www.komiprav.ru

Попразднество преображения господня


18 августа. Суббота. Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигни́я.

Последования богослужений будничных, воскресных и праздничных служб августа 2019 года (с нотами и без нот)

Ниже представлены последования:

Без нот:

5 августа 2018 года. Неделя 10 по Пятидесятнице. Почаевской иконы. Мчч. Трофима, Феофила. Глас 1.

С нотами:

1 августа. Среда. Обре́тение мощей прп. Серафи́ма, Саро́вского чудотворца. Иконы Божией Матери, именуемой «Умиле́ние» или «Радость всех радостей». Прп. Макри́ны, сестры свт. Василия Великого. Прп. Ди́я. Блгв. кн. Рома́на (Олеговича) Рязанского. Прав. Стефа́на Сербского. Свтт. Дими́трия Ростовского, Митрофа́на и Ти́хона Воронежских. Прп. Паи́сия Печерского, в Дальних пещерах.

2 августа. Четверг. Пророка Илии́. Прп. Авраа́мия, игумена Городе́цкого, Чу́хломского. Обре́тение мощей прмч. Афана́сия Бре́стского (службу зри 5 сентября). Иконы Божией Матери, именуемой «Абала́кская». Прав. Ааро́на первосвященника.

3 августа. Пятница. Прпп. Симео́на, Христа ради юродивого, и Иоа́нна, спо́стника его. Пророка Иезеки́иля. Блгв. кн. А́нны Ка́шинской. Прпп. Ону́фрия молчали́вого и Они́сима затво́рника, Пече́рских, в Ближних пещерах.

4 августа. Суббота. Мироносицы равноап. Марии Магдали́ны. Перенесение мощей сщмч. Фо́ки. Прп. Корни́лия Переясла́вского.

5 августа. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Поча́евской иконы Божией Матери. Мчч. Трофи́ма, Фео́фила и иже с ними. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля).

6 августа. Понедельник. Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да. Прп. Полика́рпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголе́па Черноя́рского, Астраха́нского. Обре́тение мощей прп. Далма́та Исе́тского.

7 августа. Вторник. Успение прав. А́нны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиа́ды диакони́сы и Евпракси́и девы, Тавеннской. Прп. Мака́рия Желтово́дского, У́нженского.

9 августа. Четверг. Вмч. и целителя Пантелеи́мона. Прп. Ге́рмана Аля́скинского. Блж. Николая Коча́нова, Христа ради юродивого, Новгородского. Свв. равноапп. Мефо́дия, Кирилла, Кли́мента, Нау́ма, Саввы, Гора́зда и Ангела́рия. Свт. Гора́зда, архиеп. Мора́вского.

10 августа. Пятница. Апп. от 70-ти Про́хора, Никано́ра, Ти́мона и Парме́на диаконов. Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одиги́трия» (Путеводи́тельница). Свт. Питири́ма, еп. Тамбо́вского. Иконы Божией Матери, именуемой «Умиле́ние» или «Радость всех радостей» (службу зри 19 июля). Тамбо́вской иконы Божией Матери. Гре́бневской иконы Божией Матери.

11 августа. Суббота. Мч. Каллини́ка. Мц. Серафи́мы девы. Рождество свт. Николая, архиеп. Мир Лики́йских. Перенесение Великоре́цкой иконы свт. Николая из Вятки в Москву. Прпп. Константина и Космы́ Ко́синских, Старору́сских. Прп. Романа Киржа́чского.

12 августа. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Апп. от 70-ти Си́лы, Силуа́на и иже с ними. Мч. Иоа́нна Во́ина. Прп. Ге́рмана, Соловецкого чудотворца. Прп. Ангели́ны Се́рбской.

13 августа. Понедельник. Предпразднство Происхожде́ния Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Прав. Евдоки́ма Каппадокиянина. Сщмч. Вениами́на, митр. Петрогра́дского, и и́же с ним пострада́вших прмч. Се́ргия и мчч. Ю́рия и Иоа́нна. Заговенье на Успенский пост.

14 августа. Вторник. Происхожде́ние Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Семи мучеников Маккаве́ев, матери их Соломони́и и учителя их Елеаза́ра. Начало Успенского поста. Пра́зднество Всеми́лостивому Спа́су и Пресвято́й Богоро́дице.

15 августа. Среда. Перенесение мощей св. первомученика и архидиакона Стефа́на. Блж. Васи́лия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

16 августа. Четверг. Прпп. Исаа́кия, Далма́та и Фа́вста. Прп. Анто́ния Ри́млянина, Новгородского чудотворца. Аллилуия.

17 августа. Пятница. Свв. семи́ отроко́в, и́же во Ефе́се. Аллилуия. Прмц. Евдоки́и. Иконы Божией Матери, именуемой «Каза́нская-Пе́нзенская».

18 августа. Суббота. Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигни́я.

19 августа. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. (Песнопения праздника)

20 августа. Понедельник. Попразднство Преображения Господня. Прмч. Домети́я. Обре́тение моще́й свт. Митрофа́на, еп. Воро́нежского (службу зри 23 ноября). Прп. Пи́мена Многоболе́зненного, Пече́рского, в Ближних пещерах. Прп. Мерку́рия Пече́рского, еп. Смоле́нского, в Ближних пещерах. Прп. Пи́мена, по́стника Пече́рского, в Дальних пещерах.

21 августа. Вторник. Попразднство Преображения Господня. Свт. Емилиа́на исп., еп. Кизи́ческого. Перенесение мощей прпп. Зоси́мы и Савва́тия Солове́цких. То́лгской иконы Божией Матери.

22 августа. Среда. Попразднство Преображения Господня. Апостола Матфи́я. Прп. Мака́рия Ореде́жского, Новгородского.

24 августа. Пятница. Попразднство Преображения Господня. Мч. архидиакона Е́впла. Прмчч. Фео́дора и Васи́лия Пече́рских, в Ближних пещерах. Прп. Фео́дора, кн. Остро́жского, Пече́рского, в Дальних пещерах. Свт. Ни́фонта, патриарха Константинопо́льского.

25 августа. Суббота. Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фо́тия и Аники́ты. Прп. Макси́ма Испове́дника (с 13 августа). Свт. Ти́хона, еп. Воро́нежского, Задо́нского чудотворца (с 13 августа). Прмчч. Белогорских. Прмч. Варлаама, архим. Белогорского.

27 августа. Понедельник. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михе́я. Перенесение мощей прп. Феодо́сия Пече́рского. Прп. Арка́дия Новото́ржского (службу зри 13 декабря).

28 августа. Вторник. Успе́ние Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. (Песнопения праздника)

29 августа. Среда. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Еде́ссы в Константино́поль Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа. Мч. Диоми́да врача. Фео́доровской иконы Божией Матери. Прп. Иоаки́ма Осого́вского.

30 августа. Четверг. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Ми́рона. Прп. Али́пия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах. Иконы Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская». Служба Погребения Божией Матери.

31 августа. Пятница. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Фло́ра и Ла́вра. Прп. Иоанна Ры́льского.

predanie.ru

22 августа. Среда. Попразднство Преображения Господня. Апостола Матфи́я. Прп. Мака́рия Ореде́жского, Новгородского.

Последования богослужений будничных, воскресных и праздничных служб августа 2019 года (с нотами и без нот)

Ниже представлены последования:

Без нот:

5 августа 2018 года. Неделя 10 по Пятидесятнице. Почаевской иконы. Мчч. Трофима, Феофила. Глас 1.

С нотами:

1 августа. Среда. Обре́тение мощей прп. Серафи́ма, Саро́вского чудотворца. Иконы Божией Матери, именуемой «Умиле́ние» или «Радость всех радостей». Прп. Макри́ны, сестры свт. Василия Великого. Прп. Ди́я. Блгв. кн. Рома́на (Олеговича) Рязанского. Прав. Стефа́на Сербского. Свтт. Дими́трия Ростовского, Митрофа́на и Ти́хона Воронежских. Прп. Паи́сия Печерского, в Дальних пещерах.

2 августа. Четверг. Пророка Илии́. Прп. Авраа́мия, игумена Городе́цкого, Чу́хломского. Обре́тение мощей прмч. Афана́сия Бре́стского (службу зри 5 сентября). Иконы Божией Матери, именуемой «Абала́кская». Прав. Ааро́на первосвященника.

3 августа. Пятница. Прпп. Симео́на, Христа ради юродивого, и Иоа́нна, спо́стника его. Пророка Иезеки́иля. Блгв. кн. А́нны Ка́шинской. Прпп. Ону́фрия молчали́вого и Они́сима затво́рника, Пече́рских, в Ближних пещерах.

4 августа. Суббота. Мироносицы равноап. Марии Магдали́ны. Перенесение мощей сщмч. Фо́ки. Прп. Корни́лия Переясла́вского.

5 августа. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Поча́евской иконы Божией Матери. Мчч. Трофи́ма, Фео́фила и иже с ними. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля).

6 августа. Понедельник. Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да. Прп. Полика́рпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголе́па Черноя́рского, Астраха́нского. Обре́тение мощей прп. Далма́та Исе́тского.

7 августа. Вторник. Успение прав. А́нны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиа́ды диакони́сы и Евпракси́и девы, Тавеннской. Прп. Мака́рия Желтово́дского, У́нженского.

9 августа. Четверг. Вмч. и целителя Пантелеи́мона. Прп. Ге́рмана Аля́скинского. Блж. Николая Коча́нова, Христа ради юродивого, Новгородского. Свв. равноапп. Мефо́дия, Кирилла, Кли́мента, Нау́ма, Саввы, Гора́зда и Ангела́рия. Свт. Гора́зда, архиеп. Мора́вского.

10 августа. Пятница. Апп. от 70-ти Про́хора, Никано́ра, Ти́мона и Парме́на диаконов. Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одиги́трия» (Путеводи́тельница). Свт. Питири́ма, еп. Тамбо́вского. Иконы Божией Матери, именуемой «Умиле́ние» или «Радость всех радостей» (службу зри 19 июля). Тамбо́вской иконы Божией Матери. Гре́бневской иконы Божией Матери.

11 августа. Суббота. Мч. Каллини́ка. Мц. Серафи́мы девы. Рождество свт. Николая, архиеп. Мир Лики́йских. Перенесение Великоре́цкой иконы свт. Николая из Вятки в Москву. Прпп. Константина и Космы́ Ко́синских, Старору́сских. Прп. Романа Киржа́чского.

12 августа. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Апп. от 70-ти Си́лы, Силуа́на и иже с ними. Мч. Иоа́нна Во́ина. Прп. Ге́рмана, Соловецкого чудотворца. Прп. Ангели́ны Се́рбской.

13 августа. Понедельник. Предпразднство Происхожде́ния Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Прав. Евдоки́ма Каппадокиянина. Сщмч. Вениами́на, митр. Петрогра́дского, и и́же с ним пострада́вших прмч. Се́ргия и мчч. Ю́рия и Иоа́нна. Заговенье на Успенский пост.

14 августа. Вторник. Происхожде́ние Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Семи мучеников Маккаве́ев, матери их Соломони́и и учителя их Елеаза́ра. Начало Успенского поста. Пра́зднество Всеми́лостивому Спа́су и Пресвято́й Богоро́дице.

15 августа. Среда. Перенесение мощей св. первомученика и архидиакона Стефа́на. Блж. Васи́лия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

16 августа. Четверг. Прпп. Исаа́кия, Далма́та и Фа́вста. Прп. Анто́ния Ри́млянина, Новгородского чудотворца. Аллилуия.

17 августа. Пятница. Свв. семи́ отроко́в, и́же во Ефе́се. Аллилуия. Прмц. Евдоки́и. Иконы Божией Матери, именуемой «Каза́нская-Пе́нзенская».

18 августа. Суббота. Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигни́я.

19 августа. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. (Песнопения праздника)

20 августа. Понедельник. Попразднство Преображения Господня. Прмч. Домети́я. Обре́тение моще́й свт. Митрофа́на, еп. Воро́нежского (службу зри 23 ноября). Прп. Пи́мена Многоболе́зненного, Пече́рского, в Ближних пещерах. Прп. Мерку́рия Пече́рского, еп. Смоле́нского, в Ближних пещерах. Прп. Пи́мена, по́стника Пече́рского, в Дальних пещерах.

21 августа. Вторник. Попразднство Преображения Господня. Свт. Емилиа́на исп., еп. Кизи́ческого. Перенесение мощей прпп. Зоси́мы и Савва́тия Солове́цких. То́лгской иконы Божией Матери.

22 августа. Среда. Попразднство Преображения Господня. Апостола Матфи́я. Прп. Мака́рия Ореде́жского, Новгородского.

24 августа. Пятница. Попразднство Преображения Господня. Мч. архидиакона Е́впла. Прмчч. Фео́дора и Васи́лия Пече́рских, в Ближних пещерах. Прп. Фео́дора, кн. Остро́жского, Пече́рского, в Дальних пещерах. Свт. Ни́фонта, патриарха Константинопо́льского.

25 августа. Суббота. Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фо́тия и Аники́ты. Прп. Макси́ма Испове́дника (с 13 августа). Свт. Ти́хона, еп. Воро́нежского, Задо́нского чудотворца (с 13 августа). Прмчч. Белогорских. Прмч. Варлаама, архим. Белогорского.

27 августа. Понедельник. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михе́я. Перенесение мощей прп. Феодо́сия Пече́рского. Прп. Арка́дия Новото́ржского (службу зри 13 декабря).

28 августа. Вторник. Успе́ние Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. (Песнопения праздника)

29 августа. Среда. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Еде́ссы в Константино́поль Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа. Мч. Диоми́да врача. Фео́доровской иконы Божией Матери. Прп. Иоаки́ма Осого́вского.

30 августа. Четверг. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Ми́рона. Прп. Али́пия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах. Иконы Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская». Служба Погребения Божией Матери.

31 августа. Пятница. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Фло́ра и Ла́вра. Прп. Иоанна Ры́льского.

predanie.ru

18 августа — Предпразднство Преображения: история праздника.

Яблочный Спас — Преображение Господне Одним из величайших евангельских событий, ежегодно воспеваемых в христианском мире, является Преображение Господне. История праздника началась примерно в 4 веке, когда по инициативе святой царицы Елены на горе Фавор был выстроен христианский храм, освященный в честь Преображения. Согласно евангельским повествованиям, описываемые события совершились примерно за 40 дней до весеннего праздника Пасхи, но восточные христиане отмечают праздник летом. Традиция праздновать Преображение в августе связана с Великим Постом: дабы не отвлекаться мысленно от событий святой четыредесятницы, праздник был перенесен на другой период года. Через 40 дней после Преображения христиане отмечают Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, тем самым напоминая сами себе хронологию Евангельских событий.

Преображение Господне. История праздника История праздника Преображения нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, описывается в Евангелиях от Матфея, Луки, Марка, причем эти 3 повествования между собой очень схожи.

Как сказано в Священном писании, Сын Божий взял своих любимых учеников – Иоанна, Петра и Иакова – и взошел с ними на гору Фавор с целью помолиться Отцу Небесному. Здесь во время молитвы его лицо просветлело наподобие солнца, а одежды стали белыми как снег. При этом возле Сына Божия находились пророки Моисей и Илия, беседовавшие с ним о грядущих искупительных страданиях.

dimitri.moseparh.ru

Праздник Преображения Господня в 2019 году

Кондак 1

Возбранный Воеводо и Царю славы, Тебе небеси и земли Создателя, зрящи на горе Фаворстей преобразившася со славою, вся тварь удивися, небес вострепеташа, и вси земнороднии возрадовашася, мы же недостойнии Твоему нас ради Преображению благодарственно поклонение приносяще, с Петром от души вопием Ти:

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Икос 1

Ангелом недоведомое и человеком неприступное Твое, Светодавче Христе, Божество, незаходительными молниями и лучами Невечерняго Света Твоего, явил еси на горе Фаворстей начальнейшим учеником Твоим, тии же Божественным изменишася ужасом, облаком осиявшеся светлым и глас Отечь слышавше, разумеша Твоего вочеловечения таинство, вопиюще Тебе таковая:

Иисусе, Сыне Божий Безсмертный, просвети нас светом Лица Твоего осияннаго.

Иисусе, Благий Боже Всесильный, возбуди нас спящих из глубины тьмы сна греховнаго.

Иисусе, во свете живый неприступнем, из области темныя изведи нас.

Иисусе, Славою Твоею исполнивый весь мир, во обители райския введи нас.

Иисусе, Свете мира, от мира лукавого свободи нас во тьме седящих.

Иисусе, Солнце Правды, силою и правдою облеки нас, в сени смертней спящих.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 2

Видя, яко ученицы Твои, Человеколюбче Господи, непросвещенни еще суще, не разумеют, яко подобает Тебе идти во Иерусалим и тамо много пострадати и убиену быти, Ты оттоле начал еси сказовати им, яко вся сия належит Тебе волею претерпети нашего ради спасения. Обаче тии не возмогоша еще мыслити, яже суть Божия, но яже суть человеческая, сего ради по днех шестих поял еси Петра, Иакова и Иоанна и возвел еси я на гору Фаворскую показати им прежде Креста Божественную Славу Твою, да и во время страданий Твоих разумно воспоют Тебе: Аллилуиа.

Икос 2

Разума неуразуменна вольнаго Твоего страдания не разумеша ученицы Твои, Господи. Сего ради прежде Креста Твоего нощию глубокою возвел еси на гору высоку лучшия ученики Твоя, да видят чудо страшнаго Преображения Твоего и нестерпимое Божественного пришествия Твоего издалеча присносущное благолепие, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо Твое, да уразумеют вольное. Сего ради вопием Тебе сице:

Иисусе, от удолий на гору высоку возведый Твоя ученики, возведи и нас горе, да горних научимся искати наслаждений.

Иисусе, от житейских попечений и множества народнаго отлучивый Петра и Зеведеовых, отлучи наш ум от благ земных, да дольных навыкнем избегати пристрастий.

Иисусе, многими труды на превелию высоту вознесый други своя, и нас многими труды и поты научи по вся дни подвизатися.

Иисусе, в молчании ночныя молитвы Преображение Твое учеником показавый, и ныне верным Твоим сподоби сладостию словес Твоих в нощи просвещатися.

Иисусе, трех точию свидетелей славы Твоея в тишине Фаворстей явивый, и ныне безмолвным и пустынным даждь славу Твою всегда созерцати.

Иисусе, Фавор и Ермон о Имени Твоем возвеселивый, даждь нам призыванием сладчайшаго Имени Твоего восход горе совершати.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 3

Силою свыше избранныя Твоя Апостолы облекий, Иисусе, на Фавор возвел еси я, да навыкнут вышних искати и горняя мудрствовати, а не земная, облецы и нас, долу поникших и немощию плоти всегда побеждаемых, силою и славою Твоею, да сила Твоя в немощи нашей совершится, чесо ради с любовию воспоем Тебе: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй прежде Креста и вольнаго страдания Твоего явити учеником отчасти Божества Славу Твою, Христе Спасе наш, Ты трех точию от живущих на земли избираеши, да зрителие Божественныя Твоея славы будут, ибо тии три пред очима Твоима лучши бяху паче всех народов и язык: Петр, яко паче иных Тебе возлюбивый, и яко первый от всех Сына Божия Тебе исповедавый, Иаков, яко первый во Апостолех надежды ради будущих благ под меч главу свою преклонивый и тако начало мучеником Твоим положивый, Иоанн же, яко девственник и паче всех чистоту плоти и духа целомудренно сохранивый и сего ради благодать особную паче иных получивый к зрению неизреченных откровений и Божественныя Славы Твоея. С нимиже приими и от нас похвалы Тебе сицевыя:

Иисусе, от Петра прежде Преображения Твоего исповедание веры приемый, приими и мое теплое исповедание.

Иисусе, тому же Петру на Фаворе дерзновение даровавый глаголати с Тобою, возглаголи благая и мирная в сердце моем.

Иисусе, сынов Зеведеевых за пламень любви их сынами громовыми нарекий, громом гнева Твоего не порази мя.

Иисусе, тем же учеником огнь с небесе на Самарян низвести не попустивый, огнь страстей угаси во мне.

Иисусе, с девственным Иоанном в чистоте плоти и духа на Фавор горний возведи мя.

Иисусе, с мужественным Иаковом, первее чашу Твою испившим, в рай введи мя.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 4

Буря Богоявления Твоего на горе Синайстей бысть, егда во громех и молниях даровал еси закон угоднику Твоему Моисеови, такожде и на горе Хориве бысть дух крепок, разоряяй горы, трус и огнь, егда Илия пророк хотяше зрети Тя, обаче не в вихре бурне, не в трусе и не во огне Господь, но во гласе хлада тонка Ты показал еси им Лице Свое и славу Божества Своего, егда на горе Фаворстей Ты предстал еси им, с радостию вопиющим Тебе: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше Моисей и Илия на Фаворе глаголы Твоя о исходе Твоем, егоже хотяше скончати во Иерусалиме, быша всему миру свидетелие Твои, Господи, яко Ты еси воистину Сын Божий на спасение людей от Бога Отца посланный и гласом с небесе Тем показанный. Моисей убо от мертвых призван бысть да свидетельствует во аде держимым Твое в мир пришествие. Илия же от рая призван бысть, да скажет Еноху Славу Твою в Преображении пречистыя Плоти Твоея виденную. Мы же, чудящеся тайне пророк Твоих на Фаворе явления, со умилением зовем Тебе:

Иисусе, Боговидцу Моисею, Лице Твое узрети восхотевшему, на Фаворе Лицем к лицу явивыйся, яви нам в грядущем веце Лица Твоего сладость превожделенную.

Иисусе, в боговидении задних Твоих древле Моисею сияние Славы Твоея Показавый, покажи нам во Царствии Твоем лицем к Лицу Зрака Твоего доброту неизреченную.

Иисусе, в тишине и гласе хлада тонка Илию откровением Своим наставивый, настави мя чудно в тишине безстрастия божественнаго.

Иисусе, на огненней колеснице неопальнаго небошественника Твоего Илию в рай возведый, возведи мя дивно на высоту жития совершеннейшаго.

Иисусе, древле с пророки многообразно глаголавый, и на Фаворе исход Свой им возвестивый, глаголами живота вечнаго напитай алчущую душу мою.

Иисусе, при устех двою свидетелей Тайну Преображения учеником Твоим открывый, воздыханьми неизглаголанными Святаго Духа воспламени хладную веру мою.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 5

Боготечней звезде в нощи возсиявшей, уподобися, Светодавче Господи, неизреченное осияние пречистыя Плоти Твоея, егда учеником спящим и нощи, уже ко утру приближающейся, Ты возносил еси Отцу Твоему на высоте горы премирную молитву Свою. Тогда просветися Лице Твое, яко солнце, и ризы Твоя быша блещащяся, белы зело, яко снег. Апостоли же от нашедшия Божественный силы убудившеся, увидеша Славу Твою, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины, и стояху трепетни, поюще Тебе: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше Апостоли Тя на Фаворе во образе человечестем сущаго, славою же Божественною Преобразившася и с Моисеом и Илиею о исходе Твоем беседующа, разумеша присносущную силу Твою и Божество под покровом плоти сокрываемо, и ужасни быша, послушающе глаголемых и наслаждающеся зрения Твоея Божественныя славы, юже толико видеша, елика телесных очес зрение их вместити можаше. С нимиже и мы поем Тебе таковая:

Иисусе, возсиявый учеником Твоим неизреченную и Богосиянную Славу Твою, возсияй в душах наших Свет Твой присносущный.

Иисусе, причастивый первостоятели закона и благодати премирнаго Света Твоего, причащением Того собери ум наш приснозаблудший.

Иисусе, сокровенную во плоти молнию Божества Твоего на Фаворе мало обнаживый, обнажи сокровенныя грехопадения в убогой совести моей,

Иисусе, несозданнаго Света Твоего лучами из Плоти Твоея Святую гору озаривый, озари свет заповедей Твоих во мрачней души моей.

Иисусе, Преображением причистыя Плоти Твоея просветивый мира концы, просвети и украси нас помраченных.

Иисусе, блистанием Фаворскаго Света Твоего очистивый, яко снег, твоя ученики, очисти и обнови нас потемненных.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 6

Видевше преблагостное и спасительное собеседование Твое, Христе Боже наш, со Моисеом и Илиею на горе Фаворстей, возрадовашеся зело ученицы Твоя: Петр, Иаков и Иоанн. Петр же гласом любве божественней исполненным рече: «Господи, добро сеть нам зде быти: аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии». Мы же недостойнии, не дерзаем прямо Тебе вопрошати, обаче смиренно о помиловании молим Тя и гласом трепетним вопием Ти: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия на Фаворе во знамение всей вселенней облак светел, Петру о сенях вопрошающу, откровение гласа Отеческаго возвещающ и Духа Святаго пришествие, и егда осени Апостолы, верх горы окружающе, тии паче убояшася и во облак со страхом вступивше, ощутиша Твое неприступное Божество, и со дерзновением многим возопиша к Тебе таковая:

Иисусе, Израиля древле столпом облачным в пустыне путеводивый, Сам и ныне путь во Царствие Твое нам укажи.

Иисусе, Апостолы Твоя во облаце светле на Фаворе осенивый, росою Духа Твоего Святаго нас осени.

Иисусе, во Храме нерукотвореннем Живый на небеси, храм световиден и сень пречистую покажи ми Твоего Божества.

Иисусе, скиний рукотворенных не восхотевый на земли, внутреннюю благообразную скинию Духа Твоего сотвори мя, во еже взыти на небеса.

Иисусе, одеяйся светом, яко ризою, облеки мя обнаженнаго в боготканныя ризы целомудрия и чистоты.

Иисусе, простираяй небо, яко кожу, одени мя острупленнаго в снегосветлыя одежды Твоея небесныя красоты.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 7

Хотя открыти сокровенную от века тайну Твоего, Христе, Божества, Отец Твой Небесный паки якоже прежде на Иордане во время Крещения Твоего, Богосыновство Твое возвести и тако гласом из облака бывшим свидетельствова, глаголя: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Того послушайте». Апостоли же от великаго ужаса крепости своея лишившися, падоша ниц на землю, вопиюще Тебе: Аллилуиа.

Икос 7

Новая видевше и преславная на Фаворе бывшая, Словесе Твоего, Владыко Господи, самовидцы и слуги, и глас Отеческий и шум из облака слышавше, ужасни быша и новым светолитием внезапу освещахуся, друг друга зряху, удивляющеся и к земли падше ниц, Тебе Владыце всяческих поклонишася, похвалы Тебе возсылая таковыя:

Иисусе, Образе Пресветлыя Ипостаси Отчия, преобрази мрачное и нечистое житие мое.

Иисусе, Славы Отчия Сияние, просвети падшую и во тьму воглубльшуюся душу мою.

Иисусе дивный и страшный во славе Божественнаго зрака Твоего, тлением растленный душевный наш зрак обнови.

Иисусе тихий, любви полный, неизреченною светлостию Плоти Твоея всю нечистоту плоти моея паче снега убели.

Иисусе, Свете Безначальный, во свете Твоем, на Фаворе явленном, Свет покажи нам Отца.

Иисусе, Свете неизменный, в незримом Свете Царства Твоего, Свет покажи нам и Духа.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 8

Дивно и странно явистася Тебе Моисей и Илия на Фаворе, Владыко Господи, начертание Божественныя Ипостаси видевше, и глаголаста о вольном страдании Твоем, священнолепно предстояще Тебе. Осенившу же их облаку светлу и гласу с небесе бывшу, взятся Слава Господня от видения ученик Твоих, взяшася же и пророцы во своя места, поюще Тебе: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси от вышних, Неисчетный Слове Божий, егда пречистая Плоть Твоя преображашася на Фаворе, но и от нижних никакоже отступил еси, егда отшедшим пророком и видению уже скончавшуся, Ты приступил еси к лежащим страха ради на земли Твоим учеником, и рукою коснувся их, глаголал еси им: «востаните, не бойтеся». Ученицы же, возведше очи свои и никогоже видевше, точию Тебе Единаго с ними сущаго, возрадовахуся зело и возблагодариша Бога, поюще Тебе таковая:

Иисусе, имеяй глаголы Живота вечнаго, всегда пребуди с нами во странствии земном.

Иисусе, насытивый нас зраком Твоего Божества, не остави нас сирых на служении Твоем.

Иисусе, прежде Креста Твоего Тайну вольнаго страдания уяснивый, подаждь нам всегда памятовати Твое нас ради истощание.

Иисусе, прежде еже умрети, нам славу Твою Показавый, подаждь нам всегда да разумети Твоея Плоти обожение.

Иисусе, образе непременный Сущаго, обнови в души моей вожделеннаго зрака Твоего образ и подобие.

Иисусе, печате равнообразная Отца, запечатлей во плоти моей неизреченныя доброты Твоея благообразие.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 9

Все естество смятеся, зря Твое преславное на Фаворе Преображение, Христе Спасе: Ангели, незримо предстояще, со страхом и трепетом служаху Тебе, небеса убояшася, подвижеся и трепетна бысть вся земля, видящи славу Господа, «гора Фавор, прежде мрачна и дымна», светлым облаком покрывашеся, «на нейже» пречистии «нозе Твои стоясте», ученицы же Твои, Господи, не терпяще зрети нестерпимаго зрака Твоего, повергоша себе долу на землю, лица покрывающе, дондеже Ты Сам, видению скончавшуся, воздвигл еси я, Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Икос 9

Витии суемудреннии, благодатиею непросвещеннии, не могут разумети Твоего преславнаго Преображения таинства, Господи. Сего ради, егда со ученики сходил еси с горы, дню возсиявати начинающу, Ты заповедал еси другом Твоим, да никомуже поведят видения бывшаго, дондеже по приятии страдания и смерти воскреснеши в третий день от гроба. И тии умолчаша, и никомуже возвестиша в тыя дни ничесоже от тех, яже видеша и слышаша, обаче точию в сердце своем вопияху Тебе сице:

Иисусе, во всего Адама оболкийся, очерневшее древле естество человече просвети.

Иисусе, во облаце, огни и мраце носимый, Твоею светлостию весь мрак душевный в нас потреби.

Иисусе, сиянием Божественного шума Апостолы Твоя усладивый, услаждай нас всегда глаголами Божественного Твоего откровения.

Иисусе, росодательным облаком ученики Твои Просветивый, просвещай нас всегда зарями преславнаго Твоего Преображения.

Иисусе, пречистыми ногами Твоими гору Фаворскую освятивый, направи нозе наша на присное служение Тебе.

Иисусе, с неповинными руками на гору Твою восходити повелевый, возбуди руце наши на молитвенное воздеяние горе.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 10

Спасти хотяй мир, на Фаворе преобразился еси нас ради, Господи, да сотвориши ны достойны уготованныя избранным Твоим небесныя славы и да преобразиши тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу Славы Твоея во общее всех воскресение и в безконечном Твоем Царствии, еже уготовал еси от сложения мира любящим Тя, в немже да сподобиши и нас, яко Моисея и Илию на Фаворе лицем к лицу лицезрети Тя и со всеми святыми воспевати Тебе вечную песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный! Вся твориши нашего ради спасения. Мене ради восприял еси плоть пречистую от Пресвятыя Девы Марии и в зраце раба пришел еси в мир сей. Такожде и преобразился еси на святей горе, не Себе угождая, не требует бо Свет просвещения, но нас ради осужденных, да нашу просветиши тьму и нас, во тьме седящих и среди сени смертныя, от сынов гнева в возлюбленныя чада Твоя да преобразиши. Сего ради благодарственно вопием Тебе таковая:

Иисусе, зрак рабий на Фаворе преобразивый, да нас из рабов греха чада Божия сотвориши.

Иисусе, даже до плоти Себе истощивый, да наше падшее естество с Собою преобразиши.

Иисусе, неизреченное благолепие Царства Твоего на Фаворе явивый, радость, мир и правду о Дусе Святе в нас утверди.

Иисусе, Божественным блистанием плоти Твоея всю тварь обоживый, обожением плоти во Втором пришествии Твоем нас обнови.

Иисусе, огнь Божества Твоего на Фаворе явивый, огнем невещественным грехи моя попали.

Иисусе, сладчайшею беседою Твоею тамо ученики Своя напитавый, Святыми Тайнами Твоими гладную душу мою освяти.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 11

Пение всеумиленное приношу Ти недостойный, Твоего Преображения совершая светлое торжество и вопию Тебе: высоту небеснаго жития и славы присносущныя Божественное сияние даруй ныне рабом Твоим, сердцем же чистым сподоби нас мысленно взыти на гору святую Твою, видети разумными очесы преславное Преображение Твое, да светло воспоем Тебе: Аллилуиа.

Икос 11

Свет Сый Неприступен и Света Податель, Иисусе, Безначальный и Присносущный Свете, Свет Твой в мир принесл еси, егда с пречистою плотию Твоею вшел еси на гору Фаворскую и тамо Несозданный и Божественный Свет явил еси учеником Твоим, Славы Отчия показуя образ. Сего Света Твоего преестественнаго причастники быти желающе, из глубины души вопием Тебе таковая:

Иисусе Христе Свете Истинный, помыслы добрыми душу мою живи во вся дни земнаго странствия моего.

Иисусе Царю, Свете Безначальный, угасший светильник души моея паки возжги до дне скончания моего.

Иисусе, Свете тихий, живот даяй, свет и живот низпосли души моей в час ужасный смерти моея.

Иисусе, Свете Святый, светяй и горяй, из огня неугасимаго и тьмы кромешныя изхити мя тогда.

Иисусе, Сладчайший и Святейший Свете, к свету небеснаго чертога Твоего среди горьких мытарств воздушных проведи мя.

Иисусе, солнца всякого Светлейший Свете, во светлостях святых Твоих в невечернем дни Царствия Твоего просвети мя.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 12

Благодать Твою подаждь мне, Иисусе Боже мой, юже на Фаворе даровал еси избранным учеником Твоим Петру, Иоанну и Иакову, и приими нас, якоже оных, да облеченнии силою Твоею свыше и Духом Святым просвещеннии, сердце же чисто имущи и дух обновлен, взыдем на мысленный Фавор, восходяще от силы в силу, наипаче же в посте и молитве подвизающеся, в целомудрии же и в чистоте пребывающе, и тамо да воспоем Тебе: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще пречистыя Плоти Твоея преславное Преображение, прославляем Божественную Славу Твою на Фаворе явленную, поклоняемся присносущней Силе Твоей и Божеству, Егоже зарю малую тамо обнажил еси, Христе, и веруем с Петром, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, тем же и вопием с ним из глубины души: добро нам зде быти с Тобою. Сего ради не посрами нас в Тя право верующих, обаче немощных и плотию обложенных и покрый нас Светом Богосиянныя Плоти Твоея, с любовию зовущих Тебе сице:

Иисусе, Солнце Незаходимое, на Фаворе возшедшее. Твоим Божественным сиянием осияй мя,

Иисусе, Свете несокрываемый в Преображении явленный, Твоея благодати причащением согрей мя.

Иисусе, Храме Предвечный Небеснаго Иерусалима, в скинию Божию с человеки всели мя.

Иисусе, Цвете Благовонный Рая Всесвятаго, небесными ароматами святыни и чистоты облагоухай мя.

Иисусе, Огню чистительный, небо и землю от всякия скверны очистити хотяй, от скверны плоти и духа очисти мя.

Иисусе, Каменю вседрагий, Горний Сион вместо солнца красотою Божественною освещати имеяй, от зрения иныя красоты паче Тебе избави мя.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 13

О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе, на Фаворе Божественною славою просиявый! Приими ныне малое моление сие наше, и якоже приял еси от ученик Твоих на святей горе поклонение, тако и нас сподоби преславному Преображению Твоему поклонитися, во свете добрых дел сияюще, да просветится Тобою тьма греховная в нас живущая, и да явимся достойны быти наследники безконечнаго Царствия Твоего на небеси, идеже со всеми святыми сподоби и нам воспевати Тебе: Аллилуиа. (Трижды).

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва Преображению Господню

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

azbyka.ru

Попразднство Преображения Господня на нашем приходе

В субботу 20 августа, в попразднство Преображения Господня, в праздник свят. Митрофана, епископа Воронежского, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В субботнем евангельском чтении рассказывалось о совершенном Господом Иисусом Христом чуде умножения хлебов и рыб: «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские». (Мф. 15: 32-39). После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Милосердую о народе сем, яко уже дни три приседят Мне и не имут чесо ясти: и отпустити их не ядших не хощу, да не како ослабеют на пути». Христос Спаситель этими словами обращается к Своим ученикам, говоря им о том, как устал народ, который три дня следует за Ним, пребывает с Ним, питается Словом Божьим и нуждается в насыщении телесном. И ученики недоумевают, как насытить в пустыне множество народа.

И Христос спрашивает, сколько у них есть хлеба, чтобы дать людям. И они говорят, что только семь хлебов и несколько рыбок. И снова Господь творит чудо умножения хлебов, насыщает людей и телесной пищей.

И ученики, видя Христа Господа, Который не только насыщает душу, но и тело, с радостью великой смотрит на проповедь Христа Господа и радуются тому, что они пребывают со своим Учителем, не имеют нужды ни в чем, что Господь их питает.

И действительно, когда мы питаем наше сердце словами вечной жизни, наше сердце становится насыщенным этими благами вечности. И человек, который имеют душу спокойную, в Господе пребывающую, также и тело насыщает более спокойно, даже среди многих трудностей. Именно к этому Господь нас зовет этим чудом, чтобы мы больше думали о небесной пище и, насытив свою душу небесной пищей, мы всегда найдем пищу телесную.

Особенно сейчас, когда мы празднуем дни попразднства Преображения Господня, мы благодарим Преобразившегося на Фаворе Господа за это насыщение наших душ Евангелием, которое является светом неизреченным, который ученики видели на Фаворе, когда преобразился Христос Господь, когда Его лицо засияло, как солнце, и одежды стали белыми, как свет.

Это то, что насыщает человека, то, что дарует его сердцу истинную сытость. Ученики, которые были на Фаворе, прочувствовали это. Когда апостол Петр сказал: «Господи, добро нам зде быти, построим три кущи и останемся здесь», он сказал это потому, что сердце его было полно радости и сытости этим светом Божественной славы.

Это то, что насыщает человека. Когда человеческая душа не насыщается светом Божьей благодати, а человек насыщает только свое чрево, каким он становится несытым! И сколько бы он ни насыщал свое чрево, он всегда не сыт. А душа человеческая, которая насыщает свое сердце вечными благами, светом Божьей милости, настолько сыта, что ни в чем не нуждается, даже если переживает телесные трудности. Господь ее питает, питает и человеческое тело.

Но насколько легче человеку, насыщенному вечными благами, питать свое тело, когда он чувствует сытость своего сердца! Он обходится тогда даже самым малым питанием своего тела и не нуждается в большем, он сыт. Но когда душа не сыта, все происходит наоборот: человек не может насытиться и мучается.

Мы празднуем сегодня память святителя Митрофана, епископа Воронежского, и поем ему в тропаре, что он «в светлости святых воссиял светлее, чем солнце», потому что знаем из его жития, как он жил и проповедовал Слово Божье, насыщая себя вечными благами и довольствуясь самым малым. Он искал сытости своего сердца, это же нес людям и насыщал их сердца. Но к этому он пришел через воздержание, как мы поем в сегодняшнем кондаке, — «воздеражнием тело духу поработив».

То есть, когда человек насыщает душу свою светом Христовой благодати, он тело свое укрощает и не нуждается во множестве пищи, а обходится самой простой и незначительной. Как хорошо человеку, когда радостна его душа, когда он славит Бога, когда он следует заповедям Божиим, питается только по нужде своего тела и не думает об этих насыщениях тела разными яствами!

Преображение Господне, которое мы празднуем, наше созерцание Преобразившегося Господа, — это призыв нашим сердцам насытить их благодатью Божией, чтобы радоваться тому, что Господь нам дарует. И действительно, когда полно наше сердце благодатью Божьей, мы переносим все трудности спокойно, с надеждой на Бога, совершенно не чувствуя тяготы этих трудностей.

В этом Преображение, в этом Евангелие Господне, — чтобы дать нашим душам эту пищу, которая помогает человеку всегда быть сытым. Как были сыты эти люди, которые три дня ходили за Господом, были с Ним, ничего не ели. И Господь умножает семь хлебов и несколько рыб, и их кормит.

Это становится действительно чудесным. И как чудесна жизнь человека, если он пребывает с Богом и в Боге, как его сердце радуется, прежде всего, свету Божьей благодати, который пронизывает все естество человека и дарует ему уже здесь, на земле, чувство вечной жизни!

milano.cerkov.ru

Божественная литургия в Попразднство Преображения Господня, день памяти святителя Митрофана, епископа Воронежского

Увеличить

20 августа 2019 года, в Попразднство Преображения Господня, день памяти святителя Митрофана, епископа Воронежского епископ Кудымкарский и Верещагинский Никон совершил Божественную литургию в Свято-Никольском кафедральном соборе г. Кудымкар.

Его Преосвященству сослужили: настоятель Свято-Никольского кафедрального собора г. Кудымкар священник Сергий Пийтер, клирики Свято-Никольского кафедрального собора г. Кудымкар иеромонах Гавриил (Мухотин), диакон Евгений Старцев.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

О всеоружии Божием (Еф. 6, 10–12) 

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 10–12). 

Наша брань не против крови и плоти, то есть не против людей, но против начальств, против властей. Против каких начальств, каких властей? Конечно, не о тех властях, которые управляют государством, совсем о других начальствах говорит святой апостол Павел, как сам тут же поясняет: «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных», против бесов, против ангелов сатаны, ибо их поистине можно назвать мироправителями тьмы века сего. Всякая тьма, которую видите в жизни человеческой, это дело их рук, это дело того князя, господствующего в воздухе, о котором в другом послании говорит св. апостол Павел. А кто этот князь, господствующий в воздухе? Это сам сатана, это диавол. Господствует он над огромным множеством сердец. И вот именно против него, против его ангелов тьмы, против духов злобы поднебесных велит нам св. Павел укрепиться Господом и могуществом силы Его. Сами мы не в силах, совсем не в силах бороться с этим страшным князем, господствующим в воздухе. Если бы были предоставлены своим собственным силам, то пали бы мы от злобы его. Только тогда можем бороться, если укрепимся «Господом и могуществом силы Его». Нам надо облечься «во всеоружие Божие, чтобы... можно было стать против козней диавольских». Только тогда, когда облечемся во всеоружие Божие, когда не на свои силы будем надеяться, только тогда устоим против козней его. А какие это козни его? Это все то, чем стремится он погубить нас, отвлечь от веры в Бога, отвлечь от пути спасения, указанного нам Господом Иисусом Христом. Он и его ангелы, духи тьмы, только тем и заняты, чтобы нас губить. Против всех людей, а в особенности против нас, христиан, строит он козни, чтобы погубить нас. Никого из нас не оставляет в покое. Ко всем нам посылает своих бесов, чтобы они нас направляли на путь погибели, на путь служения своим похотям и страстям, на путь нечестия и даже богохульства. Это сильные, опасные и страшные враги. А разве не понимаете вы, что всякий враг тем опаснее, чем менее думаем о нем, чем менее следим за ним, чем менее замечаем его. И, напротив, он тем бессильнее, чем строже, чем более неутомимо всегда следим за ним, за всеми его кознями, за всеми действиями и начинаниями, направленными на нашу погибель. А как бесчисленно много людей, никогда не помышляющих о князе, господствующем в воздухе! И не только не помышляющих, но даже не верящих в его существование. Ибо все те, кто не верит в Бога, конечно, не верят и в диавола, в его существование; нисколько не заботятся о его нападениях; нисколько не остерегаются его страшных слуг. А этого ему только и надо, ибо если человек беспечен и в Бога не верует, о сатане ничего знать не хочет, то такой несчастный становится весьма легкой добычей его, ибо враг незамеченный – самый опасный враг. И всякая несчастная женщина, до мозга костей лживая и похотливая, и всякий несчастный мужчина, пьяный часто, если не всегда, становятся легкой добычей бесов, духов злобы поднебесных. Им ничего не стоит таких погубить окончательно. А есть и такие несчастные, которые всю жизнь проводят в преступлениях, в разбоях, в грабежах и кражах, в блуде и прелюбодеяниях, которые никогда не помышляют ни о Боге, ни о диаволе. Об этих сатане не стоит и заботиться: они уже сами погубили себя. Они настолько увязли в грехах, что не надо их соблазнять, наталкивая на грех. О таких забот у диавола немного, ибо они самая легкая его добыча. А что сказать о нас, христианах, которые в Бога веруют, которые не сомневаются в существовании диавола и бесов, которые слышали и помнят слова апостола Павла о князе, господствующем в воздухе, – что скажу о них? Их искушают бесы повседневно, их толкают и на блуд, и на сребролюбие, и на тщеславие, их толкают на служение своим страстям и похотям. И если не будут такие несчастные бдительны, если не будут помнить, что враг всегда готов погубить их – то горе им. А таких большинство. Есть еще и третьи: есть великие подвижники благочестия, святые отшельники, проводящие всю жизнь в постоянной молитве, умерщвляющие плоть свою в помыслах о Боге, о законе Его. Вот эти всего страшнее для диавола и для ангелов его: их нельзя соблазнить так, как соблазняют людей легкомысленных, беспечных, погрязших в суете мира, тех, которые только изредка, изредка вспоминают о Боге, мало молятся, никогда не постятся и храмов Божиих чуждаются. Вот с этими могучими воинами Христовыми диаволу и бесам его труднее всего. На нас, слабых и беспечных, бесы нападают исподтишка, незаметно для нас, им не трудно нас бороть, толкать на путь порока. А со святыми, с теми, которые жизнь посвятили Богу, им очень трудно. Слабых и беспечных из нас бесы поборают весьма малозаметно для нас. Нам они никогда не являются, мы их не видим, не знаем, не знакомы с ними. Не то, совсем не то со святыми, с великими подвижниками добра. Для них оставаться незамеченными ни бесы, ни сам диавол не могут, ибо они самым неустанным образом следят за своим сердцем, за всем, что всевают диавол и ангелы его в сердца их. Они умеют очень тонко различать все хитрости диавола, и ему просто и легко их не побороть. Он старается обычно побороть их не низшими страстями, а страстями высшего порядка: он губит их иногда гордостью духовной, тщеславием, самопревозношением и честолюбием. Но что ему делать тогда, когда святые не поддаются и на эти его соблазны, очень тонкие, опасные – что делать?! Тогда приходит он в ярость и как неприятель, идущий на город, если поймет, что замечен, что напасть неожиданно не удастся, отлагает всякую скрытность и устремляется в бешеном порыве, так поступают и бесы со святыми. В житиях святых, которые, вероятно, многие из вас читали, часто повествуется, как бесы открыто и бесстыдно нападали на святых. Они нападали открыто, как неумевшие укрыться от их зорких взглядов, переставали прятаться, сбрасывали личину, являясь в своем подлинном бесовском виде. Они нападали, принимая вид диких зверей, готовых поглотить отшельника; гадов ядовитых, страшных чудовищ, наводя на них страх и ужас. Так поступали они с весьма многими, и монахами, и отшельниками, и древними, и относительно не очень далекими от нас. Свыше 400 лет тому назад жил преподобный Нил Столбенский. Это был один из великих преподобных, и в житии его читаем, как открыто, как бесстыдно напали бесы на его отшельническую келию. Но есть у бесов по отношению к великим праведникам и другие способы нападения: они нападают не сами, а посылают своих слуг из людей. Так было со многими святыми, так было и с преподобным и богоносным отцом нашим Серафимом Саровским, на которого, по наущению диавола, напали разбойники, смертным боем били, изувечили, переломали ребра и проломили череп. Это одно из ухищрений диавола. Так разнообразны пути, по которым идут бесы, стремясь погубить нас. Начиная от легкого, никакого труда не представляющего нападения на беспечных, на неверующих, они прибегают ко все более и более тонким и хитрым приемам уловления нас в свои сети. Вот о какой брани против духов злобы поднебесных, против начальств, против властей, против миродержителей тьмы века сего говорит апостол Павел. Он говорит, что в борьбе с ними для защиты нам надо облечься во всеоружие Божие. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6, 13). Как воин, идущий в сражение, надевает броню, берет щит, шлем и меч, так и каждый из нас должен всегда быть во всеоружии Божием. «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, – станьте смело против этих окаянных бесов, станьте, препоясавши чресла ваши, вместо воинского пояса, истиною Христовой, – и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6, 14–15). О, только те, кто полон праведности, у кого много, много добрых дел и духовных подвигов, одеты в эту броню, столь страшную для бесов. Не войну, не кровопролитие, не насилие провозвещая, а мир, святой Божий мир, апостол Павел говорит в послании Римлянам словами великого пророка Исаии: «Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10, 15) – даже ноги их прекрасны. А теперь, когда так мало мира на земле, когда готовится третья небывалая по жестокости и ужасам война, нам, христианам, надо как нельзя более обуть ноги наши в готовность благовествовать мир, нужно восстать всеми силами души против тех интервенций, против тех агрессий, которые терзают так страшно вовлеченные в борьбу народы. О, как теперь в особенности надо, чтобы везде и всюду было явно, что только о мире мы помышляем, что мы ненавидим всем сердцем войну, кровопролитие, истребление людей. «...а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого...». Раскаленные стрелы пускают в сердце наше бесы непрестанно и ранят и губят множество человеческих сердец. А нам дан щит, крест Христов, ибо с ним получаем мы власть противостоять и диаволу, и бесам. И эту власть явим тогда, когда будем воодушевлены глубокой верой в Бога и беспредельной любовью ко Христу. Пред этим щитом трепещут окаянные бесы, трепещет и их глава – сатана. «...и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 16–17). Наденьте шлем, духовный шлем – не от пуль, не от осколков бомб защищающий шлем стальной, а шлем надежды на спасение, шлем надежды, что Господь с нами и дал нам силу и власть поборать диавола. А что это за меч, не стальной, не обоюдоострый, а меч слова Божия? Какова его сила? Вот что говорит св. Павел: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Словом Божиим, этим страшным для врага мечом можем мы творить чудеса. Слово Божие так бесконечно сильно, так действенно, так глубоко проникает в сердца людей, умеет так потрясать их, что иногда внезапно человек, погрязший во грехах и нечестии, вдруг преображается, пораженный силой слова Божия. Вот видите, какое всеоружие дал нам Бог для защиты от козней диавола. Видите, что не оставляет нас Бог в доброделании, видите, что получили мы броню праведности, шлем спасения, щит Божий и меч духовный – слово Божие. Так что же, неужели не используем это святое всеоружие, неужели будем беспечны, не постараемся приобрести его?! А как его приобрести? Только одним способом: верою и молитвою к Господу Иисусу Христу, неустанным упражнением в добродетелях, которые предписаны в его святом законе; непрерывным памятованием об этой защите, стремлением всегда, всегда, изо дня в день сотворить, соблюсти все Его заповеди. Тогда и только тогда получим всеоружие Божие, тогда будем не одни: вместе с нами против духов злобы поднебесных, против миродержителей тьмы века сего будет сражаться Сам Господь наш Иисус Христос. Ибо для того и взошел Он на крест, для того и пролил Кровь Свою пречистую, чтобы дать нам это всеоружие Божие. Тягчайшему наказанию подвергнемся, если не будем почитать за святыню Кровь Христову, которой мы спасены и освящены. Да не будет этого ужаса ни с кем из нас! Да будет нам в повседневной борьбе нашей с духами злобы поднебесными помощью Сам Царь и Бог наш Иисус Христос, Ему же слава и держава с Безначальным, Пресвятым Его Отцом и Святым Духом.

Аминь. 

21 января 1951 г.

ВСЕ ФОТОГРАФИИ ДОСТУПНЫ ПО ССЫЛКЕ:

Информационная служба Кудымкарской епархии

Смотрите также