Казанская икона божией матери где находится


Где находится икона Казанской Божьей Матери

Казанская икона Божией Матери – один из самых известных образов русской православной иконографии. И несмотря на то что сегодня подлинник утерян, чудотворную силу имеют многие списки лика. Встретить знаменитый образ можно буквально в каждом храме, при этом иконы будут завешаны украшениями и крестиками – дарами верующих за помощь Богородицы. Казанская икона так знаменита и почитаема, что в ее честь построено более 50 храмов, причем не только на территории России, но и на Украине, в Белоруссии и других странах.

Икона в Казани

Казань – город, с которого начинается славная история образа. В 1579 году здесь произошло чудо – обретение иконы Богородицы. По преданию, девочке Матроне явилась Дева Мария и указала, где нужно искать чудотворный образ. Икона была найдена на месте сгоревшего Казанского Кремля, но сам образ не был поврежден. Тогда же приказом Ивана Грозного здесь был возведен Казанский женский монастырь, где оригинал хранился вплоть до нач. ХХ века.

В 1904 году обитель обокрали. Когда воров нашли, икон при них не оказалось. По свидетельствам преступников, они уничтожили образы, поскольку хотели продать лишь их оклады. Существуют и другие версии утраты святыни, согласно которым она не уничтожена, а просто спрятана или утеряна. Но до сегодняшнего дня серьезных подтверждений этих теорий нет.

При этом сейчас в обновленном Казанском монастыре все же можно увидеть чудотворный лик. Это так называемая «Ватиканская» икона, которая в 90-х годах ХХ века попала в Ватикан. Долгие годы шли переговоры передаче образа Русской Православной Церкви. Некоторое время даже считалось, что речь идет о подлиннике Казанской Божьей Матери. Но экспертиза 2003 года показала, что лик является списком и датируется XVIII веком. Через год образ был возвращен России, а после передан непосредственно в Казань.

«Ватиканский» список считается чудотворным и почитается не меньше, чем другие копии. Благодаря образу, отстраивается Казанский монастырь, существенно пострадавший при советской власти. Так, 21 июля 2016 года Патриарх Кирилл освятил место для нового храма.

Московские списки

Примечательно, что первое большое чудо, после которого Казанскую Божью Матерь нарекли «защитницей земель русских», связано не с оригиналом, а с ранним списком иконы. Его передали из Казани ополчению, возглавляемому Мининым и Пожарский в нач. XVII века. Тогда именно эта икона помогла отвоевать Москву у поляков, а день освобождения столицы, 22 октября, стал всероссийским праздником.

Почитаемый список попал сначала в приходскую церковь Введения. В 1636 году Дмитрием Пожарским был построен Казанский собор вблизи Красной площади, куда и была перенесена святыня. Московский список ценился не меньше, чем настоящая явленная икона. С ним связано множество чудес, эта копия стала Покровительницей династии Романовых.

Казанский собор сильно пострадал за время войны с Наполеоном, а с приходом советской власти святой образ был выкраден из обители. Сейчас место его нахождения неизвестно. Храм был восстановлен уже в 1993 году, и тогда здесь появился еще один почитаемый список иконы Казанской Божьей Матери, который теперь хранится в соборе.

Это не единственная копия образа в Москве. Самые известные храмы, где есть икона Казанской Богородицы:

  • Вознесенский женский монастырь (одна из самых старых из ныне сохранившихся копий явленного образа).
  • Симонов монастырь (чудотворный список).
  • Елоховский собор (чудотворный список).
  • Храм пророка Илии в Обыденском переулке.
  • Церковь Святителя Николы на Берсеневке.
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.
  • Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках (есть копия, написанная не на досках, а на стекле).

Петербуржский список

Еще одним почитаемым списком оригинала иконы считался Петербуржский. В отличие от подлинника города Казань и московской копии, он сохранился до сегодняшнего дня. Это одна из старейших из дошедших до нас копий иконы. Согласно последним исследованиям, это список непосредственно с Казанской явленной иконы, датируемый кон. XVII – нач. XVIII века. В Санкт-Петербург он попал еще при Петре I, хранилась икона при церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте.

Позже икона была перенесена в Казанский собор – один из самых крупных храмов Северной столицы и всей России. Теперь Казанская икона Божией Матери является главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга. Построена обитель была еще в 1811 году, а уже через год, во время войны с Наполеоном, находившийся здесь список прославился чудесами заступничества. Известно, что сам фельдмаршал Михаил Кутузов просил у Богоматери помощи и поддержки. Одним из решающих боев стала битва под Вязьмой, совпавшая с днем почитания иконы. Тогда французская армия была разбита, погибло более 7000 солдат противника.

После окончания войны отнятое у французов серебро Кутузов даровал Казанскому собору, из металла был сделан оклад для чудотворной иконы Божьей Матери. Сам же образ с этого времени почитался как Покровительница Северной столицы.

В 30-х годах Казанский собор был упразднен советской властью. Восстановить обитель удалось только спустя 60 лет.

Другие известные списки

Москва и Санкт-Петербург – не единственные города, где находятся почитаемые списки иконы Казанской Божьей Матери. Многие из них чтятся как нерукотворные – предания рассказывают о чудесных появлениях таких икон по всей Руси. Среди самых известных:

  • Иркутская. Чудотворный список находится в Соборе Богоявления. Ежегодно после весенней посевной образ проносят крестным ходом по полям соседних деревень.
  • Тобольская. По преданию, это нерукотворный список, явившийся в 1661 году в Знаменском монастыре. Икона почитается как чудотворная и сейчас принадлежит Софийско-Успенскому кафедральному собору.
  • Каплуновская. Хранится в селе Каплуновке, Харьковской епархии. Согласно летописям, здешнему священнику явился старец и предупредил о скором приходе московских иконописцев. Повелел также приобрести у них икону. Священник сделал все, как и было сказано, а после к нему явилась сама Богородица с наставлениями поместить ее образ в церковь. Находящийся здесь список считается чудотворным.
  • Павловская. Образ явился жителю села Павловское Московской губерни, близ построенной в честь Казанской Божьей Матери часовни. Икона известна исцеляющей силой.
  • Ярославская. Образ хранится при Казанском женском монастыре города Ярославля.
  • Каргопольская. В 1714 году икона находилась у вдовы Марфы Пономаревой, в городе Каргополе Олонецкой епархии. Однажды молящаяся женщина увидела, как из глаз Богородицы потекла слеза. Она сообщила об этом священнику, после чего образ был перенесен в храм.
  • Суздальская. Датируется XVII веком. Согласно летописям, ее написал инок Шартомского Николаевского монастыря, после того как к нему явилась Дева Мария.
  • Тамбовская. С 1812 года была передана тамбовскому Вознесенскому женскому монастырю из Москвы. Сейчас принадлежит Вышенскому Успенскому монастырю, куда была перенесена после явления Богородицы монахине Миропии.
  • Нижнеломовская. Явилась жителям города Нижнего Лома Пензенской губернии в 1643 году. После на месте обретения была построена сначала часовня, а потом монастырь.
  • Высоченская. По преданиям, явилась в нач. XVIII века, на месте, где позже было построено село Высочино. Сегодня она находится в Высочинском Казанском монастыре и славится чудотворной силой.
  • Образ из села Казанское (под Москвой). По преданию, икона явилась местным жителям во время войны с Наполеоном и помогла отбить нападение. Позже здесь была возведена Казанская церковь.

На Руси образ Казанской Божьей Матери был одним из самых почитаемых. Поэтому начиная с XVII века было построено множество храмов, посвященных чудотворному лику. Однако за ХХ век многие из них были заброшены или разрушены. Пострадали центральные обители Казани, Москвы и Санкт-Петербурга.

Одним из самых известных храмов, посвященных образу Девы Марии, провинции является церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Ярополец (Московская область). Изначально он возводился из камня и должен был стать фамильной усыпальницей графской семьи Чернышевых. Строительство заняло больше десяти лет. Храм уникален по архитектурному решению – он будто состоит из двух вытянутых симметрично расположенных церквей. Иконы, украшавшие стены обители, были написаны не на досках, а на полотнах и больше напоминали картины. Здание сильно пострадало за годы Великой Отечественной войны, а после здесь был открыт дом культуры. Сейчас церковь передана РПЦ и реставрируется как важный памятник архитектуры.

О чем молиться Казанской Божьей Матери

Иконы казанской Божьей Матери прославились своими чудесами. Прежде всего, лик почитается за помощь при защите родной земли. Однако Дева Мария помогает и при житейских трудностях. Собственно первое чудо, связанное с образом, произошло сразу после его обретения. Находившуюся на пепелище Казанского Кремля икону переносили в церковь, а после два слепца, участвующие в работах, прозрели. Помня об этом чуде, перед иконой православные люди молятся об исцелении. Божья Матерь помогает справиться с затяжными недугами, избавиться от хронических болезней, вернуть здоровье детям.

Также образ является самой популярной венчальной иконой. Считается, что если свадьба совпадает с днем празднования иконы Казанской Божьей Матери, пара проживет долгую и счастливую жизнь. Помогает святой лик, если между супругами есть разлад, непонимание и взаимные обиды.

obikonah.ru

Где находится икона Казанской Божьей Матери, история написания, значение, фото

Образ Казанской Божьей матери чудотворный, эта икона - одна из наиболее почитаемых в православном мире. Списки с нее присутствуют практически в каждой церкви, а одна из копий иконы была у Ивана Грозного. Необычна и окутана тайной не только история ее обретения, чудесным образом появились многие православные иконы. Интересна история почитания образа, у этой иконы есть «собственные» церкви и даже монастыри, расположенные в разных уголках страны. Среди них особенно выделяется Ярославль и Москва. Где находится икона Казанской Божьей Матери? Вопрос, на который не существует однозначного ответа еще с позапрошлого столетия.

Кроме всенародной любви, по-настоящему всероссийского почитания и множества легенд, связанных с творящимися перед образом чудесами, икона обладает и официальным особым статусом с конца XVII столетия. Именно тогда Алексей Михайлович Романов повелел почитать образ 22-го октября во всех городах страны каждый год. В это же время в Коломенском была заложена в честь этой иконы домовая церковь Романовых. Другие представители династии также особенно относились к образу. И это давало повод многим историкам, начиная с позапрошлого столетия, задаваться вопросом о том, где находится икона Казанской Божьей Матери на самом деле.

Как образ был обретен?

В конце XVI столетия в Казани бушевали пожары. Один из них, случившийся в 1579 году, уничтожил часть древнего города. Выгорели целые районы, и конечно же, это стало большим горем. Срочно требовалось чудо, которое бы смогло сплотить и воодушевить людей, дать им веру в завтрашний день и силы для преодоления трудностей в настоящем. И это чудо случилось.

В ночь после того как огонь отбушевал и от большей части города осталось лишь дымящееся пепелище, маленькой девочке пригрезился удивительный сон. Ребенок, которому от роду исполнилось лишь 10 лет, на следующий день поведал, что явилась ночью в грезе Богородица и указала место, где под грудой пепла лежит ее иконописный образ. Это оказалось правдой: разобрав завал, люди нашли не тронутый пламенем лик Божьей Матери.

Таким вот образом обрела свой знаменитый чудотворящий образ Казань. Икона Казанской Божьей Матери где находится сейчас, по официальной версии церкви? Она утеряна. Но многие верят в то, что она там же, где и предстала перед людьми впервые. На месте находки был без промедления заложен монастырь. Обитель носит название Богородицкий девичий монастырь. Это памятник архитектуры и истории, являющийся одним из красивейших в Казани и имеющий федеральный статус, то есть он охраняется государством.

Что довольно любопытно, первой монахиней в обители, где находится икона Казанской Божьей Матери (или же ее копия), стала та самая девочка, которая увидела вещий сон. Девочку эту от рождения родители нарекли Матроной. Приняв монашеский постриг, она стала Маврой.

Когда был обретен образ?

Не о каждой знаменитой и почитаемой иконе можно сказать, что доподлинно известно обо всех фактах, связанных с ее обретением. Описываемый чудотворящий образ является исключением. История появления была зафиксирована в мельчайших подробностях священником Гостинодворской церкви города Ермолаем, будущим патриархом Гермогеном.

Соответственно, никаких неточностей, поводов для сомнений или же иных раздумий, связанных с обретением образа, нет. Вопросы, которые возникают у любопытных верующих, историков, изучающих православие, связаны с тем, где оригинал иконы Казанской Божьей Матери находится и существует ли он сейчас.

Дата обретения образа – 8 июля 1579 года. И что довольно любопытно, еще до наступления 1580 года и до открытия Богородицкой обители с образа был сделан первый список, отправленный в Москву царю. Конечно же, самодержцем, которому была адресована такая посылка, являлся Иван Грозный.

Литературное произведение о том, как в городе узнали, где находится икона Казанской Божьей Матери, о ее непосредственном обнаружении под пепелищем и первых чудесах, сотворенных образом, появилось в 1594 году. Называется оно «Повесть и чудеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Составил же повествование Гермоген, в том году еще не патриарх, но уже митрополит Казанский.

О первых чудесах

Первые чудеса, связанные с этим образом, начались вскоре после того, как горожане узнали о том, где находится икона Казанской Божьей Матери, и высвободили ее из-под завалов. Их подробно описывает в своем труде, посвященном этому иконописному образу, Гермоген.

Весть о сне, посетившем маленькую девочку, быстро разнеслась по городу. Неудивительно, что вокруг разбираемого завала, на который указала Матрона как на местонахождение образа, собралась толпа любопытных. После обнаружения иконописного лика эти люди составили процессию, сопровождающую найденный образ Богородицы в ближайший храм. Среди сопровождающих образ жителей Казани были и незрячие - они исцелились. Разумеется, икона тут же получила статус чудотворной.

О значении образа и исторических моментах, с ним связанных

Довольно долгое время почитание образа ограничивалось местом в Казани, где икона Казанской Божьей Матери была найдена. В Казани к лику Богородицы выстраивались очереди страждущих, а в других городах о ней практически ничего не знали. Многие историки связывают это с тем, что царь остался равнодушен к присланному ему из Казани списку с образа.

Но все изменилось в 1606 году, когда к обязанностям патриарха приступил Гермоген, лично присутствующий при нахождении лика Богородицы. Разумеется, всенародной любовью и почитанием икона обязана не только патриарху. В начале XVII столетия началась Смута и тяжкий период фактического безвластия.

Первое ополчение благословил Гермоген, и в качестве особого свидетельства этого из казанского Благовещенского собора была привезена под стены Московского Кремля икона Богородицы. Разумеется, это была копия. Однако многие историки сомневаются в том, что в ополчение был доставлен именно список с образа. Слишком уж велики были ставки, речь шла о сохранении не только независимости России, но и самого факта существования государства.

Как бы там ни было, огромную роль сыграла в Смутные времена Казанская икона Божией Матери. Где находится оригинал - таким вопросом в те годы никто не задавался. Люди просто верили в поддержку с небес и ждали чуда от образа.

Доподлинно известно, что уже при созыве Второго ополчения протопоп Благовещенского собора из Казани находился вместе с иконой в Ярославле. Это довольно странно, поскольку на Ярославщине уже несколько лет как действовала обитель Казанской иконы Божией Матери. В монастыре был собственный список с образа, тоже имевший славу чудотворящего. Этот факт также является поводом для вопросов о том, где сейчас находится икона Казанской Божьей Матери.

С 1620 года началось общероссийское официальное почитание образа. В это же время в Москве распахнул свои двери новый храм, выстроенный в честь иконы. И открыт он был не где-либо, а в самом сердце столицы, на Красной площади. Туда была перенесена московская копия, до этого находившаяся в церкви на Лубянке. Храм был разграблен и прекратил существование в начале прошлого столетия. Но икона уцелела, ее перенесли в Богоявленский Елоховский собор.

Значение образа в российской истории и духовной культуре нации сложно переоценить. Должное этой иконе отдавали не только простые люди, почитающие ее за многочисленные исцеления и прочие чудеса, но и монархи, понимающие значение образа. Например, Екатерина Великая украсила оклад иконы, находящейся в Казани, бриллиантовой короной. Этим поступком мудрая правительница не только почтила чудотворный образ, но и на столетия положила конец слухам о том, что в Богородицком монастыре находится копия, а где хранится икона Казанской Божьей Матери, неизвестно.

О стиле написания образа

Иконография этого образа довольно любопытна. Стиль написания определяется как одигитрия. Согласно преданиям впервые в иконографии такой тип подачи образа Божьей Матери применил евангелист Лука. Суть данного стиля ясна из названия, переводимого на русский язык с греческого как «указующая путь».

Однако стиль не соблюден полностью. То есть иконография приближена к типовой, но в то же время и самобытна. Разумеется, автор первого обретенного образа неизвестен. Списков же с Богородицы сделано настолько много, что сейчас ее считают основоположницей собственного жанра в иконописи.

Где явленный образ сейчас?

Так где находится чудотворная икона Казанской Божьей Матери? Официальная версия гласит о том, что образ утерян в 1904 году.

История ее утраты подробно описана, даже тщательно задокументирована. Но, в отличие от письменных свидетельств обретения чудотворного лика, история ее потери вызывает многочисленные вопросы.

Как был утрачен образ?

В одну из июньских ночей, а именно с 28 на 29 число, в храм проник вор. Звали этого человека Стояном Чайкиным. Поживился же он не только ликом Богородицы, но и образом Спаса, а также пожертвованиями прихожан.

Протоколы жандармов сохранились, как и предписание прокурора. Вор был пойман в рекордно короткий срок, однако похищенного при этом человеке не было обнаружено. Согласно оставшимся после этого дела записям, грабитель пояснил, что драгоценные оклады проданы, а доски с образами разрублены и сожжены в печи.

Вполне возможно, что на следствие оказывалось давление и жандармы были вынуждены закрыть дело и передать вора в руки судьи в сжатые сроки. Ничем иным объяснить то, что дознаватели удовлетворились данными грабителем пояснениями, не представляется возможным.

Стоимость похищенных окладов составляла не один десяток тысяч рублей. Даже если допустить, что вор реализовал их за пару бутылок самогонки, то возникает вопрос о том, куда грабитель успел истратить похищенные пожертвования, которых было не менее 600 рублей?

Учитывая то, что перед этим ограблением было совершено несколько попыток, оказавшихся неудачными, возникают сомнения как в вине осужденного, так и в факте уничтожения чудотворной иконы.

Есть ли версии спасения образа?

Самой известной из версий того, каким образом могла уцелеть чудотворная икона, является история о ее подмене накануне ограбления.

Эта история гласит о том, что игуменья, напуганная попытками ограблений, каждый вечер меняла оригинальный образ под окладом на список. Узнав утром о постигшем храм несчастье, женщина побоялась возвращать образ Богородицы и отнесла его в церковь Ярославских чудотворцев, стоящую на Арском кладбище.

Для того чтобы обеспечить сохранность образа, духовенство не стало объявлять во всеуслышание о том, что же за новую икону обрела скромная кладбищенская церковь. Образ, о котором идет речь, по сей день находится в храме на Арском кладбище Казани.

Второй по популярности версией является история о том, что икона оказалась за пределами России. В середине прошлого столетия она оказалась в коллекции англичанина Фредерика Митчелл-Хеджеса. Подданный британской короны был абсолютно убежден в том, что приобрел подлинник. Уверенность его была столь велика, что икона была представлена им на выставке в Нью-Йорке в 1964 году. Ажиотаж образ вызвал большой, и к 1970 году русские диаспоры смогли найти средства для выкупа иконы. Некоторое время Богородица находилась в специально построенном для нее здании в португальском городе Фатима.

В 1993 году образ вновь переехал, на этот раз в Ватикан. А в 2004 году икона была передана Русской Православной Церкви. В Москву ее доставил кардинал Вальтер Каспер. Год спустя Алексий II передал Богородицу Казанской епархии.

Сейчас этот образ находится в приделе Крестовоздвиженского храма, в Богородицком монастыре Казани.

Находящиеся сейчас в Казани иконы могут быть настоящими?

Ни одна из икон, претендующих на статус первого явленного образа, не прошла искусствоведческую экспертизу. По этой причине икона Божьей Матери по сей день официально считается утраченной.

Однако искусствоведческая экспертиза образа не является в таком случае неоспоримой. Как именно выглядел явленный образ, известно только по спискам с него. Сохранившиеся с начала прошедшего века фотографии киота собора, откуда была похищена икона, представления о ней не дают. Образ закрыт окладом практически полностью. Списки не являются копиями в прямом смысле этого слова, они просто выполнены в том же стиле.

Нельзя не учитывать и вероятность того, что подлинная икона покинула Казань еще при жизни патриарха Гермогена.

Как относятся к претендующим на статус явленного образа иконам верующие?

В народе невероятно крепка вера в версию подмены образа игуменьей. Хотя эта легенда и не выдерживает никакой критики, большое количество людей верят в то, что в церкви Ярославских чудотворцев находится истинный, явленный образ.

Духовенство же негласно поддерживает присланный из Ватикана лик Богородицы. С ним совершается Крестный ход, на одном из которых присутствовал и сам патриарх.

Стоит ли ждать чудес от какой-либо из икон?

Этот вопрос волнует всех, но в первую очередь он актуален для людей, страдающих от неизлечимых болезней или борющихся за здоровье своих детей.

Любая из икон Казанской Божьей Матери поможет нуждающемуся в беде. Однако, для того чтобы подобное произошло, в сердце человека должна быть ничем не ограниченная безоговорочная вера, абсолютная и непоколебимая. Не иконописные образы творят чудеса, а Господь, воздающий каждому по его вере.

religiya.temaretik.com

Казанская икона Богородицы: возвращение святыни - Православный журнал "Фома"

Ровно десять лет назад, 21 июля 2005 года (День явления иконы Божией Матери “Казанская” (1579), в Казань вернулась переданная в Россию из Ватикана копия чудотворного образа знаменитой Казанской иконы. Одно время именно этот образ считался подлинником, обретенным в Казани в  1579 году. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. А что же случилось с оригиналом?

Святотатство

Казань.12 июля 1904 года. 1 час ночи.

Шаркая ногами и кряхтя, по двору Богородицкого монастыря бредет сгорбленный 69-летний сторож Федор Захаров. Вглядываясь подслеповатыми старческими глазами в ночную тьму, он осматривает соборные храмы монастыря: неотапливаемый («летний») – в честь Казанской иконы Божией Матери, и теплый – во имя святого Николая Тульского.

ФОТО Итар ТАСС/Виктор Великжанин

Работа у Захарова была хотя и не слишком денежной, но очень ответственной. Монастырь хранил чудотворный образ «Матушки Казанской», заступницы Русской земли. Именно ее молили о победе ополченцы Пожарского в 1612 году и солдаты на Бородинском поле в 1812. Говорили, что сам фельдмаршал Кутузов вынес ее на своем теле из горевшей Первопрестольной.

А жуликов вокруг развелось страсть! Три года назад карманники на Пасху Петропавловский собор подожгли, чтобы в панике обчистить карманы православных. Ничего святого для них нет! А тут одних бриллиантов на иконном окладе, подаренном Екатериной II, говорят, тыщ на сто целковиков…

Скрашивая свое ночное бдение подобными мыслями, старик вдруг услышал царапанье у двери на западной паперти собора Казанской иконы Божьей Матери, в котором хранился чудотворный образ. А затем увидел четырех воров, громадными зажимами ломавшими замок на входе.

Заметив дряхлого старика, к нему бросились двое, с револьвером и ножом в руках…

Современному читателю тут впору вздрогнуть. Один из воров был по внешнему облику просто двойником … Владимира Ульянова (Ленина). В материалах следствия сохранилась фотография, которую потом печатали казанские газеты. На ней, со своей любовницей, организатор святотатства Чайкин, он же Варфоломей Андреевич Стоян, крестьянин села Жеребец Александровского уезда Екатеринославской губернии, 28 лет, профессиональный вор и грабитель.

Материал по теме

Казанская икона

История Казанской иконы Божией Матери начинается в XVI веке. При этом обстоятельства и место ее явления даже сегодня кажутся необычными и удивительными.

И если 25-летняя полная дамочка Прасковья Кучерова на фотографии ничем не напоминала Надежду Крупскую, то ее сожитель выглядел точь-в-точь как 30-летний Ленин, снявшийся в 1900 году по возвращении из сибирской ссылки – высокий лоб, переходящий в лысину, бородка клинышком, узнаваемый овал лица и цепкий взгляд!

Позже в зале суда газетный репортер так описывал этого рецидивиста, специализировавшегося на церковных кражах: «…красивый молодой мужчина, с умными и выразительными, но в то же время наглыми до дерзости глазами. Он с некоторой важностью разглаживал свои всклоченные волосы, усы и бороду и суетливо, с гримасами начал всматриваться в публику».

В том же репортаже газетчик описал и 30-летнего подельника Чайкина, профессионального карманного вора Анания Комова (крестьянина села Долженкова Обоянского уезда Курской губернии): «…юркий, подвижный человек с плутовато-хищным выражением глаз и характерным длинным тонким носом, загнутым кверху».

Именно эти двое, угрожая револьвером и ножом, втолкнули сторожа в церковный подвал и заперли. О дальнейшем скупо сообщает предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления: «…около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей…»

В третьем часу ночи опомнившийся старик стал звать на помощь: «Караул, жулики!». Его услышала послушница монастыря Татьяна Кривошеева. «Оглядите скорее двери у церкви, несчастье у нас большое – воры меня сюда посадили», – горестно произнес старик.

Цена потери

Православные в пропаже иконы увидели дурное предзнаменование, говорили: «Богородица уходит из земли русской».

Уже в самый момент обретения иконы 8 (по старому стилю) июля 1579 года она вызвала шок у верующих. Конечно, скептики могут оспаривать достоверность рассказа об обстоятельствах ее нахождения в Казани, в недрах сгоревшего дома, десятилетней девочкой Матреной. Но даже атеисты вынуждены признать: у Казанской иконы Божией Матери совершенно иная композиция, чем у всех известных до ее появления изображений – особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. А ведь за соблюдением канонов иконописания строго следили. Когда в XVI веке казанский архиерей увидел новоявленный образ, то сильно удивился, потому что никогда не видел икон такого письма. Икона поразила и Ивана Грозного, которому отослали список с иконы: «Царь и дети его дивишися зело, яко таковые иконы начертанием нигде не видеша».

Иван Грозный приказал соорудить в Казани на месте обретения иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы и устроить при ней девичий монастырь. Среди первых монахинь была и нашедшая икону Матрена Онучина, принявшая иноческое имя Мавры. Сын Грозного, царь Федор, в 1595 году повелел построить при монастыре каменный храм вместо деревянного, а хранителю царских сокровищ Деменьше Черемисинову приказал украсить икону драгоценными камнями, золотом и жемчугом.

После освобождения Москвы от поляков князь Дмитрий Иванович Пожарский поставил список (копию) Казанской иконы Божией Матери сначала в церкви Введения на Лубянке, а затем – в специально построенном для него Казанском соборе на Красной площади, в котором он хранился вплоть до сноса храма в 1934 году.

Еще одна известная копия Казанской иконы Божией Матери в 1798 году после визита в Казань Павла I была привезена в Петербург. Сначала древний список находился в деревянной часовне на Петербургской стороне, а потом икону перенесли в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году ее установили в построенном Казанском соборе, где она до сих пор и находится.

23 июля 1774 года, когда воинство Пугачева бросилось грабить дома и купеческие лавки, обдирая иконостасы в храмах, паля из пушек по кремлевскому Спасскому монастырю, город запылал.

Именно в этот момент, как писал Пушкин в «Истории Пугачева», «…преосвященный Вениамин… в Благовещенском соборе, и на коленях со всем народом молил Бога о спасении христиан. Едва умолкла пальба, он поднял чудотворные иконы и, несмотря на нестерпимый зной пожара и на падающие бревна, со всем бывшим при нем духовенством, сопровождаемый народом, обошел снутри крепость. К вечеру буря утихла, и ветер оборотился в противную строну». В это же самое время прилетевшее из крепости ядро разбило одну из пушек, установленную прямо в Богородицком монастыре, а с тыла по пугачевцам ударил отряд Михельсона, гнавшийся за Пугачевым от самого Оренбурга…

За семь лет до этого поклониться чудотворному образу приезжала сама императрица Екатерина 11 в сопровождении большой свиты (до двух тысяч человек) и всего дипломатического корпуса. Именно императрица 8 июня 1767 года возложила по бриллиантовой коронке на чудотворную икону и на местный образ Спасителя.

В результате икону украсили две ризы: первая из чистого золота, с 18 крупными бриллиантами и 412 драгооценными камнями; другая сплошь унизана жемчугом, с бриллиантовой короной из 479 бриллиантов, 100 алмазов и 1120 других драгоценных камней. Она и находилась на иконе в ночь похищения.

А 11 июня 1798 года Павел I заложил первый камень в основание нового здания Богородицкого монастыря, на постройку которого он отпустил из казны 25 тыс. рублей. Храм строили по проекту великого русского зодчего Василия Стасова. Снесли его в сталинские времена…

В погоне за святыней

Раифский Богородицкий монастырь. Фото Георгия Розова

Казань. Кирпично-3аводская улица, дом Шевлягина.12 июля 1904 года. Через 5 часов после ограбления.В новом доме на окраине города, где Чайкин арендовал целый этаж, несмотря на предрассветный час, вовсю кипела работа. Чайкин большим ножом кромсал икону Христа Спасителя, а Ананий Комов рубил топором чудотворную икону Казанской Божией Матери. Грабители торопились отделить драгоценные камни и золото от бесполезных для них досок.

Когда все было кончено, теща Чайкина, 49-летняя Елена Ивановна Шиллинг (про которую позже газеты напишут: «…некрасивая, отталкивающей наружности старуха, тип старой сводни…») сложила разрубленные иконы в железную печку и подожгла.

А в это время монахини монастыря осматривали окрестности в надежде найти следы пропавшей святыни, а газетчики уже набирали тексты с сенсационными репортажами в свежий выпуск новостей.

Поиск по горячим следам результатов не дал. Лишь в соседнем с монастырским двором частном земельном владении Попрядухина было обнаружено два кусочка шелковой ленты и около десяти жемчужин. Помогли газетчики. Казанское «Общество трезвости» назначило премию в размере трехсот рублей тому, кто укажет место нахождения похищенной иконы.

Прочитавший газетное сообщение смотритель Александровского ремесленного училища Владимир Вольман 15 июля заявил полиции, что незадолго до того, 5 июля, золотых дел мастер Николай Максимов заказал в мастерской училища щипцы – «разжим для растяжения». Вольман еще тогда подумал: «Зачем ювелиру гигантские щипцы? Ведь его инструменты – пинцет и лупа». А узнав о краже, Вольман решил, что этими щипцами вполне можно было взломать монастырские замки. В тот же день Максимова доставили в полицию.

В стенограмме судебного заседания про него записано: «младший унтер-офицер из казанских цеховых, 37 лет, ювелир».

В день ареста Максимов как раз пытался продать жемчуг, очень похожий на украденный с ризы Казанской иконы. Поэтому долго отпираться он не стал и назвал подельника – Чайкина.

На квартире опытного рецидивиста уже не было. «Теща» заявила полиции, что дочь ее вместе с «мужем» уехали. Казанский полицмейстер Панфилов произвел обыск на квартире Чайкина, но ничего не нашел. Однако все улики вели в эту квартиру, поэтому полиция решила обыск повторить. И не зря.

На кухне в русской печке были обнаружены куски пережженной проволоки, в других местах – 205 зерен жемчуга, обломки серебра, 26 обломков серебряных украшений с камнями, 72 золотых обрезка, 63 обрезка серебряной ризы, пластинка с подписью «Спас Нерукотворный»; в зале, в специально выдолбленном тайнике – нитки с жемчугом, 260 отдельных жемчужин, 439 разноцветных камней, несколько серебряных гаек, в чулане – серебряные проволоки и три жемчужины; в железной печке – 17 петель, четыре обгоревшие жемчужины, грунтовка с позолотой, обгорелая материя. Кроме того, в квартире обнаружили плавильную лампу и весы.

18 июля в Нижнем Новгороде на пароходе «Ниагара» были задержаны Чайкин с Кучеровой. А 21-го, в день праздника чудотворной Казанской иконы Богородицы, полиция арестовала последнего подозреваемого Анания Комова.

8 декабря того же года все преступники были осуждены. До самой своей смерти на каторге в 1917 году Чайкин утверждал, что сжег икону.

Послесловие

ФОТО Итар ТАСС/Михаил Козловский

Собирая материал для этой публикации, я встретился с заместителем директора Государственного объединенного музея Республики Татарстан Г. А. Милашевским. Он посвятил меня в детали истории с похищением и показал на старой карте дом, где уничтожали икону. Я побывал на этом месте. Там теперь трансформаторная подстанция.

Говорил и с кандидатом исторических наук Д. И. Хафизовым, консультировавшим администрацию Казани по вопросам возвращения в Казань того списка иконы, который хранился в Ватикане. Мы стояли у окна городской мэрии, смотрели на здание городского музея и обсуждали детали истории.

«Очень хочется вернуть в Казань хотя бы список с иконы, – говорил мой собеседник. – Чтобы паломники вновь потянулись в наш город».

31 августа 2004 года в Успенском соборе Кремля делегация Ватикана передала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию список Казанской иконы. 20 июля Патриарх привез икону в Казань. А 21 июля, когда состоялись торжества по случаю празднования 450-летия Казанской епархии, Патриарх Алексий отслужил в Благовещенском соборе Божественную литургию перед Казанской иконой Божией Матери.

СПРАВКА «ФОМЫ»

Казанский образ, возвращенный в Россию в 2004 году из Ватикана, одно время считался подлинником, обретенным в Казани в  1579 году. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Эта икона была продана в Лондоне русским купцом Шевлягиным, уехавшим из России после революции. В 1970 году она была передана в церковь Девы Марии в Фатиме (Португалия), а в 1981 подарена Папе Римскому Иоанну Павлу II. В его покоях икона находилась 11 лет.21 июля 2005 года (год празднования 1000-летия Казани и 450-летия Казанской епархии) икона была торжественно передана в Казань Святейшим патриархом Алексием.

В России было три особо чтимых образа Казанской иконы (чудесно обретенная и два списка с нее):

1. Явленная икона в Казани – находилась в Богородичном монастыре. Похищена и уничтожена в 1904 году.

2. Икона князя Дмитрия Пожарского. Отряд ополченцев, пришедший к Минину и Пожарскому из Казани, принес с собой список Казанского образа. Ситуация в войске была таковая, что нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, отбивать новые приближающиеся польские войска, но и смирить разгул, пьянство среди казаков и ополченцев, ранее прибывших под Москву. После трехдневного поста и молитвы всего войска перед Казанской иконой Москва была освобождена. Сейчас этот образ находится в московском Богоявленском соборе в Елохове.

3. Петербуржский список. Петр I считал Казанскую икону особой покровительницей основанного им города, он верил, что благодаря молитве перед ней смог одержать победу над шведами под Полтавой в 1709 году. В 1812 году М.И. Кутузов молился у Казанской иконы. 22 октября (4 ноября по н. ст.) в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. В этот день выпал первый снег и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов.Этот образ находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Фото на заставке: Казань. Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери от Благовещенского собора Казанского кремля до Крестовоздвиженского храма Богородицкого монастыря. Фото Сергея Власова, Патриархия.ru

Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

foma.ru

Казанская икона Божией Матери | Православие в Татарстане | Портал Татарстанской митрополии

Чудотворная Казанская икона Божией Матери является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. С обретением, прославлением и почитанием в России этой иконы неразрывно связана история Казанского Богородицкого женского монастыря (ныне мужского). Среди всех Богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалась прежде всего с Казанской иконой Божией Матери, хранившейся в Богородицком женском монастыре.

История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к кремлю с северо-востока. Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины — нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI века). Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала об этом матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство принять участие в поисках иконы. 8 июня 1579 года Марфа обнаружила икону Богородицы на месте сгоревшего дома. В этот же день икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, расположенную недалеко от места обретения образа Богородицы. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже — Казанский митрополит, а затем и Всероссийский Патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал в бытность свою Казанским митрополитом события, связанные с обретением чудотворного образа.

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божией Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе — 22 октября. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали между собой право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икону так и не нашли. Версии о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам, не нашли подтверждения. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос.

Однако похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910—1913 гг. непосредственно на месте обретения иконы — в подземелье собора — был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменией. В советские годы Казанско-Богородицкий монастырь, как и многие храмы Казанской епархии, был закрыт. Большинство святынь епархии хранил единственный незакрытый казанский храм Ярославских чудовтворцев на Арском кладбище. Хранил он также и чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. Некоторые утверждают, что этот чудотворный список и является той древней Казанской иконой Божией Матери, сохраненной игуменией.

На рубеже XX—XXI вв. Казанской епархии был возвращен один из храмов бывшего Казанско-Богородицкого монастыря — церковь в честь Воздвижения Креста Господня. А 21 июля 2005 года уже начавшуюся возрождаться обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, где в торжественной обстановке Казанской епархии был передан чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, который установили в Крестовоздвиженском храме. В настоящее время чудотворные списки Казанской иконы также находятся в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище и в Никольском кафедральном соборе.

tatmitropolia.ru

Икона Казанской Божьей Матери в Казани

Для православия чудотворная икона Казанской Божьей Матери играет очень важную роль. Обретенный в XVI веке образ считается заступницей русской земли, он не раз помогал войскам отбивать нападения врага и отстаивать земли. Сегодня списки иконы есть во множестве храмов как России, так и других православных стран. Однако одним из самых почитаемых остается образ, находящийся в Казани.

История оригинала иконы: обретение и потеря образа

По преданию, чудотворная икона Казанской Божьей Матери была найдена 8 июля (по старому стилю) 1579 года на месте сгоревшего Казанского Кремля. Тогда Богородица явилась маленькой девочке Матроне, девятилетней дочке стрельца Онучина, и приказала искать образ на пепелище. Поначалу ребенку не верили, но когда Матрона вместе со своей матерью начали раскапывать пепел на указанном Девой Марией месте, в куске сукна они нашли небольшую икону. Обретение святого образа описал местный священник, будущий патриарх Ермоген. Он же засвидетельствовал и первые чудеса лика. При переносе иконы в церковь людям помогали два слепца, и, после того как они прикоснулись к лику, к ним вернулось зрение.

Истории о силе образа быстро докатились до Москвы, и сам Иван Грозный издал указ построить на месте обретения иконы женский монастырь. По преданиям, первой послушницей обители стала девочка Матрона.

С чудотворной иконы Божьей Матери было сделано немало списков. Один из первых был передан войску Минина и Пожарского. Считается, что в 1612 году именно святыня помогла ополченцам освободить Москву от поляков. Позже списки были сделаны для Санкт-Петербурга и многих других городов.

Оригинал иконы не покидал Казань. Образ хранился в монастыре до 1904 года, пока не был выкраден грабителями. Злоумышленников нашли по горячим следам, однако иконы при них уже не было. По официальной версии, воры просто разрубили и сожгли ее, поскольку совершали кражу ради драгоценных окладов. Действительно, у Казанской иконы была богатая риза, в частности, еще в 1767 году императрица Екатерина II пожертвовала для ее украшения свою бриллиантовую корону.

Есть и другие версии исчезновения оригинала. Одни исследователи считают, что он был продан. Другие убеждают, что икона спрятана где-то в России, а место хранения просто утеряно. Есть версия, что ее вывезли позже, уже в 20-х годах ХХ века и теперь подлинник находится заграницей.

«Ватиканский» список

Через 100 лет после кражи иконы из Казанского монастыря, город снова получил чудотворный образ Богородицы. Несмотря на то что это лишь список, почитают его не меньше, чем чтили подлинник. История иконы, которая предположительно до ХХ века принадлежала Дивеевской общине, довольно сложная. С приходом советской власти, образ был вывезен заграницу. В 1950 году его приобрел коллекционер, а позже икона была выкуплена организацией Blue Army. В 1993 году она была подарена Папе Римскому Иоанну Павлу II и более десяти лет находилась в его личных покоях.

О передаче святыни шли достаточно сложные переговоры. Поначалу считалось, что найденный образ – это тот самый утерянный оригинал. Ватикан выдвигал свои требования возвращения иконы Казанской Божьей Матери, Русская Православная Церковь хотела возврата чудотворного лика на других условиях.

В 2003 году группа экспертов провела экспертизу иконы, результаты тогда стали неожиданными для многих. Оказалось, что «Ватиканская» икона – это не оригинал и даже не ранний список, это копия, которая датируется XVIII веком. Через год после экспертизы католическая Церковь вернула образ РПЦ.

21 июля 2005 года, на празднование 450-летия Казанской епархии, список был привезен в Казань Патриархом Алексием II. По случаю знаменательного события был совершен многотысячный крестный ход, а сама икона передана Казанскому Богородицкому монастырю.

«Ватиканский» список очень почитаем не только городом, но и за его пределами. Икона считается чудотворной, а в Казани многие верят, что монастырю вернули настоящую святыню.

Казанский Богородицкий монастырь

Место обретения иконы Казанской Божьей Матери стало святым для православного мира – Богородицкий монастырь был основан здесь сразу после чуда. Изначально это был женский монастырь, и в таком статусе обитель просуществовала до нач. ХХ века.

Для ХVI-ХVIII веков это достаточно крупный православный центр, куда для молитвы перед святым образом стекались паломники со всех уголков страны. При этом тогда здесь был лишь каменный собор, колокольня и небольшая Софийская церковь.

Монастырь существенно расширился в ХIХ веке. Тогда был обновлен обветшавший каменный собор, достроены Никольский и Крестовоздвиженский храмы. Однако уже в 20-х годах ХХ века советская власть упразднила монастырь, причем некоторые постройки, например колокольня, были просто разрушены. Территорию святой обители заняла табачная фабрика, а позже Крестовоздвиженский храм передали филфаку Казанского педагогического института.

Восстановление монастыря началось с 1994 года, а основная реконструкция проводилась накануне возвращения «Ватиканского» списка Казанской Божьей Матери. До 2005 года был восстановлен Крестовоздвиженский храм, с территории окончательно убраны производства и административные отделы табачной фабрики. С этого времени обитель снова становится монастырем, но теперь он возрождается уже как мужской. Реставрационные работы на территории идут до сих пор.

Паломников особенно привлекает место обретения иконы Казанской Божьей Матери. Здесь установлена небольшая беседка. Сам же образ находится рядом, в обновленном Крестовоздвиженском храме. Адрес Казанского монастыря, где можно увидеть чудотворный список иконы Божьей Матери – ул. Большая Красная, 5.

Почитание образа Казанской Божьей Матери

До чудесного обретения иконы Казанской Божьей Матери, люди в Казани были преимущественно мусульманской веры. Однако святой образ помог изменить ситуацию – город стал местом паломничества, а слава о чудесах очень быстро разнеслась по всей Руси.  После заступничества Богородицы при бое за Москву, день освобождения столицы (4 ноября или 22 октября по старому стилю) стал всенародным праздником.

О святыне забыли в советское время, но возрождение Казанского монастыря и возвращение чудотворного списка иконы уже в XXI веке снова сделало город одним из центров русского православия. Сейчас два раза в год здесь проходят крестные ходы – 21 июля (день обретения образа) и 4 ноября. С 2004 года Государственная Дума постановила 4 ноября государственным праздником – Днем Народного Единства. Такое решение, по сути, возродило традицию, существовавшую в России несколько веков. Ведь с 1649 года царь Алексей Михайлович Романов своим указом сделал этот день официальным всероссийским праздником почитания образа Казанской Божьей Матери. Отмечалась дата вплоть до Октябрьской революции.

obikonah.ru

Казанская икона Божьей Матери. Казанский Богородицкий монастырь

Добрый день! Сегодня я расскажу еще об одной достопримечательности Казани, которая будет интересна больше для православной части туристов и гостей города. Место это в Казани очень интересное и колоритное. Расскажу я Вам, как добраться до Казанской иконы Божьей матери – чудотворной иконы, которая имеет удивительную, на мой взгляд, историю. Икона находится на данный момент в Богородицком монастыре, недалеко от Казанского Кремля, о котором я писал ранее. Покажу, как добраться и что посмотреть. Итак, поехали!

Покажу я, как добраться до монастыря от Казанского Кремля и от ближайшей остановки (она только одна). Ниже представлен маршрут, как добраться от Казанского кремля до Казанского Богородицкого монастыря, а также как добраться от остановки. Интересно то, что остановка находится прям напротив КГТУ-КАИ, бывшей Казанской императорской гимназии, тоже очень интересном здании, о котором как-нибудь потом напишу. Монастырь сам находится на улице Большая Красная, дом 5.

Итак, маршрут.

Автобусы, на которых можно доехать до остановки, 22, 28, 28а, 52, 83, 89, либо сначала до Казанского Кремля, а потом уже пешком от него (не более 5 минут идти).  Как доехать до кремля в Казани я писал ранее.

Монастырь на данный момент только восстанавливается. Поэтому шикарной красоты от него не ждите, предупреждаю сразу.  Мало того, что основной храм и колокольню снесли еще в советское время, так даже братские кельи превратили невесть во что. За прошлый век в них располагалась и табачная фабрика, и общежитие для студентов. Сейчас, к сожалению, все стоит в разрушенном состоянии, что я Вам, непременно покажу далее.  Теперь немного фотографий и комментарий к ним.

Это главный храм монастыря, где, собственно, и находится на втором этаже Казанская икона Божьей матери. Монастырь этот – мужской. Кстати, соблюдайте дресс-код, когда посещаете такие места. Монахи очень бывают огорчены, что люди туда ходят как на прогулку, хотя место это совсем не простое.

Интересные экскурсии для вас:

Вкратце расскажу историю Казанской иконы. На том месте, где сейчас находится монастырь, был еще в XVI веке стрелецкий поселок, где жила семья Онучиных, и была у них дочка, Матрона. И так произошло, что по вине этой семьи сгорело полпоселка: то ли баню не так затопили, то ли что. После этого семью хотели наказать, но десятилетней Матроне ночью пришла Богородица, и сказала место, где лежит икона. Маленькой девочке долго не верили, однако после раскопок все же нашли чудотворный список, после чего семью оставили в покое. Видать, знак, подумали они. На месте нахождения иконы и основался тогда еще Богородицкий девичий монастырь, а Матрона стала первой его настоятельницей. В начале XX века икона была украдена. Вора поймали, но иконы у него не было. По материалам, драгоценности с иконы он продал, а саму её – разрубил на части. Однако через некоторое время выяснилось, что икона была продана. Долгое время она была в частных коллекциях, была в Аргентине, в США, потом у папы Римского, который в 2005 году вернул её. Кстати, взамен в Казани был построен Католический костел  на улице Петербургской.

Сейчас восстановлен только один храм, а в планах восстановить весь монастырь в целом.

А это небольшая часовенка. Здесь, по преданию, и нашли Казанскую чудотворную икону. На этом месте ранее был храм, который был разрушен в советский период. Сейчас в планах его восстановление.

А это те братские кельи, о которых я говорил. Именно здесь находилась табачная фабрика и общежитие. Сейчас это место активно восстанавливают. И если раньше можно было увидеть развалины, то сейчас все приводят в человеческий вид. Это радует. И парочку старых фотографий, хоть иметь малое представление, каким был монастырь.

www.kazan-guide.ru


Смотрите также