Какой двунадесятый праздник


Что такое двунадесятый праздник? - Православный журнал "Фома"

Что такое двунадесятый праздник? Почему их двенадцать? В чем отличие от великих? Почему именно эти праздники были так названы, что их объединяет? Церковь каждый день празднует память какого-либо святого или какое-то событие. И любое церковное праздненство имеет глубокий смысл — именно этим, кстати, наши праздники отличаются от светских. Дело в том, что церковные праздники всегда назидательны, они воспитывают человека, настраивают на нужный лад и побуждают к добрым делам.

Скажу словами Иустина Поповича: мы каждый день празднуем память какого-то святого — и они словно передают нас друг другу с рук на руки. Для того чтобы мы возрастали в Боге, от силы в силу, восходили по духовной лестнице.

Чтобы лучше понять, что такое двунадесятые праздники, поищем аналог им в светском календаре. День города может быть таким аналогом? Нет. Совершенно непонятный праздник, веселье с поводом, но без причины — без смысла. Так же и Новый год, к примеру, — праздник всеми любимый, но пустой: ночью пошуметь, посидеть за богатым столом, а на утро подмести с пола посуду, которую побили гости. Пожалуй, единственный праздник, который можно сравнить с двунадесятыми праздниками — 9 мая. День победы тоже вдохновляет, наставляет, дает жизненные ориентиры. Когда мы слышим само его название «День победы», все внутри отзывается. Подобные чувства возникают в душе верующего, когда он слышит словосочетание «двунадесятые праздники». Перечислим их:

  1. Рождество Богородицы — 8 (21) сентября;
  2. Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  5. Крещение Господне — 6 (19) января;
  6. Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  8. Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;
  9. Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;
  10. День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;
  11. Преображение Господне — 6 (19) августа;
  12. Успение Богородицы — 15 (28) августа.

Догматически эти праздники тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа, нравственно нас настраивают на позитивный лад, воспитывают. И, главное, через содержание свое приводят нас ко Христу.

Вообще в церковном календаре есть своя иерархия памятных дат. Праздников Праздник — Пасха — не входит в число двенадцати, а стоит как бы во главе всех них. Далее по иерархической лестнице идут двунадесятые, потом Великие, и наконец праздники, связанные с именами святых.

Кроме того, сами двунадесятые праздники делятся на Господские и Богородичные. Они особые и по богослужению, и по символике.

Для нас эти дни — вершины радости в году, вершины ликования, приближения ко Христу, нашего спасения. Мы празднуем то, что на нас обратил внимание Господь. То, что Божия Матерь, такая же, как и мы, будучи человеком, стала в Царствии Небесном той, к кому мы обращаемся «Спаси нас», а не просим о молитве перед престолом Божиим, как других святых.

Мы празднуем в двунадесятые праздники то, что человек уже здесь, на земле, может соединиться с Богом, обожиться. Они дают нам надежду, пробуждают в сердцах любовь и укрепляют веру. Ну, а о мудрости — софии — я и не говорю: в каждом церковном празднике сокрыта чрезвычайная глубина премудрости.

Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru 

Фото в анонсе: Ginnyt, photosight.ru

(13 votes, average: 4,46 out of 5) Загрузка...

foma.ru

Список православных двунадесятых праздников

В православной церкви существует огромное количество праздников. Каждый из них почитается в определённый день и обладает своим смыслом. Все эти торжества несравнимы с обычными — житейскими, поскольку учат доброте, милосердию, чистосердечности, любви к Господу и ближнему. Особенно церковью почитаются Двунадесятые праздники, список которых мы и предложим далее.

В православной церкви существует огромное количество праздников

Список 12 православных праздников

Список Двунадесятых праздников невелик и насчитывает всего 12 праздников. Каждый опишем подробно.

  • 8 сентября отмечается Рождение Святой Марии – Матери Божьей. Именно Богородица стала покровительницей всех нуждающихся. Господь отвёл для Святой специальную миссию – освободить от согрешений грешников и родить Сына Божьего – Иисуса Христа. Судьба Марии была уже предопределена задолго. Она стала неким проводником между людьми и Господом. Рождество Небесной Царицы православная церковь отмечает

  • 14 сентября – это дата, когда верующие почитают Крест Господний и Его Воздвижение. Это слово означает, что в процессе службы Божьей, которая проводится в честь торжества, над прихожанами поднимается Крест. Эта традиция зародилась ещё в 326 году. Тогда на палестинских землях были найдены те самые три креста, на одном из которых распяли Иисуса Христа по приказу Понтия Пилата. Примечательно, что в давние времена Крест ассоциировался с позором и унижением. На нём казнили преступников. А благодаря Иисусу Христу, он стал одним из самых почитаемых Православной церковью символов Божьих.

  • 21 ноября отмечается ещё один Двунадесятый праздник – Введение во храм Богородицы. Он олицетворяет жизнь Марии до 12-летнего возраста в храме и её роль в судьбе всего человечества.

  • 7 января церковь отмечает Рождество Христово. В этот день вспоминают появление на свет Мессии, его земную жизнь, в процессе которой он оказывал помощь нуждающимся, смертельно больным и грешным людям, а также то, как семья Иисуса спаслась от Ирода, который, из-за боязни свержения с царского трона, приказал истребить всех младенцев, родившихся в Вифлееме.

  • 19 января отмечается Крещение Иисуса Христа. В этот день почитается Крещение Сына Божьего в водах Иордана. Обряд провёл Иоанн Креститель.

  • 15 февраля празднуется Сретение Господне. Этот день символизирует встречу Иисуса Христа с Симеоном. Богослужитель ожидал земного Спасителя в своём храме. Именно на 40-й день после рождения Иисуса родители принесли Его в церковь для посвящения.

  • В апреле, 7 числа празднуется Благовещение Царицы Небесной. Торжество олицетворяет новость архангела Михаила, которую он сообщил Марии. Она узнала, что именно ей предстоит родить самого Спасителя.

  • В апреле, 21 числа церковь отдаёт почтение празднику Вход в Иерусалим Господа, или Вербное Воскресение. Основным символом торжества является верба. Верующие освящают веточку растения и хранят её дома до наступления нового Вербного Воскресения.

  • Следующий в списке Двунадесятый праздник в 2019 году (по порядку) — Христово Воскресенье. В течение 40 дней после воскресения Иисус являлся во сне своим ученикам и ведал о Небесном Царстве. Он говорил, что, тот, кто истинно верует, обязательно будет рядом с Ним на небесах после смерти. Отмечается праздник через 40 дней после Светлого Воскресения.

  • День Святой Троицы выпадает на 50-й день после Пасхи. Этот праздник олицетворяет рождение Православной Церкви.

  • Преображение Господне, или Яблочный спас отмечается 6 августа. Этот праздник символизирует явление пророков во время молитвы Иисуса и его учеников. После разговора с Моисеем и Ильёй Спаситель запретил кому-либо из апостолов рассказывать об этом.

  • Успение Пресвятой Богородицы приходится на 15 августа. В этот день Матерь Божья покинула земной мир и отправилась на небеса править вместе со Своим Сыном.

 Загрузка ...

Двунадесятые праздники могут быть переходящими. Это те церковные торжества, которые не имеют точной даты и отмечаются церковью в зависимости от Пасхи.

К переходящим относят:

  • Христово Воскресение;
  • День Троицы;
  • Вход Господа в Иерусалим.

Двунадесятые непереходящие праздники

Непереходящие торжества имеют точные даты и отмечаются всегда в один и тот же день.

К ним относят:

  • Успение Пресвятой Богородицы;
  • Преображение Господне, или Яблочный спас;
  • Благовещение Царицы Небесной;
  • Сретение Господне;
  • Крещение Иисуса Христа;
  • Рождество Христово;
  • Введение во храм Богородицы;
  • Воздвижение Господнего Креста;
  • Рождение Святой Марии – Матери Божьей.

Значимость Двунадесятых праздников в Православии

Список Двунадесятых праздников с датами мы уже указали. А каково значение несут эти торжества, и что означается слово «двунадесятый»? Термин несёт в себе символичное значение. «Двунадесятый» означает «двенадцатый». То есть, это те 12 Церковных праздников, которые отмечаются после Святого Воскресения — Пасхи.

Все торжества олицетворяют жизнь Иисуса Христа и Богородицы на земле.

Стоит рассказать и о днях, которые тоже непосредственно связаны с этими Божественными праздниками. Это предпразднование, попразднование и отдание.

В первом случае люди подготавливаются к торжествам, настраиваются на нужный лад, духовную волну. Попразднование, или попразднество означает продолжение праздника. Отдание – это прощание с торжеством, или заключительный день. В церкви проводится повтор молитв и песнопений, посвящённых Иисусу Христу и Богородице.

Читайте также: Крещение Господне 2019: история праздника, традиции, приметы

Почему Пасха не входит в число двунадесятых праздников?

Наверняка многих интересует вопрос, по какой причине Великая Пасха не внесена в список Двунадесятых праздников. Это вполне объяснимо, ведь Великое Воскресение символизирует Возрождение Иисуса, которого ранее распяли, а также Его Вознесение на небеса.

Поэтому Пасху ставят выше Двунадесятых праздников. А они, в свою очередь, несут информацию обо всех событиях, касающихся Великого Воскресения.

molitvy.online

Двунадесятые праздники - это... Что такое Двунадесятые праздники?

Двунадеся́тые пра́здники (также дванадесятые праздники) — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге . Имеют предпразднства, попразднства и отдания праздника.

В России до 1925 были также и гражданскими.

Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1(14) сентября):

Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от прославляемого, двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, причем Господские стоят выше Богородичных. В особенностях богослужения это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники, сначала служится обычная воскресная служба. Кроме того, все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны, которые поются на Литургии в сам день праздника; великие прокимны (поются на вечерне в сам праздничный день)

Структура праздников

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни:

  • предпразднство — это дни, подготавливающие праздник,
  • попразднство — продолжение праздника,
  • отдание — заключительная точка в праздновании праздника, на богослужении повторяются основные моменты праздничной службы.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства бо́льшей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

Богослужение

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

На праздничной великой вечерне всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея. Этот обычай идёт с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.

Богослужебные особенности двунадесятых Господских праздников

Двунадесятых Господских праздников всего восемь:

  • Не переходящие: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение.
  • Переходящие: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница.
Особенности богослужения Господских праздников
  1. Служба Господского праздника будет одинакова в любой день седмицы.
  2. Если Господский праздник попадает на воскресенье или понедельник, то на Великой вечерне поется «Блажен муж», если со вторника по субботу, то «Блажен муж» отменяется.
  3. На литургии поются праздничные антифоны.
  4. На Малом входе добавляется входной стих в речь диакона перед Царскими Вратами, после этого «Приидите поклонимся» не поется, а поется тропарь праздника.
  5. Имеют особый отпуст.
  6. В день двунадесятого праздника вечером совершается Великая вечерня с вечерним входом и великим прокимном. Если праздник случится в субботу, то великий прокимен переносится с вечера дня праздника на вечерню самого праздника и читается на великой вечерне вместо рядового прокимна.
  7. В отдание праздника на Литургии читается один Апостол и одно Евангелие дня.

Богослужебные особенности двунадесятых Богородичных праздников

Двунадесятых Богородичных праздников всего четыре: Введение, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы.

На эти праздники положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будни дни и на субботу, то служится служба празднику, если на воскресенье, то происходит соединение двух служб — Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, так как Богородица не выше Христа.

Богослужебные особенности соединения Богородичной службы с воскресной
  1. На «Господи, воззвах» поются стихиры праздника.
  2. После прокимна вечерни («Господь воцарися, в лепоту облечеся») читаются паремии праздника.
  3. На литии трижды поется тропарь праздника.
  4. На «Бог Господь» воскресный тропарь поется дважды, на «Слава и ныне» тропарь праздника.
  5. Полиелей, величание празднику с избранным псалмом и тропари воскресные по непорочных.
  6. Антифоны воскресные текущего гласа, но прокимен и Евангелие праздника.
  7. После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше»
  8. Воскресная стихира по Евангелии заменена стихирой праздника.
  9. Канон читается воскресный, Богородице и празднику.
  10. После 3-й песни Канона кондак воскресный, по 6-й Богородицы.
  11. Припевы по 8-й песни не поют, а читают «Честнейшую».
  12. «Свят Господь Бог наш» не отменяется.
  13. После Великого славословия тропарь только воскресный.
  14. На Литургии по входе «Воскресый из мертвых…», а не «молитвами Богородицы».
  15. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и запричастный стих — сначала воскресный, затем праздника.
  16. «Достойно есть» заменяется задостойником.
  17. На славлении после отпуста, или по заамвонной молитве, тропарь, кондак и величание праздника.

Иконография

Иконы двунадесятых праздников в храмах, где есть полный иконостас, принято размещать во втором снизу ряду, между местным и деисусным рядами; если храм освящён в честь одного из двунадесятых праздников, то соответствующая икона бывает и в местном ряду.

См. также

  • Православные праздники
  • Великие праздники

Литература

Ссылки

  • Двунадесятые праздники и их особые песнопения

dic.academic.ru

Двунадесятые православные праздники: что это такое и как их отмечать

В огромном многообразии праздников в православном календаре легко запутаться. В православии праздники не просто разделяются на большие и малые. Среди больших праздников есть особый вид — двунадесятые.

Существуют большие двунадесятые праздники, великие, средние, малые, дни памяти (вседневные). Каждый из них важен по-своему, но во главе всего стоит лишь один праздник, который не относится ни к одной из групп — Пасха.

Особенности двунадесятых праздников и как их отмечают

Их всего двенадцать. В переводе слово «двунадесятый» означает «двенадцатый». Каждый год эти праздники могут отмечаться в один и тот же день, а могут быть переходящими, то есть меняющими свою дату.

Это самые большие и самые важные праздники, которые отражают сам ход жизни истории Иисуса Христа и Девы Марии. Эти праздники воспитывают нас, они призваны вдохновлять верующих. Они — напоминание о том, что Богородица и Мессия являлись простыми людьми, на которых была возложена особая миссия по спасению человечества от первородного греха.

Важность праздника определяется количеством предпраздничных дней, то есть подготовительными. Также у двунадесятых праздников есть дни попразднства, продолжения. Завершается все отдаянием.

Отмечаются такие праздники по-особому. Во-первых, в такие дни нельзя работать. Ходить на работу можно и нужно, но делать что-то сверх меры не стоит. Запрещаются работы в огороде, уборка.

Такие дни проводят в семье, в храме и в молитвах. Рекомендуется собирать скромное застолье, на котором должны присутствовать все родные и близкие вам люди.

Список двунадесятых праздников

Рождество Христово. Это самый большой двунадесятый праздник, который имеет непереходящую дату 7 января. Следует он сразу же после завершения Рождественского поста, одного из самых строгих в году. Многие считают, что именно с Рождества Христова начинается церковный календарь, но это не так.

Рождество Богородицы. Всему началом была Дева Мария, поэтому первый из двенадцати самых больших праздников календаря посвящен ей. 21 сентября отмечается первый после церковного новолетия праздник.

Воздвижение Креста Господня. Этот праздник отмечается каждый год 27 сентября. Это второй двунадесятый праздник в церковном календаре. Посвящен обретению креста, на котором распяли Христа. В этот день читают молитву «символ веры», дарят друг другу крестики.

Введение Богородицы во храм. Это очень важное событие, поскольку в этот день вспоминают то, как Дева Мария была передана в руки Господа. Ее отец и мать, Иоаким и Анна, отдали свою дочь в трехлетнем возрасте под опеку церкви, чтобы исполнить договоренность с Богом, который обещал даровать им дочь в обмен на то, что они согласятся передать ее церкви. Отмечается праздник 4 декабря.

Крещение. Крещение также называется Богоявлением. В этот день вспоминается крещение Христа в реке Иордан Иоанном Предтечей, набирается святая вода в храмах, проводятся купания в проруби. Четыре дня предпразднства говорят о том, что это второй по значимости день после Рождества Христова. Крещение празднуется 19 января каждый год.

Сретение Господне. «Сретение» переводится как «встреча». Это праздник, посвященный принесению младенца Иисуса Христа в иудейский храм для совершения обряда посвящения в веру. Это был первый раз, когда мир встретился с Христом, поэтому праздник и назвали таким образом. Отмечается от 15 февраля.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Благую весть принес Марии Ангел Господень. Он сказал, что ей предстоит родить сына, который должен будет принять смерть за грехи людские и спасти человечество от первородного греха. Дата праздника — 7 апреля.

Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье пред Пасхой, поэтому является переходящим. В этот день люди торжественно приветствовали Христа, думая, что прибыл новый царь иудейский. Альтернативное название праздника — Вербное воскресенье.

Вознесение Господне. Празднуется на сороковой день после Пасхи, в четверг. Этот переходящий праздник символизирует вознесение Христа на Небеса. Его Земные дела были закончены — надлежало занять свое место рядом с Отцом в Раю. Именно поэтому считается, что души умерших еще сорок дней ходят среди нас по Земле.

День Святой Троицы. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому называется еще пятидесятницей. Этот двунадесятый праздник посвящен триединству Бога — Отцу, Сыну и Святому Духу.

Преображение Господне. Каждый год 19 августа православные верующие отмечают праздник, символизирующий торжество двух начал Иисуса Христа — божественного и человеческого.

Успение Богородицы. День погребения Девы Марии. Отмечается каждый год 28 августа. В этот день все ученики Христа чудесным образом собрались вместе, чтобы совершить обряд погребения.

Упомянутая выше Пасха не входит в число двунадесятых праздников, потому что она стоит выше всех двенадцати главных праздников. Это самый важный день церковного календаря. Самый яркий, радостный и добрый праздник из всех возможных.

Не забывайте в такие дни читать утренние и вечерние молитвы, посещать храм, делать добрые дела. Это дни духовного очищения, дни эмоционального погружения в веру. Успехов вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят ...

На страстную неделю выпадают семь самых строжайших дней в году. Питайтесь правильно, в соответствии с ...

День Святой Троицы — один из важнейших для каждого православного верующего праздников. Он наполнен глубоким ...

7 апреля православные христиане отмечают один из главных церковных праздников. Это событие стало поворотным для ...

dailyhoro.ru

Двунадесятые праздники в православии

Каждый день в году является уникальным и содержит в прошлом события, которые отмечаются церковью в память о тех или иных святых и великомучеников. Однако двенадцать праздников Православная Церковь выделила особым списком, дав им общее название «Двунадесятые».

Особенности двунадесятых праздников

В переводе со старославянского «двунадесять» означает двенадцать. «Двунадесятые праздники» — дни празднования тех или иных событий из жизни и смерти Иисуса Христа и Пречистой Богородицы. В отличие от обычных дней почитания святых или церковных событий, двунадесятый праздник отмечается три дня и включает:

  • Предпразднество. Накануне празднования христиане вспоминают о событиях, которые легли в основу торжества, настраиваясь на особое духовное состояние.
  • Попразненство. После основного празднования следует его продолжение, оно выражается в попразднестве
  • Отдание. Прощаясь с двунадесятым праздником, в церкви отмечают отдание.
Икона Двунадесятые праздники

Православные празднования, входящие в состав двенадцати главных, делятся на переходящие и непереходящие. В перечне событий, касающихся жизни и смерти Спасителя и Божьей Матери есть еще одно разделение на Господские и Богородичные.

Важно! Следует заметить, что Пасха не входит в список двенадцати главных православных празднований, ибо Воскресение Господне является самым важным и главным событием в человеческом существовании.

Значение Пасхи трудно переоценить, в ней весь смысл христианства, поэтому на иконах в честь 12-ти великих православных праздников Пасха изображается в центре.

Господские празднования

Каждый христианин может назвать Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса и явлениями, произошедшими после Его смерти.

  • Рождество;
  • Сретение Господне;
  • Крещение;
  • Преображение;
  • Вход в Иерусалим;
  • Вознесение;
  • Пятидесятница.
  • Воздвижение Животворящего Креста.

Богородичные празднования

В Богородичные празднования православный мир воздает хвалу и почитание Той, Которая дала жизнь Иисуса и стала Матерью всех христиан, принявших Ее Сына своим Спасителем:

  • Рождество;
  • Благовещение;
  • Введение в храм;
  • Сретение;
  • Успение Пречистой Богородицы.

Переходящие праздники

Святые дни, связанные со светлым Воскресением Христовым, которое отмечается в воскресение после первого весеннего полнолуния, отмечаются в разные дни. За неделю до Пасхи православные всего мира отмечают Вербное Воскресение.

Вход Господень в Иерусалим

По прошествии сорока дней после Своего воскресения Иисус поднялся на облаке, это день Вознесения. На пятидесятый день после Пасхи или десятых день после Вознесения Христова Дух Святой сошел на землю, чтобы явить в Троице Бога Отца, Сына, Святого Духа.

Непереходящие праздники

Девять дней в году в определенные дни вот уже много веков Православная Церковь проводит торжественные Литургии в честь Спасителя Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, ставшей Божьей Матерью, Богородицей.

В чем смысл каждого двунадесятого праздника

Ниже приведен перечень и значение каждого праздника не по хронологии событий, а в соответствии с календарным годом, начиная с осени.

Рождество Пречистой Божьей Матери

Мир настолько погряз в грехах, что спасти его мог только Мессия, заплативший за человечество Своей жизнью. Уникальна история рождения Мессии, о котором в ветхом завете пророки несколько раз описывали Его появление на свет от непорочной Девы. Нею стала Мария, девочка, рожденная праведными родителями Иоакимом и Анной, и воспитанная в монастыре. Именно Деву Марию выбрал Господь, чтобы через Нее вошел в мир Спаситель, Иисус Христос.

Икона Рождество Пресвятой Богородицы

Православные христиане 21 сентября отмечают Рождество Пречистой Богородицы.

В канонической Библии мы не найдем сведений о рождении Марии, эти сведения описаны в «Евангелии Иакова», увидевшем свет во втором веке от рождества Христова. Анна, мать будущей Богородицы, до старости была бесплодной, что в Израиле считалось позором. Из-за отсутствия детей священник Иоаким был отстранен от служения.

Пара по отдельности переживала позор, но им обоим в одно и то же время явился ангел и возвестил о скором рождении дочери. Нею и стала Мария. Накануне Рождества Божьей Матери в храмах читается паремия и лития во время всенощной.

Воздвижение Животворящего Креста Господня

27 сентября в храмах проходят богослужения, во время них вспоминаются события, связанные с обретением Креста, на котором был распят Иисус. Крест — некогда был орудием убийства и позора, ныне это символ искупительной жертвы. Первое празднование возникло в четвертом столетии, когда во время строительства Воскресенского храма на горе Голгофе, были найдены три креста.

На святом месте во время правления императора Адриана, ненавидящего христиан, во втором веке было полностью уничтожено все, связанное с воспоминанием об Иисусе. На месте гроба Господнего возник храм Венере.

Через 2 столетия император Константин снес все капища. Он приказал расчистить гору, во время раскопок, которыми руководила императрица Елена, и были найдены три древа.

Икона Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

По преданию, чтобы найти крест, на котором был распят Иисус, на каждое древо положили покойника, на одном из трех тот воскрес. В великой силе Животворящего креста значение этого празднования, во время которого христиане соблюдают пост.

Введение в Храм Пречистой Богородицы

Праведные Иоаким и Анна в благодарность Богу за снятие с них печати позора решили посвятить дочь Господу, отдав ее в возрасте трех лет в монастырь.

Священник принял девочку, пророчествуя о ее предназначении спасти мир, и ввел вопреки всем церковным канонам в Святая Святых, куда вход был разрешен только священнику один раз в год. Это событие отмечается 4 декабря.

Рождество Христово

7 января или 25 декабря по старому стилю весь христианский мир провозглашает: «Христос родился». Об это более 2000 лет назад пели ангелы и воссиявшая Вифлеемская звезда. Рождественскому празднованию предшествуют 40 дней поста. Не в чистом царском доме, а в хлеву на соломе родился Спаситель, чтобы пройти человеческий путь от рождения до возмужания, отдать Свою жизнь за спасение людей.

Икона Рождество Христово

«Христос рождается! Славим Его!»

Неделю спустя празднуется Обрезание Господнее, в этот день в России отмечают Старый Новый Год.

Богоявление или Крещение Господне

30 лет Иисус не являл себя, укрепляясь духом.

19 января при крещении Иоанном Крестителем грешников в водах реки Иордан перед ним явился Учитель, Иисус, который, будучи безгрешным, пришел показать людям пример послушания.

В это время на Него слетел голубь, Дух Святой и послышался голос Бога, сообщившего людям о том, что перед ними Сын Божий. Так Иисус впервые был явлен перед людьми, как Бог.

Сретение

Согласно еврейскому обычаю на сороковой день после рождения родители приносили мальчиков в храм для представления перед Всевышним. Родители брали с собой мирную жертву благодарения за новую жизнь в зависимости от своего благосостояния. Кто вел с собой овцу, кто корову, а Мария и Иосиф принесли двух горлиц, что свидетельствовало об их доходах.

Старцу Симеону, верившему в приход Мессии, было сказано пророчество, что он не умрет, пока не увидит будущего Спасителя мира. Увидев Марию и Иосифа, старец поспешил к ним, взял Младенца и возблагодарил Бога за Сретение или встречу с Миссией.

Икона Сретение Господне

15 февраля — праздник Сретения или встречи с Богом. В народе говорят, что в этот день зима с весной встречается.

Благовещение

7 апреля в день Благовещения православный мир как бы замирает. По преданию в этот день «птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет», то есть, запрещено что-либо делать.

Благовещение после Пасхи является самым большим праздником.

В этот день милостивый Творец, возлюбивший мир, решил послать на землю Своего Единородного Сына. Эту весть принес праведной Деве Марии архангел Гавриил, сообщив девушке, что она, не знавшая мужа, родит от Духа Святого.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Мария, знавшая еврейские строгие законы, не испугалась, а со смирением приняла весть, полностью доверившись Богу.

Преображение Господне

19 августа многие православные несут в храмы святить яблоки, празднуя яблочный Спас, и мало кто знает, что это день Преображения Иисуса Христа перед учениями в облик Бога или второе Богоявление.

Иисус, взяв с Собой трех учеников, удалился в гору для молитвы. Внезапно Учитель престал перед апостолами в сияющих одеждах. По сторонам Его стояли пророки Моисей и Илия, и снова Божий голос сказал, что перед учениками стоит Сын Божий.

Икона Преображение Господне

Позже двое из учеников забудут об этом явлении, оставив Спасителя на горе Голгофа, умирать на кресте.

Как часто Господь открывается и нам, но в минуты отчаяния многие забывают, что Спаситель Жив и всегда рядом.

Успение Божьей Матери

28 августа, после окончания Успенского пост, православный мир вспоминает о чудесах, связанных с Успением Богородицы.

В Новом Завете нет жизнеописания Божьей Матери после Вознесения Христа, сведения о жизни и последних днях Пречистой оставили апостолы, которые всегда находили поддержку и утешение в Ее объятиях.

За 3 дня до смерти перед Марией явился архангел Гавриил и сообщил, что пришел Ее час возвратиться на небо. По воле Божьей Матери проститься с Ней, чудным образом, были собраны все апостолы, кроме Фомы.

Успение Пресвятой Богородицы

Ученики Христа похоронили Богородицу, так же как Иисуса в скале, привалив вход камнем. Фома появился на третий день после Успения, и очень просил апостолов позволить ему проститься с Божьей Матерью.

Когда камень отодвинули, гроб был пуст. Христос забрал свою земную Мать на Небеса.

Вербное воскресение

Накануне празднования Пасхи, которую евреи отмечали в честь выхода из Египта, Иисус въехал в Иерусалим на осле. Люди устилали дорогу перед Ним своими одеждами и пальмовыми ветками, ликуя и крича: «Осанна!».

В России редко встретишь пальму, поэтому люди идут в храмы с веточками вербы, отсюда и второе название этого праздника — Вербное воскресение. Через 4 дня эти же люди будут кричать Пилату: «Распни!», а через неделю станут свидетелями Воскрешения Иисуса Христа.

Вознесение Господне

Сорок дней воскресший Иисус пребывал с учениками, наставляя и уча их, укрепляя веру в Небесное Царство и вечную жизнь.

Икона Вознесение Господне

В один день Спаситель вошел в облако и поднялся на Небо, пообещав прислать вместо Себя Утешителя, чтобы вовек пребывать с верующими в него людьми. (Мат. 28:20)

Троица или Пятидесятница

Ученики, видевшие вознесение Христа, ожидали обещанного Утешителя в Иерусалиме в течение 10 дней. Во время большого еврейского праздника многие евреи стали свидетелями сошествия на головы учеников огненных языков, которые никого не обжигали.

Дух святой сошел на землю вместо Спасителя, навеки явив перед верующими единство Святой Троицы. 50 день после Пасхи — день празднования Троицы.

Двунадесятые праздники для христиан являются дорогой к духовному совершенству и откровениям Господним.

Двунадесятые праздники

molitva-info.ru

Двунадесятые праздники в Православии

Двунадесятые праздники в православном календаре, о чем молятся

Известно, что в Православной Церкви ежедневно совершается память святого или праздник в честь важного для учения Христова исторического события. Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл. Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников — это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.

Многие церковные праздники стали поистине народными, к ним приурочили приметы, стали приносить на освящение, то есть благословение Богом в церкви определенные сезонные плоды, молиться об определенных вещах, связанных с праздником.

Что такое двунадесятые праздники

В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.

Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.

В каждой православной стране эти праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. Так, в России и Греции в разные праздники приносятся на благословение земные плоды. Элементы славянской обрядовости сохранились, например, в традициях колядования на праздник Рождества на Украине, в России и Беларуси.

Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.

Значение двунадесятых праздников

Эти дни — словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники. Двунадесятые праздники делятся по содержанию:

    • Господские (Господние) — восемь праздников,
    • дни памяти священных событий.

По торжественности богослужения, определяемой Уставом: — малые, — средние,

— великие.

По времени и дате празднования: — неподвижные;

— подвижные.

Отметим, что к двунадесятым праздникам не относится Светлая Пасха Господня. Это «праздников праздник и торжество из торжеств». По сравнениям церковных писаний, двунадесятые дни – словно звезды, Рождество Христово из них можно сравнить с луной, а Святая Пасха – Солнце, без него (без Воскресения Христова) и жизнь невозможна, и звезды меркнут.

О Пасхе нужен отдельный обстоятельный рассказ. В Пасхальную ночь во всех храмах совершаются торжественные крестные ходы, люди стараются прийти на службу хотя бы ненадолго. Однако ночное богослужение зачастую совершается и на Рождество Христово, а в некоторых приходах и в другие праздники.

Рождество Пресвятой Богородицы

Церковные год начинается и заканчивается индиктом — новолетием, которое отмечается 14 сентября. Отметим, что индикт — не двунадесятый праздник.

Первый двунадесятый праздник — 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы, то есть Ее день рождения.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы показывает нам этот важнейший исторический эпизод: святая Анна лежит на одре (кровати) в красных одеждах, рядом святой Иоаким и кормилица, моющая маленькую Деву Марию. Сведения о зачатии и рождении Богородицы находятся в памятниках Священного предания, Евангелиях-апокрифах. Это исторические, но не священные книги: они не вошли в канон Церкви, но часть из них благословлена и используется. Таким является и протоевангелие от Иакова, где содержатся сведения о рождении Богородицы.

Богоотцы Иоаким и Анна вели праведную и тихую жизнь, молились о детях, но не имели их до старости. Люди презирали и укоряли их, пытались рассорить и развести, но святые не роптали, полагаясь на волю Божию и не забывая молиться Ему, надеясь родить детей, несмотря на старость. Перед самым зачатием Богородицы святым пришлось перенести страшное испытание всенародного унижения. Во время большого праздника святой Иоаким по обычаю принес дары в Иерусалимский храм, и первосвященник Рувим, не взял дары Богу из рук Иоакима, обличив его при всех в скрытии грехов, которые будто бы служили причиной бездетности. Святой Иоаким вынужден был со стыдом, в горе уйти из храма, считая себя недостойным, грешным и изгнанным по воле Божией. Однако Господень промысл был в другом: Бог словно в последний раз испытал праведника и направил его путь в пустыню. Здесь в одиночестве святой Иоаким провел несколько дней — также и Анна, ожидая и беспокоясь за него дома, — оба они постились, чтобы показать Богу свою любовь к Нему, молились друг о друге и о рождении ребенка.

И именно в таком душевном волнении, на грани отчаяния, им обоим явился Ангел — по преданию, это был Архангел Гавриил — и сообщил о будущем рождении ребенка, Дочери, которая сможет обрадовать весь людской род. Неизвестно, сказал ли Архангел им, что Дева Мария родит Сына Божьего — но и такой вести было достаточно для их огромного счастья после долгих лет молитв, насмешек людей и переживаний. Они знали, что рождение их ребенка — чудо Божие. В этот день особо молятся о даровании детей Матери Божией и Ее родителям.

Воздвижение Креста Господня

27 сентября – Воздвижение Креста Господня.

После земной жизни Христа и Его Крестной смерти само орудие Его казни — но и оружие человеческого избавления от грехов, Святой Господень Крест был утерян. Известно, что в первые века по Рождении Христовом — их еще называют первохристианскими временами — многие тысячи людей отдали свою жизнь за Христа, отказавшись отречься от него, и стали мучениками. Дело в том, что императоры Рима в то время исповедовали язычество, а главное — в сонме языческих богов обязательно находился и сам император. Но однажды, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого — царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства. Со временем и Константин Великий принял христианство.

Крест Христов был найден в 326 году царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов — орудий казни — на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена. На протяжении своей дальнейшей жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа. В этот день особо молятся об избавлении от опасностей, трудностей и горя.

Покров Пресвятой Богородицы.

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы.

С древности его связывают с народной приметой: переходом осени на зиму. Чаще всего в большинстве областей России в этот день выпадает первый снег. В народе говорят, что Богородица Покров расстилает над землей, укрывает ее снегом. Но, конечно, праздник этот установлен в честь другого события: чуда, произошедшего в Византии много веков назад. И сегодня православные христиане с любовью вспоминают его.

Праздник установлен по чуду Х века. Это было тяжелое время для Византии: Константинополь, столица империи, был взят в кольцо язычниками-варварами. Большинство горожан, полагая, что они на пороге страшной смерти, пришли помолиться Заступнице рода человеческого, Богородице, под своды одного из столичных храмов — здесь находилась великая святыня, часть Ее одеяния.

Пришел сюда и юродивый Андрей, известный в Константинополе своей праведной жизнью. Изображая безумие ради Бога, живя на улицах, питаясь подаянием и непрестанно молясь Богу, он удостоился видеть многие чудеса Божии. Молясь в храме, святой Андрей вместе с Епифанием, его учеником, увидели, что стены храма как бы раздвинулись и над молящимися явилась Пресвятая Богородица. Она сошла с небес, опустилась перед Царскими вратами на колени и молилась Сыну Своему о спасении несчастных людей. Ее окружали Силы Небесные и все святые, в руках же она держала омофор (покрывало, часть верхней одежды) и словно накрывала им молящихся константинопольцев. Святой Андрей и его ученик вместе увидели это чудесное явление и ужаснулись, не в ночном видении, но воочию увидев давно отошедшую на Небеса Божию Матерь, стоящую, как живая, над ними.

Сразу же после богослужения они поведали константинопольцам о видении. Обнадеженные, горожане с твердой верой в спасение разошлись по домам и местам службы. И почти сразу враги-язычники без единого сражения отступили от столицы. Интересно, что праздник празднует только Русская Православная Церковь, а вот в Греции его не празднуют.

Праздник Покрова издавна открывал время свадеб: старались пожениться в тихое время, когда урожай уже собран, а Рождественский пост еще не начался (в постное время Таинство Венчания не совершается). Возможно, неженатые люди всегда чувствовали себя в это время особенно одиноко: вот почему принято молиться, посещая храм на богослужении в Покров, ставить свечку с особым прошением о вступлении в брак, заказывать молебны, читать акафист.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праведники Иоаким и Анна, благодарные Богу о рождении дочери и избавлении от бесплодия, решили посвятить дочь Богу и в трехлетнем возрасте повели Ее, чтобы оставить воспитываться при Иерусалимском храме. Они оторвали Ее от своего дома, но решили возблагодарить Бога за подарок и утешение. Тогда и случилось с Девочкой Марией новое чудо: малышка трех лет сама взошла по длинной лестнице до храма, где первосвященник, ведомый Духом Святым, ввел Ее в святая Святых — таинственное место алтаря, куда не всегда могли входить и сами священники. Так Господь указал, что Мария чиста и избрана Им.

Вспоминая Введение, люди просят у Господа избавления от грехов, чистоты у Пресвятой Богородицы.

Рождество Христово

7 января – Рождество Христово. В эту дату празднуется день рождения Самого Господа Иисуса Христа. Евангелие повествует, что из-за переписи населения Иосиф-Оброчник и Пресвятая Богородица были вынуждены прийти в Вифлеем, на родину Иосифа. Из-за простой бытовой детали — переполнения гостиниц для бедных, на дорогие комнаты денег уже не было — они вынуждены были укрыться в пещере вместе со скота, с домашними животными. Здесь Дева Мария родила Сына Божьего и положила его в ясли, в солому. Сюда пришли призванные Ангелами простые пастухи, чтобы поклониться Младенцу, и ведомые Вифлеемской звездой мудрые волхвы.

Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему. В Рождество просят Господа о даровании и воспитании детей, вспоминают о простоте Рождения Богомладенца и стараются делать добрые дела во время Святок — недели между Рождеством Христовым и Крещением.

Богоявление,Крещение Господне

19 января – Богоявление, или Крещение Господне. На берегу реки Иордан накануне одного из иудейских праздников, во время которого совершались обрядовые омовения, Иоанн Предтеча начал свое пророческое служение словами о том, что перед омовением водой нужно омыться от грехов. Сам Иоанн Креститель крестил людей символически — ведь Господь Иисус еще не взошел на Крест и не основал Церковь — но призывал в таком крещении очиститься от грехов благодатью Божией. После Крещения Господа Иисуса Христа в Иордане начался земной путь проповеди Христа.

В этот день освящается Великим чином святая вода, молятся Господу об очищении и освящении жилищ и сердец.

Сретение Господне

15 февраля – Сретение Господне. Когда Младенца Христа принесли в Иерусалимский храм, Богоматери и Иосифу навстречу вышел старец Симеон. Он был одним из 70 переводчиков Библии, в свое время усомнившимся в возможности рождения Сына Божьего от Девы. Бог сказал Симеону, что тот не умрет, пока не увидит родившегося Христа. И вот этот момент настал, и старец, поняв по благодати Божией, Кто перед ним, протянул руки, чтобы взять Богомладенца. Так встретились Ветхий и Новый Завет Бога и человека.

Интересно, что кроме иконы Сретения в этот день почитают образ Богоматери «Взыграние Младенца», перед которым молятся о зачатии и благополучном рождении детей. На руках Божией Матери изображен Младенец Христос в необычной позе. Она легко касается Сына Божьего своей щекой, а Он в порыве радости тянет ручки к Лицу Матери, касаясь его и резко закидывая голову назад. Христос был грудным Малышом и, конечно, Он не хотел идти на руки к незнакомому старику Симеону — поэтому и потянулся обратно к Маме. Богословы трактуют эту икону как человеческую сторону Господа, то есть являющую Его естественные для человека чувства и инстинкты.

Благовещение Пресвятой Богородицы (ссылка на полную статью)

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы.

В этот знаменательный для всего человечества день Архангел Гавриил сообщил Деве Материи Благую весть — новость о том, что Она станет Матерью Сына Божьего. На иконе Благовещения изображены Архангел вместе с Девой Марией. Рука Архангела поднята в благословляющем жесте, а Богородица склоняет перед ним, точнее, перед волей Божией, которую он возвещает, Свою голову. В руке Архангел также держит лилию — символ чистоты Богородицы, пальмовую ветвь — символ доброй вести или дорожный посох — символ его странствий по небу и земле.

Молятся в этот день Богородице об избавлении от одиночества, о зачатии детей, о счастливом браке.

Воскресение перед Пасхой – Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим

Воскресение перед Пасхой – Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим.

Праздник называется переходящим, поскольку и праздник Пасхи в христианстве переходит в зависимости от фаз луны (во время земной жизни Христа время исчислялось по новолуниям). Господь входит в Иерусалим, где Его ждут жители для мирского воцарения, желая поддержать Его как военачальника в борьбе против Римского господства. Но Он въезжает в город кротко, на ослике. Люди приветствуют его криками: «Осанна» и пальмовыми ветвями — но те же люди через пять ней будут кричать «Распни Его!» — потому что Иисус Христос не оправдал их надежд как мирскую силу. Поэтому этот праздник грустен. Все верующие в славянских странах приходят в храмы с вербными ветвями — это первое дерево, которое начинает выпускать почки ранней весной, — а в южных странах люди приходят в храмы с цветами и теми же пальмовыми ветвями. Они означают, что православные люди поистине приветствуют Христа как Небесного Царя, но и напоминают нам, чтобы мы молились о своих духовных победах, а не мирским успехе. После Вербного воскресения начинается строгий пост Страстной недели и подготовка к Пасхе.

Вознесение Господне

Через 40 дней после Пасхи, в четверг празднуется очередной переходящий праздник – Вознесение Господне. В Священной истории число 40 — срок исполнения подвига (например, 40-дневный пост). И после Воскресения Господь завершил Свое пребывание на Земле на 40-й день. Апостолы после Воскресения они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостолы получили от Господа благословление идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа, и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя.

День Святой Троицы

На 50-й день после Пасхи, в воскресенье празднуется Пятидесятница – День Святой Троицы. Исторически в этот день Святой Дух снизошел на апостолов и Богоматерь, пребывавших в Сионской горнице — месте Тайной Вечери — в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него. Богословски смысл праздника — явление силы Святой Троицы.

После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.

Преображение Господне, Яблочный Спас

19 августа – Преображение Господне, Яблочный Спас. Праздник отмечается в соответствии со словом Евангелия, где подробно описано это великое событие. Христос взошел на гору Фавор (которая и поныне существует в Израиле) и перед тремя ближайшими учениками — апостолами Петром, Иаковом и Иоанном — явил Свою Божественную природу, показавшуюся зримо тем, что одежды Господа сделались ослепительно белыми, источающими свет — евангелист сравнивает их с сияющим под солнцем снегом. Неземным светом просиял и Его лик. Рядом со Христом явились давно умершие пророки Моисей и Илия, и Господь начал беседовать с ними. Апостолы же были в изумлении, говоря современным языком — в шоке от увиденного.

Молятся в праздник Преображения Господня, обращаясь ко Господу о просвещении каждого человека Светом Христовой Истины, направлении его на верный путь. Каждый из нас идет по жизненному пути в определенном направлении, ежедневно и даже ежеминутно делая свой выбор: на какую работу пойти, на ком жениться, когда рожать детей… Необходимо просить Господа о том, чтобы Он подсказал верный выбор нашему сердцу, правильный путь нашей душе. Об этом будет свидетельствовать внутренний покой, радость о сделанном выборе.

Праздник Преображения называют еще Яблочным Спасом — в этот день православные христиане приносят в храмы часть нового урожая, прося Господа благословить и умножить плоды земли. Конечно, особенно важен этот праздник был до революции, когда большинство населения составляли работающие на земле крестьяне. Широко празднуется он и сегодня в православных странах с развитой аграрной культурой.

Отметим, что существуют еще два праздника «Спаса», но они не двунадесятые.

    • 14 августа — первый день Успенского поста, Происхождение (то есть обретение и чествование) Дерева Животворящего Креста Господня. Его называют еще Медовым Спасом (к этому дню пчелиные соты наполняются медом и начинается его сбор, на который благословляют особой молитвой) и Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними)
    • 29 августа — Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.

Успение Божией Матери

28 августа – Успение Божией Матери, праздник, завершающий календарь двунадесятых праздников.

Это символический праздник, поскольку на дату в канонических текстах указания нет, преставления ко Господу Богородицы. Архангел Гавриил же возвестил Божией Матери о конце Ее жизни, блаженном Успении и приходе Ее Божественного Сына за душой Богородицы. Чудесно, со всех концов земли были собраны в Иерусалим апостолы к смертному одру Богородицы, а на следующий день после явления Господа, взявшего на руки Ее душу, тело Матери Господа исчезло. Дева Мария прожила на Земле 72 года.

В этот день также просят Богородицу о защите и помощи.

Иконография праздников

Иконы праздников, описанные нами, располагаются обычно в праздничном — втором ряду иконостаса, между местным и деисусным чином. В небольших храмах или на бедных приходах иконы двунадесятых праздников только выкладываются на аналой. Если в честь праздника освящен сам храм, его икона будет расположена в местном ряду, справа от иконы Господа Иисуса Христа.

Да хранит Вас Господь и Матерь Божия!

www.o-vere.ru


Смотрите также