Одигитрия что такое


Одигитрия - это... Что такое Одигитрия?

Типы икон Богородицы
  • Оранта
  • Елеуса
  • Одигитрия
  • Панахранта
  • Агиосоритисса

Одиги́трия (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, по преданию, написанная евангелистом Лукой.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 История
  • 3 Варианты
  • 4 См. также
  • 5 Примечания

Описание

Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверь XV века Византия.

Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение матери и сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир «небесного царя и судии» и поклонение царственному младенцу.

История

По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была исполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Икона стала охранительницей Константинополя. Ее не раз выносили на городские стены во время нападения врагов. Кроме того, во вторник каждой недели с иконой совершался крестный ход по всему городу[1].

Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

Варианты

К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных, Корсунская-Торопецкая и др. Из икон Одигитрии с греческими наименованиями можно отметить: Психосострия, Перивлепта и др.

См. также

Примечания

  1. ↑ Иконы XIII—XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева. М., «Северный паломник», 2007, с. 83.

dic.academic.ru

ОДИГИ́ТРИЯ

Ико­но­гра­фич. тип О. пред­став­ля­ет со­бой об­раз Бо­го­ма­те­ри, дер­жа­щей на ле­вой ру­ке Мла­ден­ца Хри­ста и мо­лит­вен­но ука­зы­ваю­щей на Не­го пра­вой ру­кой; Мла­де­нец бла­го­слов­ля­ет пра­вой ру­кой, в ле­вой ру­ке дер­жит сви­ток. Са­мым рас­про­стра­нён­ным яв­ля­ет­ся по­яс­ной ва­ри­ант изо­бра­же­ния, час­то со­про­во­ж­дае­мый эпи­те­том ἡ ὁδηγήτρια. К это­му же ти­пу от­но­сят изо­бра­же­ния в рост, а так­же по­груд­ные (напр., Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри). По мне­нию Н. П. Кон­да­ко­ва, в ос­но­ве ико­но­гра­фии О. ле­жит изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем в рост, ко­то­рое встре­ча­ет­ся в па­мят­ни­ках с 6 в. (мо­заи­ка ц. Бо­го­ма­те­ри Ан­ге­лок­ти­сти на Ки­пре, 6 в.; ми­ниа­тю­ра Еван­ге­лия Рав­ву­лы, 586). Ико­ны Бо­го­ма­те­ри О. ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны на Бал­ка­нах, на Ру­си, на хри­сти­ан­ском Вос­то­ке и За­па­де. Мно­гие из них про­сла­ви­лись как чу­до­твор­ные. По­зы Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца, смот­ря­щих пря­мо пе­ред со­бой или об­ра­щён­ных друг к дру­гу (по клас­си­фи­ка­ции серб. ис­сле­до­ва­тель­ни­цы М. Та­тич-Джу­рич, этот тип при­ня­то на­зы­вать Пе­рив­леп­та – «Пре­слав­ная» или «Пре­крас­ная»), мо­гут слег­ка варь­и­ро­вать, встре­ча­ет­ся разл. по­ло­же­ние свит­ка – пе­ре­хва­чен­но­го по­се­ре­ди­не или упи­раю­ще­го­ся в ко­ле­но. Ино­гда эти осо­бен­но­сти или де­та­ли, от­ра­жаю­щие ис­то­рию об­раза, ста­но­вят­ся при­зна­ком разл. ико­но­гра­фич. из­во­дов О. Напр., стро­го вер­ти­каль­ное по­ло­же­ние фи­гур ха­рак­тер­но для Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, скло­нён­ный лик Бо­го­ма­те­ри и осо­бое по­ло­же­ние пра­вой нож­ки Мла­ден­ца с вы­став­лен­ной по­дош­вой сто­пы – для Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­за при­встаю­ще­го Мла­ден­ца и по­ло­же­ние пра­вой ру­ки Бо­го­ма­те­ри у Его гру­ди – для Пи­ме­нов­ской ико­ны, оп­леч­ный ва­ри­ант то­го же ти­па – для Пет­ров­ской ико­ны, ши­ро­кие от­во­ро­ты ма­фо­рия с цвет­ной под­клад­кой на гру­ди у Бо­го­ма­те­ри – для Гру­зин­ской ико­ны, след от уда­ра ме­ча на ще­ке Бо­го­ро­ди­цы – для Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Воз­мож­ны так­же раз­ли­чия в жес­тах: на ико­не Бо­го­ма­те­ри «Ма­ти Мо­леб­ни­ца» (кон. 14 – нач. 15 вв., ГТГ) руч­ка Мла­ден­ца вло­же­на в пра­вую ру­ку Бо­го­мате­ри, на ико­не Бо­го­ма­те­ри «Salus popu­li romani» из ц. Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре в Ри­ме (6 в.) и на спи­сках это­го чу­до­твор­но­го об­раза пра­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри пе­ре­хва­ты­ва­ет ле­вую, под­дер­жи­вая Мла­ден­ца. К ти­пу О. мож­но от­не­сти и т. н. ико­ны об­рат­но­го пе­ре­во­да, на ко­то­рых Мла­де­нец изо­бра­жён не спра­ва, а сле­ва, си­дя­щим на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри. Та­ко­вы ико­ны Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем из ц. Сан­та-Ма­рия-Нуо­ва в Ри­ме (6 в.), на­стен­ные рос­то­вые об­ра­зы Бо­го­ма­те­ри Ара­кио­тис­сы в ц. Па­на­гия ту-Ара­кос в дер. Ла­гу­дера (Кипр, 1192), в ц. Пор­та-Па­на­гия вбли­зи г. Три­ка­ла (Гре­ция, 13 в.), в мон. Хо­ра (Ках­рие-джа­ми, Стам­бул, ок. 1315–21), а так­же ико­ны Бо­го­ро­ди­цы Трое­ру­чи­цы.

bigenc.ru

Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская

Кондак 1

Избра́нней от все́х родов Бо́жией Ма́тери и Цари́це, Пресвято́й Одиги́трии, я́ко изба́вльшеся от ве́чныя сме́рти благода́тию ро́ждшагося от Нея́ Христа́ Бо́га и на пу́ть спасе́ния направля́еми Ма́терним Ея́ попече́нием, благода́рственное прино́сим пе́ние; Ты́ же, всеми́лостивая на́ша засту́пнице и путеводи́тельнице, от вся́ких на́с бе́д свобожда́й и к ца́рствию го́рнему руково́дствуй зову́щих Ти́ ра́достию: Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Икос 1

Арха́нгельский гла́с вопие́м Ти́, Чи́стая: ра́дуйся, благода́тная Одиги́трие Мари́е, и ра́дости духо́вныя испо́лни на́с, да благоговейною душе́ю и чи́стым се́рдцем принесе́м Ти́, ро́ждшей ми́ру Спаси́теля Христа́ Бо́га на́шего, глаго́лы сия́:

Ра́дуйся, Бо́га Отца́ благоволе́нием осене́нная; ра́дуйся, Бо́га Сы́на Ма́ти неискусобра́чная.

Ра́дуйся, Бо́га Ду́ха Свята́го оби́теле свяще́нная; ра́дуйся, Тро́ическия та́йны проявле́ние.

Ра́дуйся, а́нгельских умо́в удивле́ние; ра́дуйся, челове́ческаго ро́да украше́ние.

Ра́дуйся, го́рния с до́льними совокупи́вшая; ра́дуйся, врата́ ра́йская земноро́дным отве́рзшая.

Ра́дуйся, ле́ствице небе́сная; ра́дуйся, ста́мно богоприи́мная.

Ра́дуйся, купино́ неопали́мая; ра́дуйся, трапе́зо пресвята́я.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 2

Ви́девши ико́ну пресвята́го Твоего́ ли́ка, Богоро́дице Де́во, ю́же боже́ственный евангели́ст Лу́ка написа́ и к Тебе́ принесе́, благоволи́ла еси́ о не́й и рекла́ еси́ пречи́стыми усты́ Твои́ми: «С се́ю ико́ною благода́ть Моя́ и си́ла». Таково́е обетова́ние Твое́ уве́девше, благогове́йно почита́ем пресвяты́й о́браз Тво́й, Влады́чице, и воспева́ем Сы́ну Твоему́ и Бо́гу: Аллилу́ия.

Икос 2

Уразуме́в благоволе́ние Твое́, Богоро́дице, к напи́санней ико́не Твое́й, апо́стол и евангели́ст Лу́ка дарова́ ю́ в благослове́ние и освяще́ние Христо́вой Це́ркви во Антиохи́и, в не́йже Одиги́трия она́ наименова́ся, си́есть Путеводи́тельница и Наста́вница, и чудесы́ боже́ственными просла́вися; о се́м благодаря́ще Тя́, Госпоже́ всеблага́я, я́ко подо́бие пречи́стаго ли́ка Твоего́ во утеше́ние на́м оста́вила еси́, усе́рдно Тебе́ вопие́м:

Ра́дуйся, Цари́це го́рних и до́льних; ра́дуйся, Влады́чице а́нгелов и челове́ков.

Ра́дуйся, ми́ра умире́ние; ра́дуйся, дре́вния вражды́ разруше́ние.

Ра́дуйся, де́вства сто́лпе; ра́дуйся, смире́ния глубино́.

Ра́дуйся, облече́нная в со́лнце; ра́дуйся, сия́ющая боже́ственною сла́вою.

Ра́дуйся, Ма́ти Све́та невече́рняго; ра́дуйся, раю́ сла́дости небе́сныя.

Ра́дуйся, вертогра́де Христо́в благоуха́нный; ра́дуйся, о́дре Царя́ вели́каго.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 3

Си́лою Бо́жиею чудеса́ преди́вная соверша́хуся от ико́ны Твоея́ Одиги́трии, Богома́ти Влады́чице, егда́ принесе́на бы́сть она́ из Антиохи́и в Царьгра́д и, в пресла́внем Влахе́рнстем хра́ме поста́вленная, исцеле́ние боля́щим подава́ше, слепы́я просвеща́ше, вся́ку я́зву в лю́дех врачева́ше, благода́тию Твое́ю, Богоро́дице, да вси́ зове́м просла́вльшему Тя́ Бо́гу: Аллилу́ия.

Икос 3

Име́яше Тя́ Царьгра́д засту́пницу держа́вную, Богоро́дице Де́во, и во дни́ нападе́ния на него́ враго́в си́льных и бранеиску́сных по́мощь Твою́ чуде́сную от святы́я ико́ны Твоея́ Одиги́трии получа́ше многочуде́сно, те́мже мо́лимся Тебе́, Всеблага́я, я́коже дре́вле гра́д о́ный мно́гажды от поги́бели спасла́ еси́, та́ко и на́с смире́нных спаси́ от поги́бели ве́чныя Ма́терним преда́тельством Твои́м ко Христу́ Бо́гу, да благода́рно Тебе́ зове́м:

Ра́дуйся, сто́лпе о́гненный, зно́й страсте́й умеря́ющий; ра́дуйся, сто́лпе о́блачный, мра́к грехо́в разгоня́ющий.

Ра́дуйся, засту́пнице усе́рдная моли́твенно Тя́ призыва́ющих; ра́дуйся, помо́щнице ско́рая в беда́х к Тебе́ притека́ющих.

Ра́дуйся, похвало́ же́н и де́в сла́во; ра́дуйся, Царьгра́да кре́пкое огражде́ние.

Ра́дуйся, Влахе́рнскаго хра́ма благода́тное сокро́вище; ра́дуйся, враго́в Правосла́вия посрамле́ние.

Ра́дуйся, нечести́вых ра́тей одоле́ние; ра́дуйся, ча́д Христо́вых предводи́тельнице к побе́дам.

Ра́дуйся, богому́дрых святи́телей споспе́шнице во благове́стии Христо́ве; ра́дуйся, па́стырем пасти́ ста́до свое́ посо́бствующая.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 4

Бу́рею морско́ю корабли о́наго прего́рдаго кага́на, гра́д Тво́й плени́ти восхоте́вшаго, сокруши́ла еси́, Влады́чице, и побе́ду на́д ни́м лю́дем христоимени́тым дарова́ла еси́ от святы́я ико́ны Свое́й Одиги́трии, лучи́ све́та небе́снаго распространя́ющи и во́и правосла́вныя и́ми просвеща́ющи, да вси́ уве́дят, я́ко Ты́ еси́ вои́стинну воево́да держа́вная Царьгра́да, и просла́вят Твоя́ ми́лости и чудеса́, воспева́юще Спаси́телю Бо́гу: Аллилу́ия.

Икос 4

Слы́шавше о чудеса́х Твои́х пресла́вных, Богоро́дице Де́во, я́же от ико́ны Твоей Одиги́трии яви́ла еси́ в Царьгра́де, недоумева́ем, ка́ко ико́на та́, носи́мая по сто́гнам гра́да, си́лою боже́ственною носи́вших ю́ управля́ше и стопы́ и́х по во́ле Твое́й направля́ше; напра́ви у́бо, Влады́чице, и на́ша стопы́ на пу́ть за́поведей Христо́вых и научи́ на́с ве́рно испо́лнити святу́ю во́лю Сы́на Твоего́ и Бо́га, да Тебе́ вопие́м си́це:

Ра́дуйся, свеще́ неугаси́мая; ра́дуйся, звездо́ незаходи́мая.

Ра́дуйся, сия́ющая све́том боже́ственным; ра́дуйся, просвеща́ющая благода́тию ду́ши ве́рных.

Ра́дуйся, Христо́во благоуха́ние; ра́дуйся, земли́ освяще́ние.

Ра́дуйся, ча́ше, че́рплющая ра́дость всему́ ми́ру; ра́дуйся, исто́чниче, излива́яй ве́чную сла́дость.

Ра́дуйся, черто́же благоукраше́нный Царя́ царе́й; ра́дуйся, пала́то све́тлая Го́спода господе́й.

Ра́дуйся, рая́ красне́йшая; ра́дуйся, у́тра светле́йшая.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 5

Боготе́чная звезда́, ико́на Твоя́ Одиги́трия, Богома́ти Влады́чице, благоволе́нием Твои́м от Царьгра́да в страну́ Росси́йскую принесе́ся и гра́ду Смоле́нску в насле́дие благода́тное дарова́ся от благове́рнаго вели́каго кня́зя Влади́мира Монома́ха; те́мже благодари́м Тя́, Госпоже́ всеми́лостивая, я́ко таковы́й да́р святы́й оте́честву на́шему дарова́ла еси́, и пое́м в Троице сла́вимому Бо́гу: Аллилу́ия.

Икос 5

Ви́девше пресла́вное заступле́ние Твое́ гра́да Смоле́нска, Пречи́стая Влады́чице, прославля́ем великую Твою́ ми́лость, е́юже гра́д се́й от разоре́ния Баты́ева чуде́сно спасла́ еси́, гла́сом боже́ственным от ико́ны Одиги́трии уго́дника Христо́ва Мерку́рия на единобо́рство с предводи́телем ра́ти Баты́евой посла́вши, его́же о́н мече́м свои́м порази́ и гра́д Тво́й от разоре́ния изба́ви, и са́м венце́м му́ченическим увенча́ся, и со святы́ми сопричте́ся; того́ моли́твами небе́сными сподо́би на́с на земли́ неосужде́нно взыва́ти к Тебе́:

Ра́дуйся, гра́да Смоле́нска кре́пкое защище́ние; ра́дуйся, страны́ Росси́йския благода́тное утеше́ние.

Ра́дуйся, Це́ркви Христо́вой боголе́пное украше́ние; ра́дуйся, лю́бящих при́сное ра́дование.

Ра́дуйся, утоли́тельнице печа́лей; ра́дуйся, изба́вительнице от пле́на и пораже́ния.

Ра́дуйся, боля́щих исцеле́ние; ра́дуйся, уныва́ющих ободре́ние.

Ра́дуйся, му́ченика Христо́ва Мерку́рия на по́двиг ра́тный укрепи́вшая; ра́дуйся, гла́сом от ико́ны Твоея́ святы́я его́ воодушеви́вшая.

Ра́дуйся, я́ко Дави́да на Голиа́фа, побе́дою его́ увенча́вшая; ра́дуйся, гра́д Тво́й от разоре́ния изба́вившая.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 6

Пропове́дует страна́ Росси́йская ми́лости и чудеса́ Твоя́, пречи́стая Де́во Богоро́дице, и гра́д Смоле́нск све́тло красу́ется, име́я чудотво́рную ико́ну Твою́, вся́кия боле́зни исцеля́ющую и неду́жным здра́вие подава́ющую, сего́ ра́ди со благогове́нием почита́ем многоцеле́бный о́браз тво́й, Госпоже́ всеблага́я, и, покланя́ющеся ему́, я́ко зало́гу Твоего́ к на́м благоволе́ния, вопие́м Бо́гу: Аллилу́ия.

Икос 6

Возсия́ла есй стране́ Росси́йстей луча́ми боже́ственных чуде́с от святы́я ико́ны Твоея́ Одиги́трии, пречи́стая Влады́чице, к не́йже от ле́т дре́вних отцы́ на́ши прихожда́ху в ско́рбех и боле́знех и не тщи́ отхожда́ху, но приима́ху утеше́ния и цельбу́ душа́м и телесе́м, и́хже всле́д и мы к Тебе́ прихо́дим, Всеблага́я, и со благогове́нием и любо́вию лобыза́юще о́браз Тво́й чудотво́рный, мо́лимся Тебе́: утоли́ печа́ли на́ша, уврачу́й неду́ги на́ша, да зове́м Ти́:

Ра́дуйся, же́зле ста́рости; ра́дуйся, сто́лпе и утвержде́ние де́вства.

Ра́дуйся, вдови́ц заступле́ние; ра́дуйся, сиро́т призре́ние.

Ра́дуйся, младе́нцев воспита́ние; ра́дуйся, ни́щих снабде́ние.

Ра́дуйся, пле́нных свобожде́ние; ра́дуйся, скорбя́щих утеше́ние.

Ра́дуйся, и́ноков покрови́тельнице; ра́дуйся, и́нокинь наста́внице.

Ра́дуйся, по́стников укрепле́ние; ра́дуйся, подви́жников вразумле́ние.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 7

Хотя́щи дарова́ти гра́ду Москве́ прича́стие благода́ти чудотво́рныя ико́ны Твоея́ Одиги́трии, Влады́чице всеми́лостивая, благоволи́ла еси́, да пренесе́на бу́дет ико́на Твоя́ от Смоле́нска в Москву́ и, та́мо пребыва́ющи вре́мя не ма́ло, чудеса́ мно́гая соверша́ет; но а́ще и возвращена́ бы́сть в Смоле́нск по умоле́нию жи́телей его́, оба́че спи́сок ея́ в Москве́ оста́ся, и на ме́сте прохождения свята́го о́браза оби́тель де́в во и́мя Твое́ сооруди́ся[1], в не́йже под осене́нием чудотво́рныя Твоея́ ико́ны де́в ли́цы ти́хое приста́нище к чи́стому и богоуго́дному житию́ обрета́ют и воспева́ют немо́лчно пе́снь Бо́гу: Аллилу́ия.

Икос 7

Новосозда́нная оби́тель и́нокинь во гра́де Москве́ благогове́йно че́ствует свято́е подо́бие чудотво́рныя ико́ны Твоея́ Одиги́трии, пречи́стая Де́во Влады́чице, чудесы́ прославля́ющееся и ми́лости Твоя́ источа́ющее ве́рным, его́же осене́нием де́в ликостоя́ние благода́тно утеша́еши и в по́двизех поста́ и моли́твы утвержда́еши, подвиза́ющи и́х немо́лчно воспева́ти Ма́терния Твоя́ щедро́ты и благода́рно вопи́ти Тебе́:

Ра́дуйся, Бо́гом возлю́бленная Цари́це; радуйся, Бо́га возлюби́вшая Влады́чице.

Ра́дуйся, еди́на благослове́нная в жена́х; ра́дуйся, небе́сных ра́дование, земны́х заступле́ние.

Ра́дуйся, де́монов посрамле́ние, а́да попра́ние; ра́дуйся, укрепле́нная си́лою Го́спода си́л.

Ра́дуйся, облече́нная вла́стию Цари́цы не́ба и земли́; ра́дуйся, вои́нствующих на пло́ть целому́дрием блага́я помо́щнице.

Ра́дуйся, подвиза́ющихся в посте́ и безмо́лвии сла́дкая уте́шительнице; ра́дуйся и́ноком отра́до.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 8

Стра́нствие земно́е многоско́рбное и многомяте́жное услажда́еши на́м Ма́терним Твои́м о на́с попече́нием, Цари́це Богоро́дице, и во дни́ ско́рбных искуше́ний по́мощь Твою́ святу́ю явля́еши на́м во спасе́ние. Па́мятуем и испове́дуем, Влады́чице, Твое́ заступле́ние, егда́ га́ллы и с ни́ми двана́десять язы́ков на страну́ Росси́йскую наидо́ша и гра́д Москву́ плени́ша: Ты́ ико́ну Твою́ святу́ю Одиги́трию от Смоле́нска в полки́ во́инства Росси́йскаго благослови́ла еси́ принести́ и к побе́де на враго́в во́и правосла́вныя прису́тствием ея́ воодушеви́ла еси́, пресла́вное одоле́ние и́м дарова́вши предста́тельством Твои́м к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу, Ему́же пое́м: Аллилу́ия.

Икос 8

Вся́ ми́лости и щедро́т преиспо́лненная, всеблага́я Ма́ти Бо́жия, от святы́я ико́ны Твоея́ Одиги́трии во́инству православноросси́йскому по́мощь и одоле́ние на враги́ си́льныя и бранеиску́сныя пресла́вно дарова́ла еси́, га́ллы с безче́стием от оте́чества на́шего отгна́ла еси́ и, егда́ не бе́ на́м уже́ спасе́ния наде́жды, я́ко и гра́д Москва́ плене́н и разоре́н бы́сть, побе́дою ди́вною на враги́ на́с увенча́ла еси́, да всегда́ па́мятующе таково́е Твое́ заступле́ние, хвале́бно Тебе́ вопие́м:

Ра́дуйся, изнемога́ющих си́лою свы́ше укрепля́ющая; ра́дуйся, безпомо́щным по́мощь Твою́ святу́ю подаю́щая.

Ра́дуйся, правосла́внаго во́инства держа́вная посо́бнице; ра́дуйся, инове́рных ра́тей всеси́льная победи́тельнице.

Ра́дуйся, ико́ною Твое́ю свято́ю с во́ины росси́йскими ми́лостиво пребыва́вшая; ра́дуйся, три ме́сяцы чудотво́рным о́бразом Твои́м полки́ и́х освяща́вшая.

Ра́дуйся, страну́ Росси́йскую от га́лльскаго наше́ствия преди́вно изба́вившая; ра́дуйся, го́рдых си́лою Свое́ю вспя́ть со стыдо́м возврати́вшая.

Ра́дуйся, оби́димых правосу́дная засту́пнице; ра́дуйся, ненаде́жных наде́ждо, печа́льных отра́до.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 9

Все́м ве́рным ра́достно и утеши́тельно е́сть взира́ти на ико́ну Твою́ святу́ю, Ма́ти Бо́жия, на не́йже Тя́ зри́м на Богомладе́нца Го́спода на́шего Иису́са Христа́ умиле́нно взира́ющую. Мо́лим Та́, Всеблага́я, я́ко Ма́терь вся́ содержа́щаго в десни́це Свое́й Влады́ки, воззри́ и на на́с ми́лостиво и умиле́нно, и умоли́ Его́ бла́гость поми́ловати на́с недосто́йных, научи на́с, Влады́чице, моли́тися Ему́ благоприя́тно и неосужде́нно и пе́ти Ему́ нескве́рными усты́ и чи́стым се́рдцем а́нгельскую пе́снь: Аллилу́ия.

Икос 9

Вити́йство на́ше пе́сненное не довле́ет к прославле́нию мно́гих Твои́х чуде́с, Богоро́дице Влады́чице, я́же от святы́я ико́ны Твоея́ Одиги́трии яви́ла еси́ и при́сно явля́еши ве́рным; оба́че Ты́, я́ко вои́стинну блага́я Ма́ти, ве́ру и усе́рдие на́ше вме́сто пе́сней Тебе́ досто́йных со усе́рдием приими́, ве́си бо и любо́вь к Тебе́ на́шу, е́юже сердца́ на́ша пламене́ют, и ми́лостиво услы́ши сия́ в простоте́ соста́вленныя хвалы́:

Ра́дуйся, обра́дованная Присноде́во; ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная.

Ра́дуйся, селе́ние Бо́га Сло́ва; ра́дуйся, оби́теле Святе́йшаго святы́х.

Ра́дуйся, с Сы́ном, Царе́м небе́с, ве́чно ца́рствующая; ра́дуйся, Ма́тернее дерзнове́ние к Нему́ иму́щая.

Ра́дуйся, моли́твам ве́рных ми́лостиво вне́млющая; ра́дуйся, лю́бящим Тя́ любо́вию Твое́ю боже́ственною воздаю́щая.

Ра́дуйся, Сио́на го́рняго украше́ние; ра́дуйся, ми́ра до́льняго защище́ние.

Ра́дуйся, гра́де, спасе́ния на́шего притека́ние; ра́дуйся, горе́ свята́я, соше́ствием Бо́жиим просла́вленная.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 10

Спаси́ на́с, Влады́чице, от поги́бели ве́чныя Ма́терним предста́тельством Твои́м ко Христу́ Бо́гу и, я́коже Тя́ ны́не ви́дим на ико́не, та́ко сподо́би на́с узре́ти Тя́ в ча́с кончи́ны на́шея, заступа́ющу ду́ши на́ша и от руки́ лю́таго мироде́ржца на́с соблюда́ющую, да по́мощию Твое́ю свято́ю избе́гнем его́ сете́й и сподо́бимся Ца́рствие Небе́сное получи́ти и в ра́дости ве́чней воспева́ти человеколю́бцу Бо́гу: Аллилу́ия.

Икос 10

Стена́ еси́ де́вам, Богоро́дице Де́во, и все́м ревни́телем де́вства и чистоты́ усе́рдная помо́щница; мо́лим Тя́, Пречи́стая, очи́сти на́ша сердца́ от вся́кия скве́рны грехо́вныя и украси́ ду́ши на́ша целому́дрием и чистото́ю, да невреди́ми пребу́дем от все́х искуше́ний ми́ра, пло́ти и диа́вола и сподо́бимся досто́йно возглаша́ти Тебе́ пе́сни таковы́я:

Ра́дуйся, до́брая младопита́тельнице де́вам; ра́дуйся, благосе́рдная попечи́тельнице сиро́т.

Ра́дуйся, ти́хое прибе́жище обурева́емых страстьми́; ра́дуйся, приста́нище смуща́емых искуше́ньми.

Ра́дуйся, мздовоздая́тельнице подви́жников целому́дрия; ра́дуйся, спобо́рнице борю́щихся со враги́ неви́димыми.

Ра́дуйся, ми́лостивая посети́тельнице непови́нно в темни́цы заключе́нных; ра́дуйся, блага́я уте́шительнице напра́сно клевету́ терпя́щих.

Ра́дуйся, боже́ственная свободи́тельнице су́щих в плену́ и изгна́нии; ра́дуйся, всемо́щная покрови́тельнице тружда́ющихся и обремене́нных.

Ра́дуйся, Судии́ Пра́веднаго умоле́ние; ра́дуйся, гре́шных с Бо́гом примире́ние.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 11

Пе́ти Тебе́ немо́лчныя хвалы́ сы́тости не и́мамы, пречи́стая Ма́ти Де́во, Ты́ же, я́ко иму́щая милосе́рдие неисче́тное, насы́ти на́с пи́щею нетле́нною сло́ва Бо́жия во спасе́ние и научи́ на́с верно испо́лнити животво́рныя за́поведи Сы́на Твоего́ и Бо́га, Его́же умоли́, предста́тельнице на́ша всеблага́я, да низпо́слет ми́лость Свою́ на́м недосто́йным и сподо́бит на́с унасле́дити Его́ всесве́тлое и всеблаже́нное ца́рствие, иде́же от все́х святы́х пое́тся Ему́ хвале́бная пе́снь: Аллилу́ия.

Икос 11

Све́тлыми луча́ми чуде́с Твои́х, Богоро́дице Де́во, просвеща́еши на́с благода́тно и от святы́я ико́ны Твоея́ Одиги́трии утеше́ние духо́вное ниспосыла́еши уго́дником Сы́на Твоего́ и Бо́га, на́м же гре́шным да́ры целе́бныя подае́ши от нея́ неоску́дно, да зове́м Ти́ благода́рственно и хвале́бно:

Ра́дуйся, избра́нником Бо́жиим любо́вь Твою́ святу́ю явля́ющая; ра́дуйся, уго́дником Госпо́дним веле́ния небе́сныя открыва́ющая.

Ра́дуйся, святи́теля Христо́ва Митрофа́на Воро́нежскаго ико́ною Твое́ю облагода́тствовавшая; ра́дуйся, преподо́бнаго Се́ргия Ра́донежскаго посеще́ния Твоего́ сподо́бльшая.

Ра́дуйся, преподо́бнаго Кири́лла Белоезе́рскаго гла́сом от ико́ны Твоея́ на Белоо́зеро наста́вившая; ра́дуйся, преподо́бнаго Савва́тия Солове́цкаго в по́двизех пусты́нных укрепи́вшая.

Ра́дуйся, оби́телей Христо́вых покро́ве и снабде́ние; ра́дуйся, рабо́в Бо́жиих среди́ ми́ра та́йное вразумле́ние.

Ра́дуйся, Агнца и Па́стыря нетле́ннаго ро́ждшая; ра́дуйся, де́вство и сла́ву Ма́тере в Себе́ сочета́вшая.

Ра́дуйся, кри́не де́вства, к чи́стому и де́вственному житию́ приводя́й; ра́дуйся, цве́те нетле́ния, к жи́зни небе́сней возводя́й.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 12

Благода́ть Бо́жия де́йствует в чудесе́х пресла́вных, от святы́я ико́ны Твоея́ Одиги́трии явля́емых, пречи́стая и преблагослове́нная Богоро́дице Де́во, е́юже и на́ши ду́ши облагодати́, мра́к грехо́вный разгоня́ющи в на́с сия́нием Со́лнца пра́вды Христа́, да во све́те повеле́ний Его́ правоходя́ще, богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное поживе́м в чистоте́ и пра́вде и сподо́бимся блаже́нство ве́чное получи́ти и со избра́нными пе́ти Ему́: Аллилу́ия.

Икос 12

Пою́ще Твоя́ чудеса́, Влады́чице, пропове́дуем ми́лости Твоя́, прославля́ем щедро́ты Твоя́ неисче́тныя и припа́даем ко святе́й и чудотво́рней ико́не Твое́й, мо́лим Ти́ ся с ве́рою и любо́вию: бу́ди на́м путеводи́тельница блага́я к све́тлому о́ному гра́ду Иерусали́му небе́сному, да у́зрим сла́ву Твою́ боже́ственную, да у́зрим пресве́тлое лице́ Твое́, ми́лостиво на на́с взира́ющее, и вку́пе со святы́ми воспое́м Ти́ си́це:

Ра́дуйся, ра́досте на́ша пресвята́я; ра́дуйся, Цари́це на́ша преблагая.

Ра́дуйся, усынови́вшая на́с при кресте́ Сы́на Твоего́ и Бо́га; ра́дуйся, Ма́тернюю любо́вь Твою́ при́сно явля́ющая.

Ра́дуйся, во благи́х жела́ния на́ша ди́вно исполня́ющая; ра́дуйся, скоропослу́шливая к смире́нным моли́твам.

Ра́дуйся, покро́вом Твои́м святы́м на́с покрывающая; ра́дуйся, ри́зою Твое́ю честно́ю благонаде́жно нас защища́ющая.

Ра́дуйся, в ча́с кончи́ны на́шея всеси́льная помо́щнице; ра́дуйся, на мыта́рствах возду́шных держа́вная на́м засту́пнице.

Ра́дуйся, теле́с на́ших безвозме́здное врачева́ние; ра́дуйся, ду́ш на́ших спасе́ние.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 13

О всепе́тая Ма́ти, о Цари́це всеми́лостивая, Де́во Богоро́дице Одиги́трие, приими́ на́ше моле́ние и принеси́ е́ Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему, ма́терне умоля́ющи Его́ бла́гость за на́с гре́шных и недосто́йных, да Твоего́ ра́ди всеси́льнаго хода́тайства изба́вит на́с муче́ния ве́чнаго и сподо́бит Ца́рствие Небе́сное получи́ти и со а́нгелы воспева́ти Ему́: Аллилу́ия.

Сей кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

Молитва

О пречу́дная и превы́сшая все́х тва́рей Цари́це Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти, Пречи́стая Одиги́трие Мари́е! Услы́ши на́с гре́шных и недосто́йных, в ча́с се́й моля́щихся и припа́дающих к Тебе́ с воздыха́нием и слеза́ми пред пречи́стым о́бразом Твои́м и умиле́нно глаго́лющих: изведи́ на́с от ро́ва страсте́й, Одиги́трие блага́я, изба́ви на́с от вся́кия ско́рби и печа́ли, огради́ от вся́кия напа́сти и злы́х клеве́т, и от непра́веднаго и лю́таго наве́та вра́жия. Мо́жеши бо, о благода́тная Ма́ти на́ша, не то́чию от вся́каго зла́ сохрани́ти лю́ди Твоя́, но и вся́ким благодея́нием снабди́ти и спасти́. Ра́зве Тебе́ ины́я предста́тельницы в беда́х и обстоя́ниих и те́плыя хода́таицы о на́с гре́шных не и́мамы к Сы́ну Твоему́ Христу́ Бо́гу на́шему, Его́же умоли́, Влады́чице, спасти́ на́с и удосто́ити Ца́рствия Небе́снаго, да, спасе́ннии Тобо́ю, сла́вим Тя́ и в бу́дущем ве́це, я́ко вино́вницу спасе́ния на́шего, и превозно́сим свято́е великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[1] Новодевичий монастырь.

azbyka.ru

Что такое икона Божией Матери Одигитрии: описание и значение

Pravoslavie.Guru > Иконы > Что такое Одигитрия? Описание иконы, ее история и значение

Одигитрия – один из самых почитаемых в Православии иконописных образов. Это изображение Богоматери с младенцем, которое получило широкое распространение в русской иконографии. Само слово «Одигитрия» переводится с греческого как «Указывающая путь» или просто – «Путеводительница».

Икона Божией Матери Одигитрии была известна христианам еще в самые первые века. Первоначально она встречалась на территории Палестины, затем получила известность в Византии, Древней Руси и в других православных странах.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

Оглавление:

  • Описание иконы
  • Появление Одигитрии
  • Дальнейшая история иконы
  • Некоторые известные варианты Одигитрии
  • Почитание иконы

Сегодня существует множество разновидностей этой иконы, но в России особо почитается Смоленская Одигитрия. Также икона послужила источником вдохновения для других известных образов Богоматери, например, «Неопалимая купина».

Описание иконы

Известно несколько вариантов Одигитрии, однако, у них всех есть характерные черты, которые всегда остаются неизменными.

Традиционно на этой иконе изображен отрок Христос на руках Богородицы. Правая рука Христа обязательно запечатлена в благословляющем жесте, а в другой руке он чаще всего держит книгу или свиток. Обычно Христос обращен лицом к зрителям, однако иногда его изображают и в полупрофиль.

В Одигитрии обычно используется поясное изображение Божией Матери. Но также встречаются и оплечные варианты (например, Казанская икона), а иногда Богородицу даже рисуют сидящей на троне.

Голова Божией Матери слегка наклонена. Рукой она указывает на Иисуса, словно говоря: «Вот Спаситель всего человечества!». Главное же значение иконы – это поклонение царственному Младенцу, а также приход на Землю небесного Царя и Судии .

Появление Одигитрии

По преданию, автором самой первой иконы был евангелист Лука – ученик и сподвижник апостола Павла. Этот образ он написал еще при жизни Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила. Также в этой иконе первоначально хранилась частица мафория (ризы) Божией Матери.

В дальнейшем икона Божией Матери Одигитрии попала из Антиохии в Иерусалим, а оттуда византийская императрица Евдокия перевезла ее в Константинополь. Одигитрия была размещена во Влахернском храме, откуда и возникло ее второе название – Влахернская икона.

Что же касается происхождения самого слова «Одигитрия», то здесь существуют сразу три версии:

  1. После Влахернского храма икона долгое время хранилась в византийском монастыре Одигон, от которого и образовалось ее название.
  2. Согласно преданию, однажды перед двумя слепыми предстала Божия Матерь и чудесным образом провела их в храм во Влахернах. Представ перед ее иконой, они сразу же прозрели, а образ с той поры стали называть Одигитрия, то есть «Путеводительница».
  3. Списком этой иконы император Константин благословил свою дочь Анну, которая выходила замуж за русского князя и должна была отправиться в русские земли. Ее путешествие было долгим и трудным, и лишь благодаря чудотворному образу, царевна смогла добраться до своего будущего мужа.

Дальнейшая история иконы

Долгие годы икона (самая первая) была охранительницей Константинополя. Во время осады города ее выносили на стены и совершали с ней крестные ходы. Однако в 1453 году турки смогли все-таки захватить византийскую столицу и уничтожили Одигитрию. Википедия рассказывает, что османские солдаты разрубили чудотворный образ на части, чтобы добраться до оклада и драгоценных камней.

На территорию Руси икона впервые была привезена в XI столетии царевной Анной, которая вышла замуж за Великого князя Всеволода Черниговского. Образ с самого начала стал почитаться русскими христианами как чудотворный.

После смерти Всеволода, его старший сын, Владимир Мономах, перевез образ в Смоленск, где его разместили в Успенском соборе. С той поры образ стал называться «Одигитрия Смоленская».

С иконой было связано множество чудес. Например, огромную известность получил подвиг смоленского воина Меркурия. По гласу, исходящему от Одигитрии, он ночью напал на монгольский лагерь и перебил множество врагов. Сам же Меркурий принял мученическую смерть и был позднее причислен к лику святых.

В XIV столетии Смоленск перешел к Литовскому княжеству. София, дочь литовского князя Витовта, была выдана замуж за московского князя Василия. В качестве преданного она забрала с собой Одигитрию, которую разместили в Благовещенском соборе Кремля. Однако уже в XV веке, по прошению смолян, образ Богоматери снова вернули в родной город.

Во время войны с Наполеоном, когда солдаты оставляли Смоленск, они захватили с собой Одигитрию. С этой иконой священнослужители обходили русский стан накануне Бородинской битвы, чтобы испросить у Богородицы благословения и ободрить войска.

К сожалению, в годы Великой Отечественной войны икона была вывезена немцами и с тех пор о ней ничего не известно. Сегодня в Успенском соборе Смоленска хранится очень древний список с Одигитрии, который также почитается как чудотворный.

Некоторые другие древние копии иконы хранятся в музеях и храмах Москвы, Владимира и Костромы. Кроме того, в каждом храме сегодня есть свой вариант Одигитрии, а сотни церквей в России были освещены в честь этого образа Богородицы с младенцем.

Некоторые известные варианты Одигитрии

С Одигитрии неоднократно делались списки. А поскольку первоначально никакого иконописного канона еще не существовало, то стали появляться многочисленные вариации образа, которые сохранили лишь общие с Одигитрией черты.

Из них огромную известность получили следующие иконы Богоматери с младенцем:

  • Тихвинская,
  • Казанская,
  • Грузинская,
  • Иверская,
  • «Троеручица».

Также есть греческие варианты этого образа – «Психосострия» и константинопольская «Перивлепта».

Наряду со Смоленской Одигитрией на Руси очень почитается и Тихвинская Божия Матерь. По преданию, она первоначально находилась в Константинополе, а после его падения чудесным образом оказалась в городе Тихвине. Во времена СССР, когда закрывались храмы, этот образ вывезли в США. И только в наше время его снова вернули в Тихвинский монастырь.

Другая икона с непростой судьбой – Грузинская. Долгие годы она находилась в Грузии, но в 1622 году, после завоевания страны, ее увезли в Персию. Спустя годы, образ оказался в Архангельске, где и хранился долгое время. Сегодня он считается утраченным, но существует множество его списков. Считается, что этот образ помогает во время эпидемий.

История еще одной почитаемой иконы, Иверской Божией матери, началась в IX веке в Византии. В то время как раз шла эпоха иконоборчества, и одна женщина, чтобы спасти этот образ, опустила его в море. Икона чудесным образом доплыла до знаменитой горы Афон, где ее увидели монахи. Этот образ Богородицы до сих пор хранится на Афоне в Иверском монастыре.

Почитание иконы

Праздник Смоленской Одигитрии отмечается 10 августа (по старому стилю – 28 июля ). Он был установлен после того, как Смоленск в 1525 году вернулся в состав России. Но существуют и другие праздники Одигитрии, установленные в честь известных ее списков.

Значение иконы Божией Матери Одигитрии для православных людей трудно переоценить. Традиционно Богородица почитается выше всех святых и ангелов, а выше нее только сам Христос. Православные христиане любят ее словно родную Мать, и для них она всегда остается источником любви и понимания.

Именно поэтому Одигитрия стала одной из наиболее почитаемых православных святынь, покровительницей и заступницей Русской земли. К образу «Путеводительницы» часто обращаются за помощью христиане. Считается, что искренняя молитва перед Богородицей помогает отвести любую беду и напасть.

pravoslavie.guru

Икона «Одигитрия» — значение, история, в чем помогает

Чтобы дойти до цели, человеку нужны карта или проводник. В духовном мире похожие законы — достигнуть определенных успехов можно под началом опытного наставника. Пресвятая Дева является всеобщей путеводительницей для христиан. Существует даже очень древний тип икон Божией Матери, под названием «Одигитрия» (с греческого — указывающая путь).

История появления

У иконографии непростая судьба — первые века после своего появления, христианство было немногочисленным, считалось непонятной сектой, которую презирали как иудеи, так и римляне. Христианам приходилось скрываться, их преследовали императоры — бросали львам, побивали камнями, им отрубали головы за отказ приносить жертвы языческим богам. Для римлян это было равнозначно отказу служить цезарю.

Поэтому поначалу изображения Христа и святых были очень редкими, сохранились, в основном, лишь в катакомбах. Чаще всего и они были символическими — канон церковный тогда только формировался, многие возражали простив того, чтобы рисунками пытаться выразить то, что недоступно пониманию человека. Ведь Христос — Бог, а христиане всего лишь люди. Вместо Иисуса рисовали пастуха или рыбу.

Первые же иконы Божией Матери, согласно легенде, написал апостол Лука — в том числе и «Одигитрию». Церковные тексты также утверждают, что сама Пречистая благословила создание образов. Ни один их тех, что были созданны непосредственно рукой евангелиста, до нашего времени не дошел. Но можно утверждать, что сегодняшние образы являются довольно точными копиями первых.

На деревянных досках иконы стали появляться с 3 в. — этот период считается началом иконописи как искусства. Затем в 8 в. наступил период иконоборчества, во время которого их нещадно уничтожали. Спустя 60 лет Никейский Собор официально установил почитание святых изображений. Христиане же все эти годы бережно собирали и хранили иконы Христа и Богородицы.

Характерные особенности образа

Икона, в отличии от обычной картины, имеет другое назначение — по словам святых отцов, это окно в другой мир. Подобным образом иконы Божией Матери не просто изображение двух личностей — через них раскрывается смысл Боговополощения. Икона «Одигитрия» является одним из наиболее распространенных типов, ее богословское значение — раскрытие отношений Бога и человека. Для этого иконописцы используют композицию, жесты, цвета.

  • Божия Матерь, Христос смотрят прямо на молящихся.
  • Иисус изображен в возрасте отрока (Эммануил).
  • В руке Спасителя — свиток.
  • Изображение может быть как поясным, так и оплечным («Казанская» икона тоже принадлежит к типу «Одигитрии»).

Здесь особенно подчеркивается божественная природа Христа, композиция не лишена величия. Божия Матерь всегда изображается в омофоре — подчеркивает и царское величие Девы, и ее роль в плане Боговоплощения. Правая рука Богородицы направлена на Иисуса. Значение этого жеста Божией Матери на иконе «Одигитрия» таково — она указывает на Христа, как единственный путь к спасению.

Но и сама Царица Небесная является путеводной звездой — она была первым совершенным человеком, сумела в грешном мире сохранить видение Бога, которого большинство людей лишены. Ведь Адам и Ева могли беседовать с Господом лично, а сегодня человеческий род так отдалился от Творца, что от одного Его вида может умереть. Поэтому христианам не следует тратить жизнь на суету и развлечения, а готовиться к переходу в мир иной.

Совместное изображение Господа и Его Матери имеет также более глубокий смысл. Воплощение Христа как человека не было возможным без Марии. Более того — только благодаря осуществлению этого божественного замысла, теперь люди могут писать иконы. Раньше изображать Бога было запрещено, поскольку Его никто не видел. Но родившись от земной женщины, Христос воплотился как Личность, которую изображают на образах.

Святыня из Византии

Большинство икон Божией Матери изображают ее вместе с Иисусом — икона Одигитрия Смоленская не исключение. Икона имеет древнее происхождение, была привезена на Русь с Востока. Сразу начала почитаться как святыня, побывала в разных городах, прочно связана с военными победами россиян. С 11 в. хранили православные этот образ, построили для него специальный храм. Но во время Великой Отечественной святыня пропала.

Сейчас на том месте, где находилась древняя икона «Одигитрия», пребывает список, в свое время сделанный предусмотрительными хранителями образа. Богатый оклад говорит о всенародном почитании, которое в России продолжается уже несколько столетий. К счастью, сохранилось довольно много чудотворных копий, их насчитывается несколько десятков. Некоторые находятся в музеях:

  • в Москве, им. А. Рублева;
  • во Владимире, музей-заповедник;
  • в Костроме, историко-архитектурный музей;
  • в Новгородском Кремле.

Также в нашей стране насчитывается несколько сотен храмов во имя этого известного образа. Практически в любой церкви можно найти «Одигитрию», поставить возле нее свечу, попросить помощи в духовном развитии, воспитании детей, повседневных делах.

В 18 в. царица Елизавета приказала возвести небольшую церквушку на кладбище — там хоронили тех, кто умер во время строительства Санкт-Петербурга. Храм освятили во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленской, со временем он развивался. Вместо деревянного построили каменный — простой по форме, но с изящными линиями, светлый, с высокой колокольней. Пристраивались приделы, в церкви появлялись новые святыни. Чудотворный список Смоленской иконы находится в главном иконостасе.

Молитвенные прошения

Православие воздает Царице Небесной такие почести, которые не оказываются больше ни святым, ни даже Ангелам. Выше ее — только Сам Христос. Молитвенные обращения к ней взяты из евангельских текстов. Даже формулировка церковных песнопений выделяется — только Божией Матери говорят — «спаси нас». Таким образом церковь свидетельствует свое преклонение перед Богородицей.

Она смогла подняться до такого уровня святости, которого только может достигнуть смертный, при помощи Духа Святого. В народе же просто любят ее, как Мать — неиссякаемый источник любви, понимания, терпения. Всем близкий образ, доступный для осмысления. Именно через него проще понять любовь Бога к людям. Поэтому неудивительно, что в молитвенной практике обращения к Богородице являются очень частыми.

Первый акафист был написан именно Богородице, читать его можно и перед иконой «Одигитрия». Эта хвалебная песнь содержит множество эпитетов, которых достойна Царица Небесная. Византийский акафист настолько совершенный по стилю, что включен в богослужебный цикл. Его регулярное чтение поможет получить много духовных даров. Но и короткие молитвы Божией Матери будут на пользу верующим.

Акафист очень легко читать — благодаря небольшому объему, доступной для восприятия формы. Выразительный слог затрагивает каждый уголок души, передает всю гамму чувств, которые питают христиане к Богородице. Не требует такая молитва и большого количества времени.

В чем помогает Божия Матерь верующим? Икона «Одигитрия» дает ответ и на этот вопрос. Она делает устремления души высокими, чтобы ее не беспокоило ничто суетное. Испытывая страх, недовольство собой или другими, питая ненависть, человек все дальше и дальше уходит от Господа. Светлая чистая душа настроена дарить радость окружающим. Даже трудности, которые есть в жизни любого человека, она воспринимает с благодарностью.

Помощи можно просить также в мирских делах, но только после того, как воздана хвала Господу. Даже если благодарности нет в сердце, надо возносить ее устами и просить, чтобы Бог смягчил жестокое сердце. Для этого читаются покаянные псалмы. Уместны молитвы за родителей, детей, друзей. Сугубо стоит молиться о тех, кто причиняет обиды — ведь Господь заповедал молиться даже о врагах. Результаты молитв зависят не столько от усердия (хотя они должны быть регулярными), сколько от веры.

Молитва иконе Одигитрия

О, Пре­свя­та́я Гос­по­же́ Вла­ды́­чи­це Бо­го­ро́­ди­це, вы́шши еси́ всех А́н­гел и Ар­ха́н­гел, и всея́ тва́­ри честне́йши, по­мо́щ­ни­це еси́ оби́­ди­мых, ненаде́ющихся на­де́я­ние, убо́­гих за­сту́п­ни­це, пе­ча́ль­ных уте­ше́­ние, а́лчущих корми́тельнице, на­ги́х оде­я́ние, больны́х ис­це­ле́­ние, гре́ш­ных спа­се́­ние, хри­сти­а́н всех поможе́ние и за­ступ­ле́­ние. О, Все­ми́­лос­ти­вая Гос­по­же́, Де́­во Бо­го­ро́­ди­це Вла­ды́­чи­це, ми́­лос­тию Твое́ю спа­си́ и по­ми́­луй святе́йшия патриа́рхи пра­во­сла́вныя, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы и весь свяще́ннический и и́ноческий чин, и вся пра­во­сла́вныя христиа́ны ри́­зою Твое́ю чест­но́ю защити́; и умо­ли́, Гос­по­же́, из Те­бе́ без се́­ме­не воплоти́вшагося Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го, да препоя́шет нас си́­лою Свое́ю свы́­ше, на неви́димыя и ви́­ди­мыя вра­ги́ на́­ша. О, Все­ми́­лос­ти­вая Гос­по­же́ Вла­ды́­чи­це Бо­го­ро́­ди­це! Воз­дви́г­ни нас из глу­би­ны́ гре­хо́в­ныя и из­ба́­ви нас от гла́­да, губи́тельства, от тру́­са и по­то́­па, от ог­ня́ и ме­ча́, от нахожде́ния ино­пле­ме́н­ных и меж­до­усо́б­ныя бра́­ни, и от на­пра́с­ныя сме́р­ти, и от нападе́ния вра́­жия, и от тлетво́рных ветр, и от смер­то­но́с­ныя я́з­вы, и от вся́­ка­го зла. По­да́ждь, Гос­по­же́, мир и здра́­вие ра­бо́м Тво­и́м, всем правосла́вным христиа́ном, и про­све­ти́ им ум, и о́чи серде́чнии, е́же ко спа­се́­нию; и спо­до́­би ны, гре́ш­ныя ра­бы́ Твоя́, Ца́рст­вия Сы́­на Тво­его́, Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го; я́ко дер­жа́­ва Его́ благослове́на и препросла́влена, со Без­на­ча́ль­ным Его́ От­це́м, и с Пре­свя­тым, и Бла­ги́м, и Жи­во­тво­ря́­щим Его́ Ду́­хом, ны́­не и при́с­но, и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Что нужно обязательно знать про святой образ

Икона «Одигитрия» — значение, история, в чем помогает was last modified: Июнь 11th, 2017 by Bogolub
  1. Главная
  2. /
  3. Описание икон
  4. /
  5. Икона «Одигитрия» — значение,...
Загрузка... Читайте далее:

bogolub.info

Икона Божьей Матери Одигитрия: в чем помогает этот образ

Определенные жизненные трудности подстерегают каждого человека. Болезни, материальные проблемы, сложности в отношениях с ближними – всё это неизбежно на жизненном пути. В горести и радости православные верующие обращаются к своим главным помощникам – Господу, Пресвятой Богородице, святым и ангелам.

Приобретайте икону Божией Матери Одигитрия на этой странице https://pravzhizn.ru/catalog/ikony/bogoroditsy/bogoroditsa-odigitriya/. Покупку доставим быстро и аккуратно.

Традиционно христиане молятся перед образами тех, к кому обращены их просьбы. Так как верной заступницей православных является Божья Матерь, то неудивительно, что существует множество святынь, на которых изображена Небесная Владычица.

Одной из самых почитаемых в народе святынь является икона Божьей Матери Одигитрия. В чем помогает этот образ? Почему верующие с такой любовью относятся к этой святыне? Какова его история? Если хотите получить ответы, то читайте статью дальше!

История появления иконы

Что значит слово «Одигитрия»? В переводе на русский язык «Одигитрия» означает «Путеводительница». По преданию, иконописцем этого образа стал сам евангелист Лука. Святыня была написана ещё при земной жизни Пречистой Девы. Спрашивается, при чём тут Смоленск и почему образ называется Смоленским, если его написали тогда, когда этого города ещё не существовало на карте?

Всё просто. Образ немало «попутешествовал». Со своей Родины – Антиохии – святую икону передали в Иерусалим; оттуда – в Константинополь. Затем этой святыней на брак благословили Анну – дочь греческого императора и будущую жену русского князя Всеволода Ярославовича. Так образ попал на территорию Руси. Сын Анны и Всеволода – Владимир Мономах – перенес образ в Смоленск.

Итак, перед тем как попасть в Смоленск образ «побывал» в таких краях:

  • Антиохия.
  • Иерусалим.
  • Константинополь.

Произошло это в начале XII столетия. С тех образ называется так: икона Смоленская Божья Матерь. В чём помогает святыня и где она сейчас – вы узнаете дальше.

До 1941 года образ продолжал находиться в Смоленске. Однако с началом Великой Отечественной войны след иконы пропал. Уничтожена ли святыня либо хранится у кого-то из верующих – остаётся только догадываться.

К счастью, в России осталось несколько икон-копий этого чудотворного образа. Поэтому верующие имеют возможность продолжать молиться перед святыней.

Помолиться перед копией образа можно как в храме, так и у себя дома. Если вы искренне почитаете этот образ, то обязательно стоит разместить на домашнем иконостасе икону Божьей Матери Одигитрия. В чем помогает молитва перед образом?

О чём молиться перед святой иконой

Верной защитницей православных верующих является Смоленская икона Божией Матери. В чем помогает молитва перед святыней? Перед образом верующие традиционно молятся о таком:

  • О военнослужащих – о сохранении здоровья и жизни на поле боя.
  • Об убережении от эпидемий и болезней.
  • О мире на родной земле.
  • Во избежание конфликтов дома, на работе и так далее.
  • О помощи путешествующим (молиться могут как сами путешественники, так и их близкие). Такая молитва логична, ведь образ в переводе называется «Путеводительница».

Известно о множестве чудес, происходящих после молитвенных просьб перед Смоленской иконой Божией Матери. О чем молятся верующие перед этой святыней, то и исполняется, если есть на то воля Творца.

Сбудется ли ваша просьба – неизвестно, ведь пути Господи неисповедимы. От вас зависит лишь только искренность и усердие в молитвенном делании. Тогда вы сможете быть уверены, что сделали всё возможное от вас.

В любом случае неизвестность – не повод отказываться от молитвы. Молитесь, и Господь направит Вас на путь истинный.

pravzhizn.ru


Смотрите также