образ апостолу Фаддею, которого он послал к Авгарю во исполнение обещания Христа. При виде апостола, принесшего Мандилион, Авгарь мгновенно исцелился, возложив плат себе на голову, глаза и уста. Он изучил «отпечаток образа на льне» и поразился его чудотворной силе, а апостол Фаддей рассказал ему об «изображении без красок от пота». Апостол Фаддей, совершив множество чудес и исцелив всех больных в Эдессе, крестил Авгаря и его семью. Новокрещеный властитель Эдессы прославил Нерукотворный Образ. Он прикрепил его к доске, украсил золотом, написав на образе слова: «Христе Боже, надеющийся на Тебя не погибнет», и установил перед главными воротами города на том месте, где ранее находилась статуя почитаемого греческого божества. И каждый должен был поклониться «чудотворному образу Христа» как новому небесному покровителю града. Однако внук Авгаря отступил от христианства и решил уничтожить Нерукотворный Образ над воротами города. Узнав об этом, епископ Эдессы закрыл «полукруглую нишу» с Мандилионом черепицей, предварительно поставив перед Нерукотворным Образом светильник. О спрятанном Образе забыли. Мандилион был вновь обретен во время осады Эдессы персами в 544 году, когда епископу Евлалию явилась ночью «некая прекрасная вооруженная жена», которая открыла ему местонахождение Нерукотворного Образа. Евлалий нашел Мандилион неповрежденным, а находившийся рядом с ним светильник непогасшим. Епископ, подняв Образ над головой, обошел по стене город: неожиданный порыв ветра раздул пламя и направил его на персов. Город, таким образом, был спасен.

16 августа 944 года Образ Спаса Нерукотворного был торжественно перенесен из Эдессы в Константинополь во дворцовый храм Богоматери Фаросской, где хранились важнейшие реликвии страстей – Крестное Древо, Терновый Венец, Гвозди от креста Распятия, Багряница Христа. На этот день устанавливается ежегодное празднование, посвященное этому событию. С этого момента Нерукотворный Образ становится одной из главных святынь Византийского мира. После захвата и разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году судьба Образа становится неизвестной. О существовании списков с Нерукотворного Образа известно из литературных источников с VII века. Самый ранний из сохранившихся – створка складня из монастыря Святой Екатерины на Синае середины X века. В XII веке изображение Спаса Нерукотворного приобретает самостоятельное значение. Широкое распространение оно получает в росписях храмов.

На Руси Святой Убрус начинают почитать как истинный образ Христа сразу после крещения. Предание сообщает, что писанный на полотне образ, список с реликвии, был принесен из Византии первым епископом и просветителем Суздальской земли святым Феодором. Самая ранняя из сохранившихся – двусторонняя икона с Образом Спаса Нерукотворного второй половины XII века из Третьяковской Галереи.

Празднование Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа – 29 августа (16 августа по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко, научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Спас Нерукотворный в русской иконе / Авт.-сост. Л.М. Евсеева, А.М. Лидов, Н.Н. Чугреева. М., 2005.

2. Корина О.А. Спас Нерукотворный // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. Москва, 1995.

3. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская Галерея: Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

4. Герстель Ш. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 76–89.

5. Микеладзе К. Т. Отражение легенды о Нерукотворном образе Спаса в грузинском искусстве // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 90–95.

6. Иконография «Спаса Нерукотворного». М., 2000.

7. Мысливец И. Сказание о переписке Христа с Авгарем на русской иконе XVII века // Seminarium Kondakovinaum. Praha. 1932. С. 185–190.

8. Катанский А. Сказание о Нерукотворном образе Спасителя восточные и западные // Христианское чтение, декабрь. С. 471–516.

9. Вздорнов Г.И. Икона Нерукотворного образа Спаса – памятник псковской живописи XV века // Советская археология. 1973, № 3. С. 212–225.

10. Мещерская Е.Н. Легенда об Авгаре – раннесирийский литературный памятник (Исторические корни в эволюции апокрифической легенды). М., 1984.

11. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т.1. Иконография Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. СПб., 1905.

12. Дурново Л.А. Икона Спаса Нерукотворного // Государственный Русский музей. Материалы по русскому искусству. Л., 1928. С. 45–54.

13. Иконы Москвы XIV – XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск II. М, 2007. Кат. № 56, с. 65–69.

14. Иконы XIII – XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007. Кат. № 2, с. 48–51.

Просмотр страниц (974)

kargasok.cerkov.ru

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

Первой христианской иконой является «Спас Нерукотворный», она — основа всего православного иконопочитания. История

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным плотной толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. По приказу Авгаря святой убрус (плат) был наклеен на доску из негниющего дерева, украшен и помещён над воротами города вместо ранее находившегося там идола. И каждый должен был поклониться «чудотворному» образу Христа, как новому небесному покровителю града.

Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник. Со временем место это было забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ и не угасшую за столько лет лампаду, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике – глиняной доске, закрывавшей святой убрус.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного Образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой Образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.

Притихшие едессяне вернулись в город, а шествие с Образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный Образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой Образ в Фаросском храме. В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный Образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы обратили свое оружие против греков и завладели Константинополем. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный Образ. Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный Образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим заканчивается история подлинного Нерукотворного Образа Спасителя.

Существует предание, что Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Плат святой Вероники

На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке.

Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя.

Иконография

В православной иконописной традиции есть два основных вида изображений Св. Лика: «Спас на убрусе», или «Убрус» и «Спас на чрепии», или «Чрепие».

На иконах типа «Спас на убрусе» изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, ткань которого собрана в складки, а верхние концы его завязаны узлами. Вокруг головы – нимб, символ святости. Цвет нимба, как правило, золотой. В отличие от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписанный крест. Этот элемент имеется только в иконографии Иисуса Христа. В византийских изображениях он украшался драгоценными камнями. Позднее крест в нимбах стали изображать состоящими из девяти линий по числу девяти ангельских чинов и вписывать три греческие буквы (Я есть Сущий), а по сторонам нимба на фоне помещать сокращенное именование Спасителя – IС и ХС. Такие иконы в Византии назывались «Святым Мандилионом» (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας — «убрус, плащ»).

На иконах типа «Спас на чрепии», или «Чрепие», согласно преданию, изображение лика Спасителя после чудесного обретения убруса, отпечаталось и на черепице-керамиде, которой был закрыт Нерукотворный Образ. Такие иконы в Византии назывались «Святым Керамидионом». На них отсутствует изображение плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу.

Убрус со складками начинает распространяться на русских иконах с ХIV в. Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада».

Спас Нерукотворный «Спас Мокрая Брада»

В соборе Успения Божией Матери в Кремле находится одна из чтимых и редких икон — «Спас Ярое Око». Написана она была в 1344 году для старого Успенского собора. На ней изображен суровый лик Христа пронзительно и строго взирающий на врагов Православия — Русь в это период была под игом татаро-монголов.

Чудотворные списки «Спаса Нерукотворного»

«Спас Нерукотворный» — икона особо почитаемая православными христианами на Руси. Она всегда присутствовала на русских военных флагах еще со времени Мамаева побоища.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

А.Г. Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

Самая ранняя сохранившаяся икона «Нерукотворного Спаса» — новгородский двухсторонний образ XII века — находится в Третьяковской галерее.

Спас Нерукотворный. Третья четверть XII века. Новгород

Прославление Креста (оборотная сторона иконы Спас Нерукотворный) XII век. Новгород

Через многие Свои иконы Господь проявлял Себя, являя дивные чудеса. Так, например, в селе Спасском, близ города Томска, в 1666 г. один томский живописец, которому заказали для своей часовни жители деревни икону святителя и чудотворца Николая, по всем правилом приступил к работе. Он призвал жителей к посту и молитве и на приготовленной доске сделал прорись лица угодника Божия, чтобы на следующий день работать красками. Но на другой день вместо святителя Николая увидел на доске очертания Нерукотворного образа Христа Спасителя! Два раза восстанавливал он черты Николая Угодника и дважды чудесным образом возобновлялся на доске лик Спасителя. То же повторилось и в третий раз. Так на доске была написана икона Нерукотворного образа. Слух о совершившемся знамении вышел далеко за пределы Спасского, и сюда отовсюду стали стекаться паломники. Прошло довольно много времени, от сырости, пыли постоянно открытая икона обветшала и требовала реставрации. Тогда 13 марта 1788 г. иконописец Даниил Петров по благословению игумена Палладия — настоятеля монастыря в Томске ножом начал удалять с иконы прежний лик Спасителя, чтобы написать новый. Снял с доски уже полную горсть красок, а святой лик Спасителя оставался неизменным. Страх напал на всех видевших это чудо, и с тех пор никто не осмеливался на обновление образа. В 1930 году, как и большинство церквей, этот храм был закрыт, а икона исчезла.

Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда, в городе Вятке на паперти (крыльцо перед церковью) Вознесенского собора, прославился совершившимися перед ним бесчисленными исцелениями, по преимуществу от болезней глаз. Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля. Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны, ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.

Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга.

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга. Был любимым образом императора Петра I.

Икона была написана, предположительно, в 1676 году для царя Алексея Михайловича знаменитым московским иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну – Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы. Именно перед этой иконой император молился при основании Петербурга, а также накануне судьбоносного для России Полтавского сражения. Эта икона не раз сохраняла жизнь царю. Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года, он вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом», представляющая Христа погрудно. Народное грузинское предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы.

«Анчисхатский Спас» — одна из наиболее чтимых грузинских святынь. В древности икона находилась в монастыре Анчи в Юго-Западной Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в настоящее время хранится в Государственном музее искусств Грузии). Чудотворная икона «Всемилостивого Спаса» в Тутаеве

Чудотворная икона «Всемилостивого Спаса» находится в тутаевском Воскресенском соборе. Древний образ написан в середине XV века известным иконописцем Дионисием Глушицким. Икона огромная — около 3 метров.

Изначально икона располагалась в куполе (являлась «небом») деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.

В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. 44 года пребывала икона в Архиерейском доме, только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть ее в собор. С великой радостью они несли святыню из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать, чтобы омыть дорожную пыль. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, который существует и по сей день и почитается святым и целебным.

С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой, изъятыми большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время — его копия.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.

Каждый год, 2 июля, в соборный праздник чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами.

А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой — целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении.

Нерукотворный Образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным — Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим. Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр.1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах Док.фильм «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» (2007)

Образ оставленный нам самим Спасителем. Самое первое подробное прижизненное описание внешнего вида Иисуса Христа, оставил нам проконсул Палестины Публий Лентула. В Риме, в однои из библиотек, найден неоспоримо правдивый манускрипт, имеющий большую историческую ценность. Это письмо, которое Публий Лентул, управляюший Иудеей до Понтия Пилата, писал властителю Рима.

Тропарь, глас 2 Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы врагу. Темже благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2 Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.

Молитва ко Господу Господи Щедре и Милостиве, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати и утешати и спасати вся уповающий на Имя святое Твое. Аминь.

Ина молитва ко Господу О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

iverskaya-hram.cerkov.ru

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий…

Спас Нерукотворный… Этот образ – из тех святынь, о которых существует наибольшее количество преданий и легенд, на который противники Церкви не преминут свысока указать пальцем как на образец « народного язычества», противостоящего «духовному учению Христа»…

На православном Востоке о происхождении образа Спаса Нерукотворного рассказывают так. В те дни, когда Господь с учениками ходил по Иудее, городом Эдессой в Месопотамии (ныне это город Шанлыурфа в Турции) правил царь Авгарь . Он тяжко заболел и прослышал про великого Целителя — Христа.

«Взгляну на Его лик и исцелюсь!» — с верою сказал царь и послал в далекую Палестину придворного художника, чтобы тот написал портрет Христа. Художник не справился с заданием. Но Сам Иисус выручил его: умыв лицо, Он утерся платом (убрусом), и пораженный художник ахнул: на плате нерукотворно запечатлелся лик Христов…

По преданию, чудесный плат – первая в истории икона Спасителя – исцелил Авгаря. Чудесный плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как великая святыня и был известен всему православному Востоку. В период иконоборчества на образ Спаса Нерукотворного ссылались защитники иконопочитания.

Позднее образ был перенесен из Эдессы в Царьград, столицу восточного христианства, а оттуда похищен крестоносцами и утрачен навсегда… Но осталось много списков с дивного образа, они существуют по всему миру. Издревле любим и почитаем образ Нерукотворного Спаса у нас на Руси.

Есть вариант легенды о Спасе Нерукотворном и на христианском Западе. Согласно ему, когда Господь шел по улицам Иерусалима с крестом и упал под его тяжестью, к нему подошла благочестивая иудейка Вероника (такого еврейского имени нет, но его возводят к искаженному латинскому «вера икон» — «истинный образ») и утерла лицо своим платом. На льняном плате запечатлелся лик Христов. Эта реликвия хранится в соборе св. Петра в Риме.

Нерукотворный образ Спаса, Туринская плащаница, благодатный огонь, материальные святыни христианства… Множество раз неверующие скептики доказывали нам, что все это – легенда, подлог, фейк.

Что существование этих святынь противоречит законам науки (забывая о том, что сами эти законы – сомнительны, ибо они – законы падшего мира, мира, испорченного грехом, во многом – не-Божьего, отпадшего от Бога, что многие процессы в нем, тщательно изученные и возведенные в ранг незыблемых основ – процессы гниения, похожие на законы Божьей жизни не более, чем отломанная ветка похожа на живое дерево…)

Что всё нерукотворное в Церкви – святыни, мироточивые иконы и мощи святых – всего лишь рукотворные подделки, сделанные хитрыми церковниками для того, чтобы морочить головы невеждам…

За всем этим стоит посыл: христианство должно быть чисто «духовно», то есть – бесплотно и бесполо, невидимо и неслышимо. Этот посыл исходит от того, кому поперек горла великий и простой факт: Бог пришел в мир, в этот Им же созданный, хотя и испорченный грехом, мир, мир форм, красок, взаимосвязей и отношений, мир, полный тяжести и легкости, боли и счастья, тепла и стужи, в мир плоти – и Сам стал плотью ради спасения мира, спасения человека.

Пришел в мир – и остался в нем , не только идеей, не только событием, бывшим когда-то «при Понтийстем Пилате» и канувшим в недра истории, но и самой пречистой плотью Своею, и этим присутствием из века в век и по сей день жива Его Церковь. Этот брезгливый, нетерпимый и истеричный в своей тональности посыл исходит от того, кто ненавидит человека – помните слова агента Смита из «Матрицы» о том, что человек есть всего лишь вирус, ошибка природы, и его надо стереть с лица земли?..

Автор этого посыла, тот, кого называют «князем мира сего», воюет с Церковью с самого ее начала. И, в частности, проявление этой войны – в жгучем желании духа нечистого вытеснить Церковь из земной жизни: мол, запритесь уже в своем гетто, занимайтесь там духовной, сиречь – бесплотной умозрительной, деятельностью, чтоб вас не было видно и слышно, а мир сей оставьте мне в мое владение!..

Именно тем, что Церковь не бежит от мира, не выбирает путь эскапизма, а идет в мир, вникает во все аспекты его бытования. чтобы свидетельствовать миру о Христе, возвращать мир – Христу, Церковь Христова страшно раздражает того, кто пытается помешать воцарению Царства Божия, узурпировать власть над творением.

Сегодня тема святынь особо актуальна в Церкви и в обществе. Многие православные негодуют, призывают жестоко карать кощунников, жечь их на кострах и сажать на кол, создавать боевые дружины по охране святынь… Эмоции этих людей понятны. Но приходят в голову два соображения.

Во-первых, можно ли бороться с врагом его же оружием, оружием ненависти, злобы, разрушения? То ли заповедал нам Христос? Не доволен ли дьявол, когда добивается от христиан всплеска нехристианских чувств? Эти слова – не призыв к толстовскому ненасилию, но призыв к трезвомыслию, к тому, чтобы нам самим вспомнить основы своей веры, проверить себя и свои реакции по Евангелию.

А во-вторых, думаю, те, кто считает, что волна грязи, изливаемая против Церкви, оттолкнет от нее христиан, ошибается. Удивительным образом, поругаемая святыня становится безмолвным, но говорящим во весь голос свидетелем о Христе, об истинности христианства.

Так безмолвно свидетельствовали о Христе в атеистические времена разрушенные храмы. Так эскапады воинствующих безбожников у нормальных людей вызывали резонный вопрос: «Если Бога нет – с Кем же они борются? Нет, что-то или Кто-то тут все-таки есть…»

Так беснование полуголых девиц с бензопилами, спиливающих крест, свидетельствует: что-то в этом кресте такое есть, незримое, но настоящее и важное, раз именно против него направлена их ненависть (если девицы так борются за нравственность попов, обличают их в стяжательстве и прочих грехах, то почему поднимают пилу не на крутой джип какого-нибудь церковнослужащего, а именно на крест, символ веры Христовой?..)

Такой случай был и у меня: однажды я освящал магазин по просьбе его дирекции. Дама, стоящая за одним из прилавков, вдруг ненавидяще закричала: «Вас дурят попы, поливают простой водой!.. Это обман и язычество!..» — но тут же спряталась от моего кропила под прилавок. Окружающие в голос воскликнули: «Так если это просто вода – чего же она испугалась?!». И невечерний свет, исходящий от порубленной кощунником иконы, способен побудить задуматься о вере тех, кто еще вчера ни о чем таком не думал…

Нам говорят: «Легенды о нерукотворном образе Христа – всего лишь легенды!» Но легенда, сказка, которая – ложь, да в ней бесценный намек, часто дает сердцу гораздо больше, чем голый научный факт. Сердцу, любящему Христа, сердцу, которое напрямую прикасается к Вести, исходящей от православной иконы, которое отзывается на эту Весть словами: «Радуйся, Спасе наш, пришедый спасти мир!»

Читайте также:

Благодатный огонь веры

Туринская Плащаница – Пятое Евангелие XX века

Святыни — настоящие и поддельные

www.pravmir.ru


Смотрите также