Пост после яблочного спаса


Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий? / Православие.Ru

    

– Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

– Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.  

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

    

– Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

– 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников. Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

    

– Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

– Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

    

– И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

– Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше. Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

– Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

– Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, – читаем мы в Священном Писании. – Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

pravoslavie.ru

Успенский пост 2019: когда начинается, что можно и нельзя есть, Медовый и Яблочный спас

Для православных христиан начинается Успенский пост — последний летний многодневный православный пост, который учрежден в память Успения Богородицы.

Когда начинается и заканчивается Успенский пост

Успенский пост начинается 14 августа, в день, когда отмечают Медовый спас, и завершается 27 августа, в канун праздника Успение пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа.

Успенский пост: что можно и что нельзя есть, календарь питания

Как и в другие посты, под полным запретом мясное и молочное, а также яйца. Запрещены также рыба и морепродукты, за исключением праздника Преображение Господне (Яблочный спас), который отмечается 19 августа.

В понедельник, среду и пятницу по самому строгому монастырскому уставу предписано сухоядение (овощи, фрукты, орехи, сухофрукты, мед). В понедельник, 19 августа, в честь праздника Преображение Господне (Яблочный спас) разрешены рыба и морепродукты.

Во вторник и четверг разрешена горячая постная пища без растительного масла.

В субботу и воскресенье разрешена горячая постная пища с растительным маслом, а также вино.

Медовый и Яблочный спас

Успенский пост начинается с праздника — Медового спаса, который отмечается 14 августа. В этот день в храмах освящают мед нового урожая, а также свежие фрукты и овощи. Во время поста православные стараются употреблять в пищу именно освященные дары природы.

В праздник Преображение Господне (Яблочный спас) принято освящать виноград, яблоки и другие плоды, которые затем разрешено употреблять в пищу во время поста.

Завершается Успенский пост накануне праздника Успение пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа.

Кому нельзя поститься

Строгий пост не рекомендован людям с хроническими заболеваниями, а также беременным и кормящим женщинам и грудным детям. Всем остальным пост не противопоказан, поскольку в это время в изобилии свежие фрукты, овощи и ягоды.

riafan.ru

Яблочный спас в 2020 году какого числа ☆ Успенский пост 2020 когда

Какого числа Успенский пост 2020  Когда яблочный спас  2020 год: медовый, ореховый спасы  Питание в Успенский пост  Можно ли играть свадьбу в пост?

Успенский пост – самый короткий, но самый строгий в церковном календаре. Начинается он из года в год в один и тот же день: 14 августа и продолжается ровно 2 недели – по 27 августа

Этот пост, как и все остальные многодневные посты, является подготовкой души верующего человека к православному празднику, в данном случае – к празднику Успения Пресвятой Богородицы.

На Руси этот пост называется по-разному: Госпожинки, Спасовка, Спожинки. Если о происхождении названия Спасовка можно догадаться: 14 августа, приходящееся на первый день Успенского поста, считается Медовым Спасом, 19 августа отмечается Спас Яблочный, а 29 августа празднуется Ореховый или Хлебный Спас.

Церковный календарь формировался независимо от сельскохозяйственного. Но, тем не менее, параллели наблюдаются часто, и традиция освящать дары природы в церкви, уходящая своими корнями вглубь веков, жива по сей день.

Так слово «спожинки» происходит от слова «пожинать» – ведь праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая. Впоследствии «спожинки» превратились в «госпожинки», как синоним слова «Богоматерь» – «Госпоженка».

О питании в Успенский пост

Несколько слов о том, что можно, а чем нельзя питаться в дни Успенского поста. Понедельник, среда и пятница – сухоядение, это значит, что в пищу можно употреблять только сырые овощи и фрукты, сухой пресный хлеб, орехи, мёд и воду.

Во вторник и четверг позволительна горячая пища без масла. В субботу и воскресенье можно добавить в свою пищу немного растительного масла. А вот 19 августа большой церковный праздник – Преображение Господне. В этот день можно есть рыбу.

С чем ассоциируется Успенский пост?

Он самый строгий и самый короткий. Мёд, яблоки, Преображение Господне, праздник Успения. Вот, пожалуй, и всё, что известно нам, простым мирянам, об этом посте. Тем интереснее узнать, что этот пост появился позже других многодневных постов в церковном календаре, во время Крещения Руси его ещё не было, а установился он едва ли не после татаро-монгольского ига. Велось также много споров о его продолжительности и строгости.

Любопытный факт: первые упоминания об Успенском посте относятся к 10-11 векам, однако сам праздник Успения отмечался уже начиная с 5 века. И традиция готовиться к большим церковным праздникам посредством поста возникла очень рано. «Был Успенский пост, и потому никого в доме не удивило моё намерение – говеть в это время».

Это строки из повести Л. Толстого «Семейное счастье». Дело в том, что в то время этот пост соблюдался далеко не всеми, говеть в эти дни считалось необязательным.

А вот в допетровской Руси к посту отношение было чрезвычайно строгим. Это-то однажды и уберегло псковичей от самодурства Ивана Грозного. Кровавый царь приехал в Псков, дабы отобрать у народа последние вольности, а его встретил юродивый с куском мяса в руках.

Следует напомнить, что дело происходило в феврале – как раз во время Великого поста. Юродивый предложил царю отведать скоромного. Царь отказался, мотивируя свой отказ постничеством. На что получил достойный ответ: «А что же ты пьёшь кровь человеческую в пост?» Иван Грозный после этих слов город не тронул.

О свадьбах в Успенский пост

Известно, что в любой пост на Руси свадьбы не справлялись, Успенский пост – не исключение. В «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского говорится, что Лужин «хочет сыграть свадьбу в нынешний мясоед, а если не удастся, по крайности срока, то тотчас после госпожинок».

Но в современном светском обществе по статистике именно на август, последний летний месяц, приходится самое большое количество бракосочетаний. Каждый сам решает – придерживаться православных традиций или нет. В любом случае: Ангела Хранителя всем новым семьям! Автор: Юлия Белоусова

Просмотров всего 6 900 и сегодня 1

podarit-prazdniki.ru

Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?

- Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т. н. трёх Спасов. Многие православные  верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а  что категорически плохо в этих традициях?

- Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу.

Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких.

Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

- Например, на первый Спас, Медовый или Маккавей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

- 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.

Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

- Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

- Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься,  почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

- И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах... Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

- Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.

Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

- Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28:11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3:16).

Беседовала  Наталья Горошкова

Источник: Православная жизнь

Комментарии

ruskline.ru

Успенский пост в 2018 году: сроки, календарь питания по дням, Медовый и Яблочный спас

У православных начинается Успенский пост, самый короткий из всех постов и последний летний многодневный. По строгости Успенский пост, который в 2018 году начинается 14 августа янтарным Медовым спасом и завершается 27 августа, когда верующие будут отмечать праздник Успения Божией Матери, сравнивают с Великим постом.

С чем связано появление Успенского поста и как правильно питаться в это время?

История появления Успенского поста

Успенский пост связан с последними днями жизни на Земле Богородицы. Согласно преданиям, Богородица, узнав точный день, когда ей придется покинуть этот мир, последние дни земной жизни провела в усиленных молитвах. Также она соблюдала пост, хотя была святой и непорочной и не имела в этом нужду, но Богородица делала это за простых смертных. В этой связи православные подражают тому образу жизни, который вела в последние дни на Земле Богородица – постятся и воспевают ее. Говоря об истории и значении Успенского поста, священники особенно подчеркивают, что его главный смысл – это подражание подвигу Богородицы.

Успенский пост: сроки, Медовый и Яблочный спас

Самый короткий летний пост длится всего две недели. Его начало совпадает с популярным на Руси праздником – Медовым спасом, который ежегодно отмечают 14 августа. А завершается Успенский пост ровно через две недели, 27 августа. В конце первой недели поста, а точнее 19 августа,  верующие отмечают еще один важный праздник - Преображение Господне. Евангельский эпизод описывается так: Иисус Христос взял с собой для молитвы трех ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и явил им свое Божественное величие. Но тут же запретил своим ученикам упоминать о том, что они увидели, вплоть до своего воскрешения.

Также на 19 августа выпадает традиционный на Руси народный праздник - Яблочный спас. Главное действие этого дня - освещение нового урожая. Считалось, что после Яблочного спаса природа начинает поворачиваться на зиму, появляются холодные росы и отцветают розы. Люди начинали сбор урожая и вели подготовку к зиме. В этот день ласточки и стрижи начинали улетать в теплые края.  

Завершает Успенский пост праздником Успения Пресвятой Богородицы, который выпадает на 28 августа. Этот праздник в православной традиции относится к разряду 12 главных религиозных торжеств, так называемым двунадесятым праздникам.

Календарь питания по дням в Успенский пост

Всем, кто намерен соблюдать Успенский пост, необходимо помнить, что по строгости он сопоставим с самым продолжительным Великим постом. На протяжении двух недель – с 14 по 27 августа – для постящихся под запретом находятся мясные и молочные продукты, а также все блюда из рыбы. Правда, небольшое послабление все же будет в праздник Преображения, когда верующим, которые соблюдают пост, разрешено употреблять в пищу рыбные блюда.

Согласно календарю питания по дням недели в Успенский пост по дням недели, в понедельник, среду и пятницу можно употреблять в пищу исключительно сухую пищу (так называемое сухоядение). По вторникам и четвергам допускается вареная еда, но приготовленная без добавления масла. В субботу и воскресенье в блюда можно добавлять масло, разрешается также небольшое количество вина. До наступления праздника Преображения Господня верующим не рекомендуется употреблять в пищу виноград и яблоки. 

Автор: Татьяна Ленская

rueconomics.ru

Яблочный Спас 2017 и Преображение Господне: дата, история и традиции праздника

Церковный календарь августа богатый на религиозные праздники. Именно поэтому на форуме UAUA.info наши любимые читательницы часто интересуются, когда начинается Яблочный Спас в 2017 году. Этому вопросу мы и посвятили наш материал.

Итак, из статьи вы узнаете:

  • какого числа Яблочный Спас
  • Яблочный Спас: история праздника
  • какой пост перед Яблочным Спасом

19 августа — Яблочный Спас, один из самых больших релиозных праздников православных христиан. Но в этот день также отмечают и другой не менее важный в истории праздник Преображение Господне. Отметим, что дата Яблочного Спаса известна заранее и не меняется, в отличие от Пасхи, к примеру, поэтому 19 августа — всегда выделено красным цветом на православном календаре.

яблочный спас праздник история

Праздник Яблочный спас уходит своими корнями в библейские времена. Это популярное в народе название важного церковного праздника, именуемого Преображением Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Известно, что Преображение Господне входит в список 12 наиболее значимых православных праздников. Есть мнение, что Второй спас, спас после Медового Спаса, пришел на смену дохристианскому празднику сбора яблок. Раньше верили, что до 19 августа яблок были незрелыми и несъедобными. Только освятив у алтаря сочные фрукты, можно их было употреблять.  

Что касается Преображения Господня, то ровно за 40 дней до распятия Христа, Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им свое предназначение.

Обычно празднование Яблочного Спаса включает в себя церковную литургию, освящение плодов, а затем праздничные народные гуляния с обыгрыванием яблок. Также отвечаем на популярный вопрос о том, что надо на Яблочный Спас святить в церки. Естественно, это яблоки в первую очередь. Тажке соберите с собой разные плоды – груши, виноград, сливы, персики, можно овощи

Пост перед Яблочным Спасом

Перед Яблочным Спасом начинается Успенский пост. Это также строгий пост, поэтому прием пищи соответственный. Для тех, кто спрашивает, можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса, отвечаем, что только после освящении в церкви 19 августа. До этого времени не рекомендуется. Кстати, были и вопросы о замужестве, а именно: можно ли выходить замуж на Яблочный Спас. Специалисты считают, что свадьба в Яблочный Спас — одна из таких положительных примет, сулящих долгую и счастливую семейную жизнь. Поэтому бояться не стоит.

Читай также: Три самых яблочных пирога к Яблочному Спасу 2015

Читай также: Рецепт недели. Медовые яблоки с сухофруктами и мороженым

Читай также: Как похудеть после родов. Яблочная диета к Спасу 2015

можно ли есть яблоки до яблочного спаса

www.uaua.info


Смотрите также