Почему обрезание не делают христиане


Обрезание в христианстве

Религия по сей день играет большую роль в жизни человека. Люди обращаются к богу в случаях, когда не видят выхода из сложившейся ситуации, так как надежда на чудо жива в каждом.

В мире существует множество религий, но самыми основными считаются – иудаизм, мусульманство и христианство. По подобию Иисуса, мусульмане и иудеи проводят обряд обрезания, а вот христиане эту процедуру не выполняют. Почему православные не делают обрезание, как Иисус?

Обрезание – это удаление крайней плоти у мужчины. Данная операция проводится, исходя из различных побуждений, но как правило, ее делают по медицинским показателям или религиозным убеждениям. Тем не менее есть случаи, когда мужчина желает произвести обрезание крайней плоти из эстетических соображений или по желанию своего полового партнера.

Исламская, христианская и мусульманская веры, имеют сходства и различия. Однако это три веры, которые и по сей день непоколебимы. К проведению обряда обрезания каждая из вер относится по-разному:

  • Мусульмане почитают данный обряд, но не обязаны соблюдать его неукоснительно. Обрезание делается детям, причем желание и разрешение их родителей является ключевым в проведении обряда. Если они пожелают удалить крайнюю плоть ребенку, данная процедура будет осуществлена, если же родители будут против, никто не сможет ее провести без их разрешения.
  • Обрезание у иудеев – это обязательная процедура, которая отличает истинного еврея от ложного. Ее делают на 8 день жизни малыша в Синагоге.
  • Христиане. В современном мире они не приемлют проведение обряда обрезания, особенно это касается православных христиан.

Удаление крайней плоти появилось очень давно, еще до того, как на землю пришел Иисус. Циркумцизия использовалась в древнем Египте и Греции, у африканцев и индейцев, причем проделывалась она по самым различным причинам. Одни делали ее в целях придания сексуальным игрищам особого интереса, другие – наоборот, пытались ограничить эректильную функцию, третьи – клеймили таким образом своих рабов и пр.

Содержание

У христиан

Первые крещеные люди, в обязательном порядке, проходили обряд обрезания. Однако спустя время начались разногласия по этому поводу. Так, например, апостолов Петр озвучил свое мнение о том, что циркумцизия, которая была необходима после крещения, может и не производиться.

Свои слова он объяснил тем, что обрезание и крещение в религии являют собой принятие бога, поэтому нет никакой необходимости производить эти две процедуры одновременно. Если мужчина пожелает, он может пройти обряд циркумцизии, но делать ее обязательной не следует.

Однако его слова были негативно восприняты служителями церкви, особенно, если учесть, что Христос сам прошел эту процедуру на 8 день своей жизни, о чем свидетельствует праздник Обрезания Господня и бесчисленное количество икон и полотен.

Довольно трудно было объяснить казус проведения этой процедуры у Господа и отмену необходимости делать обрезание у христиан, поэтому пришлось предъявить массу доводов. Большинство аргументов было приведено относительно этого, но споры не утихают и по сей день. Многие богословы возмущались, что обрезание было «первой ласточкой» крещения, поэтому первое затрагивает тело, а второе – дух, и данные обряды нельзя воспринимать отдельно.

1442 год стал переломным в христианской истории. Ферраро-Флорентийский собор сформулировал свое мнение по поводу обрезания в Христианстве так: «Человека создали по подобию Господа, а значит любое его искажение является греховным».

Данный указ имел не только идеологический смысл, но и политический подтекст, благодаря которому можно было принимать меры по отношению к служителям церкви не согласных с отменой обрезания. С того времени циркумцизия прекратила свое существование в христианской религии.

В 20 веке медицина стала более развитой, а религиозное давление практически сошло на нет, поэтому проведение циркумцизии возобновили. Однако данная процедура уже носила не религиозный подтекст, а медицинский. Ее проведение считается целесообразным при хирургическом лечении различных патологий, в частности, фимоз, парафимоз и пр.

На сегодняшний день православная церковь «сквозь пальцы» смотрит на циркумцизию, которая может быть проведена как мальчику, так и взрослому мужчине. Однако не стоит недооценивать религию, вполне возможно, все может измениться в корне и данная процедура снова будет запрещена по идеологическим соображениям.

Дата обновления: 14.06.2018, дата следующего обновления: 14.06.2021

uran.help

Почему христиане не делают обрезание, если даже сам Иисус через это прошёл?

Действительно, в раннехристианской традиции обрезание признавалось не только желательным, но и обязательным, но уже в начале нашей эры отношение резко изменилось.

Ещё апостол Петр на Соборе Апостолов (в середине 1века н.э.) высказал свое мнение о том, что обрезание, которое, согласно Ветхому Завету предписывается всем новорожденным мальчикам и взрослым, принявшим христианство, совершенно необязательно. Если в иудаизме обрезание символизировало вхождение ребенка в религию, то в христианстве эту роль стало играть крещение. Осложняло ситуацию то, что Христос был обрезан по всем традициям иудеев: на восьмой день.

Было достаточно сложно объяснить рядовым священникам, а тем более – мирянам, этот казус. Приводились доводы, что как иудаизм был предтечей христианства, так и обрезание следует считать предпосылкой таинства крещения. Богословы объясняли его преимущество тем, что крещение затрагивает дух человека, тогда как обрезание – тело. Споры не утихают и по сей день.

До сих пор остались ответвления Христианской Церкви, которые сохранили многочисленные древние традиции, общие с иудеями, в том числе, почитание субботы и обрезание. К ним относятся Коптская Православная Церковь и Эфиопская. В них обрезание делают младенцам ещё до крещения.

thequestion.ru

Свящ. Димитрий Выдумкин. Обрезание нерукотворенное / Православие.Ru

Обрезание Господне     

Вам когда-нибудь приходилось ловить ящерицу за хвост? Мне вот приходилось. Ящерицу так не поймаешь. У вас остается лишь изумление на лице и хвост, еще несколько секунд трепыхающийся в руках. А ящерицы и след простыл – таким образом она спасает себе жизнь. Отбрасывание хвоста – не безусловное рефлекторное действие, а осмысленное, исходящее из головного мозга. Ящерица сначала оценивает ситуацию, и если возникла реальная опасность (схватили за хвост), то она путем конвульсивного сокращения мышц отбрасывает этот отсек позвоночника. Совершает, возможно, болезненное отсечение части плоти для сохранения жизни в мире таких же, как она. Очень хороший образ от природы, говорящий нечто об «обрезании».

В норме осмысление любого праздника должно приводить к «вплетению» его смыслов в «тело» духовной жизни христианина. Без этого останется одно лишь рассудочное понимание события, бесплодное для духа. Подобное часто бывает, когда человек не привык к тому, чтобы содержание богослужения или прочитанного жизнеописания становилось частью его внутреннего мира. И владыка Антоний Сурожский очень метко в свое время подметил, что из всего прочитанного или услышанного истинным достоянием человека становится лишь то, что им глубоко осмыслено.

Праздник Обрезания Господня в некотором смысле особенный и, как никакой другой (за исключением разве что праздников Креста), напоминает о характере жизни христианина. Напоминает прообразовательно. Его положение в ряду прочих праздников также уникально, ибо нигде больше мы не увидим подобное преображение ветхозаветного обычая в великий праздник периода Нового Завета. Происходит это в силу важности образа, о котором пророчествует прообраз.

Теперь поговорим об этом подробнее. Заповедь обрезать крайнюю плоть всякому младенцу мужеского пола, напомним, была дана патриарху Аврааму в знак Завета между Богом и Авраамом и его потомками (см.: Быт. 17: 10–14). Необрезанный мужского пола отныне отсекался от богоизбранного народа: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой». Причем обрезанию подвергались не только еврейские младенцы, но и иноплеменники: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени». И в этом отцы видели пророчество о грядущем расширении границ Завета с приходом Христа на всё человечество. А в том, что обрезанию подвергается именно мужская плоть, некоторые отцы видели указание на бессеменное зачатие Мессии. Вот как об этом пишет святитель Филарет (Дроздов): «Для чего не обрезывается, например, ухо или другой член тела, общий обоим полам? Для того, без сомнения, чтобы в видимом знамении завета было близкое указание на обетование о благословенном семени, долженствующем произойти от Авраама. Обрезание плоти мужеской есть как бы отрицательное выражение понятия о семени жены»[1].

«Под видимым знамением обрезания скрывается тайна веры и благодати». Что это за тайна?

Самому обрезанию плоти Бог усваивает значение знака: «Сие будет знаком Завета между Мною и вами». А знак есть лишь несовершенное отображение некоей важной духовной реальности. Поэтому это, конечно, не простой знак, а многогранный символ (употреблю современное выражение) «в 3D формате»: в высоту, ширину и глубину. Высота в том, что знак этот открывал человека Завета: «действием обрезания означается вступление в Завет с Богом, а состоянием обрезания – неизменность сего Завета»[2]. Ширина усматривалась в принадлежности обрезанного к многочисленному богоизбранному народу, и с этих пор «обрезанием отличаются от прочих люди, избранные Богом из всех народов (Втор. 7: 6)»[3]. Наконец, глубину обретаем в осмыслении духовного содержания знака. Знак этот был то же, что печать на письме. Печать не главный элемент письма, а лишь скрывает тайну самого письма. «Так под видимым знамением обрезания скрывается тайна веры и благодати»[4]. Что это за тайна? Она состояла в том, что член богоизбранного народа призывался к обрезанию духовному, о котором пишет апостол Павел: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2: 28–29).

На протяжении многих веков эта тайна, сокрытая печатью, оставалась непознанной жестоковыйным (по слову апостола Стефана) иудейским обществом. И весь Ветхий Завет преисполнен грозными обличениями со стороны Бога и Его пророков. Вот Иеремия от лица Бога обличает иудеев в том, что «весь дом Израилев с необрезанным сердцем» (Иер. 9: 26). Или Моисею на горе Синай Господь повелевает передать сынам Израиля: «Я [в ярости] шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои» (Лев. 26: 41). В речи первомученика Стефана звучат грозные обличения, обращенные к иудеям: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7: 51).

Однако при всей иудейской жестоковыйности дело не только в ней. Печать Завета, сокрывая глубинную духовную реальность, всё же всем своим «форматом» информировала о пророческом характере иудейства: то, что под печатью, остается до времени Христа сокрыто. Сокрыто не только потому, что не понято и не принято, а потому, что нет еще средств для реальной борьбы с грехом. Да и Христово благовестие, пришедшее в силе, заменило «сень» истиной и наполнило понятия совершенно новым смыслом.

Обрезание не могло исцелить человека и подать ему силы к избавлению от греха. Но оно служило пониманию отделенности еврея от языческого мира и наполняло его надеждой прихода Ожидаемого. Христос – воплощение этой надежды – также принимает Обрезание. Почему? Во-первых, «чтобы исполнить всякую правду». Авторитет Мессии требовал выполнения всех важнейших предписаний Закона, ибо Он пришел «не нарушить закон или пророков, но исполнить». Непринятие Христом Обрезания противоречило бы пророчествам Писания о Мессии. Во-вторых, Христос в самом начале жизненного пути изображает тот важнейший догмат, за точную формулировку которого «ломали копья» потом отцы на Вселенских Соборах: догмат о том, что Он, Мессия, – истинный Человек, Которому не чужда человеческая боль. И в-третьих – самое важное: Христос срывает «печать», уничтожая ее за ненужностью, и раскрывает Свой Завет. Завет, на который печать лишь намекала нечеткими гранями своего рисунка. Завет, который оказался неприятным «сюрпризом» для большинства иудеев, не сумевших своевременно распознать грани этой печати. Я говорю о том, что обрезание было упразднено Господом, возвестившим о том, что «духом и истиной» следует поклоняться Отцу, ибо «таких поклонников ищет Себе Бог». Да и сень исчезает, когда является свет и обнаруживается сам предмет. Своим нравственным учением Господь раскрывает содержание того, что было спрятано под печатью много веков. Тем самым учением, которое «для иудеев соблазн, для эллинов же безумие». Что составляло предмет соблазна для иудеев? То, что Мессия и Его Царство оказались не от мира сего. И пришел Он не для того, чтобы даровать Своему избранному народу все царства этого мира, а чтобы призвать не евреев только, но уже всё человечество в «Царство Духа», ради стяжания которого необходимо уже новое, духовное «обрезание».

«Грех необходимо как бы оперировать, обрезать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым»

Святые отцы и подвижники благочестия в своих творениях подробно объясняют, в чем состоит это «обрезание». Сам Господь в Своих притчах и поучениях избегает этого термина, но многие Его заповеди так или иначе раскрывают духовный смысл этого ветхозаветного символа. Вот, например, как объясняет смысл слов Господа о самоотвержении подвижник благочестия XX века игумен Никон (Воробьев): «Господь Иисус Христос неоднократно говорил: “Кто хочет идти по Мне – то есть за Господом Иисусом Христом в Царствие Божие, в славу Божию, – тот должен отвергнуться себя и, взяв свой крест, следовать за Мной”. Вот это отвержение себя и есть духовное обрезание. Но что значит отвергнуться себя? – Это значит отвергнуться греха, который так проник в душу и тело каждого человека, что отвергнуть грех равносильно тому, как будто человек должен самого себя отвергнуться. Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как рак – болезнь – въедается в тело человека, растет за счет его и лишь тяжелая и болезненная операция может спасти человека. Так и грех необходимо как бы оперировать, обрезать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым»[5].

«Врата в Царствие – самостеснение. Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца»

Нравственное богословие отцов всегда отталкивается от той предпосылки, что человеку дано от рождения состояние духовной болезни, поврежденности грехом. При такой данности для человека становится губительной свободная, ничем не ограничиваемая деятельность сил души и тела. Человек, весьма склонный ко всем видам греха, по необходимости должен сам себя ограничивать, поставляя сквозь «тесные врата» на путь Господень. Святитель Феофан Затворник, размышляя над словами Господа: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк. 13: 24), пишет: «Тесные врата – жизнь не по своей воле, не по своим желаниям, не в угоду себе; широкие врата – жизнь по всем движениям и стремлениям страстного сердца, без малейшего себе отказа в чем-либо. Таким образом, врата в Царствие – самостеснение. Стесняй себя во всем – и это будет то же, что напряжение или упор в дверь, чтоб отворить ее и протесниться сквозь нее. Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: “не гневайтесь всяко” – и стесни тем сердце свое. Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судью небесного неумолимым в отношении к себе, и стесни тем свою заносчивость. Так в отношении и ко всякому порочному движению. Собери против каждого из них изречения Божественного Писания и держи их в памяти. Как только выйдет из сердца какое-либо дурное желание, ты тотчас вяжи его направленным против него изречением; или наперед обвяжи все свои желания и помышления Божественными словами и ходи в них: будешь, будто в узах. Но в этих узах – свобода, или свободный путь в Царствие Божие»[6].

В христианской традиции ветхозаветное обрезание по справедливости считается одним из прообразов христианского таинства крещения, ибо в крещении христиане «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2: 11–12). Однако и то верно, что как для иудея одно обрезание вне опыта борьбы с грехом не привлекало на него благословения Бога, так и для формально крещенного сам по себе факт крещения вне контекста его жизни не становится «билетом» в вечную жизнь. И крещенный, но не обратившийся ко Христу – всё равно что «дом Израилев с необрезанным сердцем», который вызывает на себя гнев Божий.

Ящерица, купившая себе жизнь ценой хвоста, ничего не теряет, ибо хвост всякий раз отрастает снова. Ее философия по-христиански мудра и проста: лучше мне без хвоста войти в жизнь, чем помереть хвостатой, тем более что ничего в итоге не теряю, а лишь всякий раз приобретаю. Учись у нее, христианин!

pravoslavie.ru

Вопрос: Должен ли христианин обрезывать крайнюю плоть?

Ответ: Обрезание - главная ветхозаветная заповедь и главный обряд, совершаемый даже несмотря на субботу (Тофсета к Шаббат, 15).

Как известно, сам Иисус Христос был обрезан, как и положено у иудеев, на восьмой день после рождения (Лк. 2:21). Русская Православная церковь и все православные христиане ежегодно торжественно отмечают это событие 14 января (День Обрезания Господня). Инославные христиане отмечают этот же праздник 1 января, у них он совпадает с веселым празднованием Нового Года. День Обрезания Господня - большой христианский праздник, сопоставимый с праздником Крещения Господня.

Так же были обрезаны все без исключения апостолы Христа, а также ранние проповедники христианства, бывшие правоверными иудеями, потомками поколений правоверных иудеев. В том числе как минимум трое из четырех евангелистов (был ли обрезан Лука, грек из Антиохии, остается сегодня под вопросом: возможно нет, а возможно - да).

Апостол Павел говорит прямо и однозначно: «Какое преимущество быть иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях!..» (Рим. 3:1-2).

Необходимо помнить, что как иудеи унаследовали обрезание от египтян, так его же унаследовала и сохранила в чести такая параллельная христианству ветвь развития иудаизма, как ислам.

В христианских общинах первых веков христианства, по мере того, как в состав христиан вливались все в большем количестве язычники (греки, сирийцы, италики, египтяне) со своими племенными традициями, размывая монолитный поначалу иудео- христианский контингент, этот вопрос обсуждался постоянно. Христиане из иудеев продолжали верить и утверждать, что «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян. 15:1). Для иудео-христиан в Палестине, Египте и Сирии обрезание изначально и навсегда оставалось религиозной константой (как и почитание субботы), но многие христиане иного происхождения стремились избавиться от болезненного и обременительного для взрослого человека обряда. И если мусульманам хватило твердости веры, чтобы не отступить от этого основнополагающего, завещанного праотцами обряда, то христиане, с течением веков и по мере смещения христианских центров из Африки в Европу и Азию, в основном отказались от него. Явив этим, конечно, досадное маловерие и малодушие. Но древневосточные христианские церкви - коптов, эфиопов и иаковитов - обрезание не отменяли.

К сведению читателей, и среди европейских, в том числе российских, христиан до наших дней сохранилась значительная группа - т. н. «субботники», которые, во всем являясь последовательными христианами, совершают над своими детьми обряд обрезания.

Тот христианин, который действительно хотел бы идти вослед Христу и приблизиться к нему внутренне и внешне по совершенству облика, мыслей и деяний, должен, вне всякого сомнения, немедленно обратиться к компетентным лицам и с полным соблюдением обряда обрезать крайнюю плоть. Как говорится, Христос терпел и нам велел. Это будет не только исполнением святого завета, но и послужит доказательством серьезности намерений христианина и его готовности идти по стопам Учителя до самого конца.

Вопрос: Должен ли христианин вкушать плоть и кровь Христовы под видом причастия? Нет ли чего-то постыдного и запретного в этом обряде «освященного каннибализма»?

Ответ: Безусловно, должен. Поскольку это соответствует наиболее древним поверьям человека (сохранившимся, кстати, у ряда ныне живущих первобытных сообществ) о переходе мистической «силы», «благодати» и иных достоинств от поедаемого к поедающему. Так, этнографами еще XVI века (эпохи великих географических открытий) отмечалось незыблемое установление у некоторых племен Нового Света, согласно которому умершие родители должны находить упокоение в желудках своих детей. Иное погребение считалось постыдным для потомков и бессмысленным, поскольку сила и благодать предков таким образом как бы пропадали втуне. Нет сомнений, что мы имеем в подобных случаях дело с сакральным обрядом, коренящимся в наиболее священных представлениях, полученных, возможно, еще первыми детьми первых людей непосредственно от Создателя. И сохранившихся во всей первозданности и непосредственности лишь у наиболее наивной и неиспорченной части человечества. Завещав своим последователям есть его плоть и пить его кровь, Христос, несомненно, обратился к сильнейшим архетипам, коренящимся глубоко в подсознании каждого человека, хотя и не смеющего себе в том признаться по причине испорченности цивилизацией.

Следует, вскрывая и освобождая собственное подсознание, преодолевать в себе «культурную личность» на пути к истинной христианской вере. Лучшим подспорьем тут как раз и является такое экстремальное нарушение основных табу, как ритуальный каннибализм в виде обряда причастия.

bookucheba.com

Почему христиане не практикуют обрезание? • Moldova Creștină

Вопрос:

Я начал читать Библию с начала и когда читал книгу Бытия, увидел, что обрезание было установлено Богом как знак завета с Богом. Почему сегодня христиане не практикуют обрезание?

После восхищения Господа Иисуса Христа, когда зародилась Церковь, некоторые из обрезанных Иудеев начали ходить ко всем христианам из язычников и убеждать их обрезываться. Таким образом, когда христиане в Галатии подверглись давлению со стороны обрезанных, Апостол Павел написал послание к Галатам, где он детально затрагивал этот вопрос и я советую вам прочитать его целиком.

Пять серьезных причин, по которым христиане не могут принять обрезание

В упомянутом послании Апостол Павел говорит:

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. (Галатам 5:1-6)

Согласно этому отрывку, существует самое малое пять причин, по которым христиане категорически не могут принять обрезание:

  1. Если кто-то принимает обрезание по религиозным мотивам, он должен исполнить весь Ветхий Завет и следовательно пойти под иго рабства.
  2. Если христианин обрезывается, значит он хочет быть оправданным через Закон, а значит
  3. Отдалится от Христа
  4. Отпасть от благодати
  5. Во Христе Иисусе обрезание или его отсутствие не имеет значения, но вера, действующая любовью.

Что такое истинное обрезание?

Когда Апостол Павел обращался к Евреям из Рима, он написал:

Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. (Римлянам 2:25-29)

А когда он предупреждал христиан из города Филиппы остерегаться тех, кто проповедует обрезание, Апостол Павел написал:

Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание- мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся. (Филиппийцам 3:2-3)

Да поможет нам Бог служить Духом Святым, хвалиться Христом Иисусом и не уповать не на обрезание, ни на другие земные дела.

Перевод: Моисей Наталья

moldovacrestina.md

Обрезание в христианской культуре

   Религиоведы выделяют большую группу так называемых «авраамических» религий, которые восходят к единому корню – истории Авраама, получившего заповеди от Бога. 3 самые известные из них – это ислам, иудаизм и христианство. Они имеют как сходства, так и отличия, но одно из самых интересных моментов – отношение к обрезанию.

   Иудеи обязаны его делать, мусульмане – по желанию, в то время, как у христиан отношение менялось: от признания его необходимым к равнодушию и полному отрицанию.

   Если в раннехристианской традиции обрезание признавалось не только желательным, но и обязательным, но уже в начале нашей эры отношение резко изменилось.

   Так на Соборе Апостолов Петр высказал свое мнение о том, что обрезание, которое, согласно Ветхому Завету предписывается всем новорожденным мальчикам и взрослым, принявшим христианство, совершенно необязательно. Если в иудаизме обрезание символизировало вхождение ребенка в религию, то в христианстве эту роль стало играть крещение. Осложняло ситуацию то, что Христос был обрезан по всем традициям иудеев: на восьмой день. Кстати, с этим событием связано множество значимых для религии атрибутов: праздник Обрезания Господнего, Холм Обрезания, многочисленные иконы и полотна.

   Было достаточно сложно объяснить рядовым священникам, а тем более – мирянам, этот казус. Приводились доводы, что как иудаизм был предтечей христианства, так и обрезание следует считать предпосылкой таинства крещения. Богословы объясняли его преимущество тем, что крещение затрагивает дух человека, тогда как обрезание – тело. Споры не утихают и по сей день.

   Еще одни важным переломным этапом стало решение Ферраро-Флорентийского собора, который в 1442 году сменил формулировку на более строгую. Человек, как известно, был создан по образу и подобию Божьему, а значит, любое неоправданное его искажение – серьезный грех. Конечно, у этого указа был не только философский смысл, но и политический подтекст. В частности, оно было направленно против коптов, которые практикуют и продолжают практиковать этот ритуал.

   С тех пор в большинстве христианских стран обрезание не делается по религиозным соображениям. Но остались ответвления Христианской Церкви, которые сохранили многочисленные древние традиции, общие с иудеями, в том числе, почитание субботы и обрезание. К ним относятся Коптская Православная Церковь и Эфиопская. В них обрезание делают младенцам ещё до крещения.

   Но с ослаблением давления Церкви в Европе обрезание снова стало использоваться достаточно часто. Теперь в него вкладывали не религиозный, а медицинский и нравственный смысл. Считалось, что оно препятствует половой распущенности мальчиков, а также предупреждает многие болезни. Но с развитием науки эта теория показала себя полностью несостоятельной, и количество сторонников обрезания опять пошло на спад.

Сейчас Христианские Церкви смотрят на обрезание достаточно спокойно, когда оно делается по медицинским или культурным соображениям. Сложно сказать, поменяет ли ещё раз христианство свое отношение к обрезанию, но сложившаяся сейчас ситуация пока устраивает всех.

Возврат к списку

www.bolezni-spravka.ru


Смотрите также