Рождение пресвятой богородицы икона


Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»: значение, в чем помогает

Пресвятая Богородица пользуется особым почитанием в православном христианстве. На данный период существует немало вариантов икон рождества Богородицы, где изображается дева Мария во младенчестве и благочестивые Анна и Иоаким. Празднование рождества Богородицы имеет существенное значение, включен в двунадесятые праздники ведь благодаря именно этому событию смог воплотиться и Спаситель на земле.

История Пресвятой Богородицы

На протяжении многих лет чета Иоакима и Анны не имела детей. Они проживали в относительно небольшом городе Назарете. Вообще, об этом городе отзывались не особенно почтительно, как считалось, из Назарета не может быть ничего хорошего.

Иоаким и Анна были набожными людьми и достаточно зажиточными, но при этом соблюдали благочестие. Иоаким был из рода царя Давида, а Анна относилась к священническому роду. Они были уважаемы другими людьми, только одного им не хватало – ребенка.

В те далекие времена ребенок считался благословением, а отсутствие такового, соответственно, было чем-то наподобие кары. Поэтому некоторые люди считали чету в чем-то провинившейся перед Всевышним. В итоге Иоаким отправляется в пустыню для того чтобы поститься 40 дней, Анна молится в саду и оба получают знамение от Господа и отправляются в Иерусалим, именно там они и встретились как было сказано в знамении.

Эти благочестивые люди были избраны для того чтобы помочь спасению человечества. Анна зачала и родила Деву Марию. Согласно принятому сейчас положению в православии, родилась Мария в Назарете, а не в Вифлееме.

Как выглядит икона «Рождество пресвятой Богородицы»

Как правило, на иконе Рождества Пресвятой Богородицы изображается сама дева Мария в виде совсем маленького младенца и Анна, которая возлежит на ложе. Также часто на одной и той же иконе располагается и второй сюжет, где Иоаким и Анна сидят близко друг к другу и держат на руках младенца – только родившуюся Божью матерь.

Интересным аспектом практически на каждой иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» является соотношение размеров фигур. Анна и Иоаким практически всегда пишутся крупными, есть даже такие варианты, где Анна занимает большую часть полотна иконы. Так или иначе, этим фигурам дается больше всего пространства, и величина фигур подчеркивает значимость. Прислуга, которая купает родившуюся Марию и подносит Анне пищу, имеет средний размер.

С другой стороны мы видим миниатюрную фигуру Марии, и такой вариант изображения не просто передает образ младенца. Также на символическом уровне указывается на одну из главных добродетелей Богоматери – смирение. Тут прослеживается и аналогия с иконами рождения Христа, где Спаситель тоже пишется небольшого размера.

Значение иконы рождества Богородицы

Весьма любопытным является факт того, о чем обращаются к иконе «Рождество Пресвятой Богородицы». Чаще всего молитвы перед ней возносят для того, чтобы вернуть отвратившихся от веры или вразумить заблудшие души.

Казалось бы, какой тут может быть смысл? Однако пример Анны и Иоакима указывают на силу крепкой веры. Они не имели детей, но твердо веровали и в итоге зачали не просто чадо, но великую деву, которая дала надежду всему человечеству.

Благоверные всегда уповали на Господа и были вознаграждены за собственные искренние молитвы.

Именно поэтому этот образ может быть ярким примером того как людям следует придерживаться собственной веры

Кстати говоря, следует отметить интересный факт о зачатии святой Марии, который указывает на различие двух основных христианских ветвей. Сами сведения о рождении Марии не содержатся в Евангелии, но есть в апокрифе от Иакова. При этом никаких сведений о непорочном зачатии девы Марии нигде не указывается.

Тем не менее, в середине 19 века католическая церковь признала зачатие самой Марии непорочным. Православная традиция придерживается изначальных канонов, то есть зачатие Марии считается самым простым, хотя и сама дева является безгрешной, природа ее является тварной. Только сама Мария смогла зачать непорочным образом от Духа Святого.

Подобное расхождение также существует и относительно города рождения, ведь в других традициях часто указывается на рождение в Иерусалиме. В православии все-таки указывается на рождение в Назарете и для этого тоже имеются существенные аргументы.

Молитвы иконе рождества Пресвятой Богородице

Молитва первая Рождеству Пресвятой Богородице

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не уб­лажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согреше­ний, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвы­силась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно про­сим: умоли Сына Твоего и Бога наше­го даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим по­лезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты не­постыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, без­бедное шествие на страшных мытарст­вах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде Благословение, н, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас тойже

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рожде­стве Твоем. То празднуют и людне Твои, вины прегреше­ний избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Бого­родицу и Питательницу жизни нашея.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

omolitvah.ru

Иконография Рождества Пресвятой Богородицы: иконы, мозаики, фрески

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы возникло в Церкви около VII века. Известно, что в западной части христианского мира это празднование было установлено святым Сергием, папой Римским (687-701 гг.).

Как правило, иконография праздника начинает формироваться вскоре после появления церковного празднования. Однако, в VIII — начале IX веков Восточная Церковь переживала трагический период борьбы с ересью иконоборчества, во время которого создание новых иконографических сюжетов было практически невозможно. Очевидно, поэтому первое дошедшее до наших дней изображение Рождества Богородицы — фреска одного из храмов в Каппадокии — относится к IX веку.

Источником при создании произведений о рождении Приснодевы Марии служило Священное Предание. Бывший первоначально устным рассказ об этом событии нашел отражение в таких апокрифических памятниках как Протоевангелие Иакова (гл. 1-7) и Евангелие псевдо-Матфея (гл.1-4).

В античном искусстве сцена рождения того или иного легендарного героя или мифического персонажа входила в посвященный его жизни цикл изображений, который мог помещаться на постаменте памятника или на саркофаге. Некоторые изобразительные схемы и детали были заимствованы художниками-христианами из таких произведений. Например, изображение омовения новорожденного повитухами существовало еще в античной традиции, откуда проникло в христианское искусство.

Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция

В античных произведениях роженица обычно представлена сидящей или стоящей; под руки ее поддерживают одна или две служанки. Этот мотив — поддерживающая праведную Анну служанка — присутствовал на ранних изображениях праздника Рождества Богоматери. Затем эта помощница исчезает, но позже появляется вновь. Иногда она присутствует в произведениях средневизантийского периода и даже на русских иконах позднего Средневековья.

Фреска церкви св.Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Македония

Изображения дев и служанок в данной иконографии обычно отличаются разнообразием. Дева, подносящая дары, присутствует уже на одном из самых ранних памятников — миниатюре из из Минология Василия II (979-989 гг.). В позднейших произведениях к ложу Анны подходят несколько дев, принесших блюда с угощением, различные чаши и сосуды; одна из девушек может быть изображена с опахалом. С нарастанием в искусстве повествовательных тенденций появляется сцена укачивания младенца Марии служанками, одна из которых может качать колыбельку, а другая заботливо обмахивать ребенка опахалом.

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV — нач.XVI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Фигура праведного Иоакима появляется в произведениях последней трети XIII века. Согласно этическим нормам того времени Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Поэтому он изображался как бы вне помещения, в дверном проеме одной из архитектурных кулис (палат), или же заглядывающим через окошко.

Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция

В XVIII веке, когда многие русские мастера ориентируются на западноевропейские образцы, а строгие ограничения в семейном быту уходят в прошлое, Иоакима начинают изображать стоящим или сидящим недалеко от ложа Анны.

Конец XVII — нач.XVIII в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех.

Интересная смена акцентов происходит со временем в теме принесения даров. Изначально они, очевидно, понимаются как традиционное подношение роженице по случаю радостного события. В ранних произведениях девы держат все подарки в руках. С XIII века в композиции появляется пустой стол, который исполняет, как и архитектурные детали, роль декорации, указывающей на то, что действие происходит внутри дома, в интерьере.

Новгородская икона. Середина XIV в. ГТГ, Москва

В более поздних произведениях стол передвигается к ложу Анны и часть даров может размещаться на нем. Затем на этом столе принесенные угощения сервируются как полноценная трапеза, за которой праведной Анне прислуживают девы. На столе можно видеть тарелки, кубки, столовые приборы, например, ножи. И, в конце концов, за стол художник «усаживает» Иоакима и сцена приобретает определенный бытовой, повседневный характер. Может быть, изображение этой трапезы очень отдаленно соотносилось с повествованием Предания о пире, устроенном праведным Иоакимом для священников, книжников, старейшин и всего народа Израильского, когда Деве Марии исполнился год. Но очевидным результатом преобразования иконографии стало то, что церемониальная, торжественная сцена принесения даров стала хоть и трогательным, но банальным моментом из семейного быта.

Фрагмент иконы «Рождество Богоматери. Введение во храм». Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814–1822 г. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Эти метаморфозы хорошо иллюстрируют тот процесс в церковном искусстве, который принято называть «обмирщением». В искусстве позднего Средневековья неуклонно растет интерес к западноевропейским произведениям, которые творчески перерабатываются с учетом православных традиций. Мастера стремятся добиваться «живоподобия» — убедительного сходства с натурой. Наблюдается чрезвычайное внимание к деталям, часто второ- и третьестепенным. И, в соответствии с идеями гуманизма, возникает желание передавать подробно самые различные стороны человеческого бытия, чтобы как можно лучше выразить полноту жизни, ее многообразие и красоту. Этот процесс трансформации часто характеризуют как некий спад, упадок, кризис в области духовного осмысления целей христианского искусства. Однако, следует учитывать, что художники и их духовные наставники искренне полагали, что такой подход позволяет передать красоту, угодную Богу, что через такое богатство и изысканность деталей тварного мира искусство определенным образом прославляет Творца.

Икона из иконостаса, подаренного Екатериной II греческой колонии в Ливорно. 2-ая половина XVIII в. Музей Ливорно

Следует отметить, что одна из идей рассматриваемой иконографии — рождение ребенка — располагает к изображению бытовых подробностей. Например, служанка перед тем, как омыть Младенца Марию, проверяет рукой температуру воды, как это делают и современные женщины.

Новгородская икона. Конец XIV — нач.XV в. ГТГ, Москва

Священное Предание сообщает, что праведные Иоаким и Анна с любовью и нежностью заботились о Дочери и очень ответственно подходили к Ее воспитанию, вплоть до того, что приглашали Ей в няньки только избранных девушек. Тема семейной любви и воспитания отчетливо звучит в сцене «Ласкание Марии», которая из фресковой храмовой живописи проникает в иконописные произведения. Дитя Мария изображается на руках у своих  родителей. Протоевангелие Иакова сообщает: праведная Анна, убедившись, что Дочь может ходить, более не опускала Ее на землю, сказав «Жив Господь Бог мой, Ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу Тебя в храм Господень» (гл.6, ст. 1-2).

Икона из праздничного чина. Последняя треть XVII в. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В иконографии праздника встречается изображение источника, из которого пьют птицы: взрослые и птенцы. Возможно, включая этот, на первый взгляд, пасторальный мотив, художник стремился сделать акцент на теме воспитания, так как птицы известны тщательной заботой о потомстве.

Икона из псковской церкви «Новое Вознесение». 1-ая половина XVII в. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В храмовой декорации композиция «Рождество Богородицы», как правило, входила в Протоевангельский цикл сюжетов. Этот цикл напоминал молящемуся  о событиях, предшествующих рождению Девы Марии, о Ее детстве и юности. Предыстория Рождества Богородицы включала сюжеты: праведный Иоаким приносит жертву в Иерусалимский храм, первосвященник отказывается принять жертву у бездетного, плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду, моление Иоакима; моление Анны, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот. Включение некоторых из вышеперечисленных сюжетов в композиционную схему иконы праздника объясняется стремлением художников позднего Средневековья и Нового времени к все большей повествовательности, к подробному иллюстрированию. Особенно часто можно видеть на поздних иконах изображения благовестия ангела Иоакиму и Анне, а также их встречи у Золотых ворот. Сцена встречи часто становится композиционным центром изображенного на втором плане, а Золотые ворота превращаются в весьма затейливое архитектурное сооружение.

Последняя треть XIX в. Палех (?). Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва

Фреска придела св.Иоакима и Анны в Киевском соборе Св. Софии. XI в. Киев

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Фреска церкви св.Иоакима и Анны в монастыре Студеница. 1304 г. Сербия

Икона из Покровского монастыря в Суздале. Конец XIV в. Государственный Русский музей, Спб.

Икона. Середина XV в. Новгород (?)

Конец XVIII в. Происходит из г. Мологи Ярославской области. Частное собрание

Болгарская икона. Конец XVIII в. Крипта. Филиал староболгарского искуства при Национальном художественном музее, София, Болгария

Болгарская икона. 1795 г. Происходит из Митрополичьей церкви Успения Богородицы. Самоков, Болгария

Малыганов Иван Анисимович. 1799 г. Невьянск. Частное собрание, Екатеринбург

Литая иконка с эмалью. Конец XIX в. Центральный музей древнерусского искусства им. А.Рублева

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия

Доменико Гирландайо. Рождество Девы Марии.Фреска в церкви Санта Мария Новелла.1485—1490 гг.. Флоренция, Италия

Неизвестный художник (И.Я.Вишняков и мастера живописной команды Канцелярии от строений). 1755-1756 г. Поступила в 1933 г. из Троицко-Петровского собора. Государственный Русский музей, Спб.

А.К. Виги. Происходит из домовой церкви Михайловского дворца. Государственный Русский музей, Спб.

Словарь «Правмира» — Икона

www.pravmir.ru

Икона Рождество Пресвятой Богородицы

Икона Рождество Пресвятой Богородицы – образ, передающий нам радость от великого события, которое имеет особое значение для всех людей. 21 сентября (по старому стилю 8 сентября) православные христиане чествуют Рождество Пречистой Девы Марии. Этот Богородичный праздник входит в число двенадцати наиболее важных (после Пасхи) в православии, которые приурочены к особым событиям земного бытия Иисуса Христа и Девы Марии. Традиция отмечать Рождество Пресвятой Богородицы отдельным значимым днем берет начало со второй половины V столетия.

Как правило, иконописные правила начинают формироваться практически вскоре после появления церковного празднования, соответственно появляются новые сюжеты для написания. Но так как в VIII-IX веках Византия была охвачена иконоборчеством, а затем борьбой с этой ересью, то новые сюжеты изображения божественных образов почти не появлялись. Первое изображение Рождества Богоматери, которое дошло до наших дней, – это фреска из росписи христианского храма в Каппадокии (территория современной Турции), работа мастера датирована IX веком.

Подробности обстоятельств, событий, которые предшествовали рождению Богородицы, не отражены в текстах Святого Писания. Информация черпается из текста апокрифа «Протоевангелие Иакова», дошедшее до нас со средины II века, а также из Евангелия от псевдо-Матфея.

История родителей Пречистой Девы Марии

Согласно дошедшему до нас преданию, точное место, где появилась на свет Дева Мария, расположено в Иерусалиме. Но большая часть исследователей, принадлежащих Русской Православной Церкви, придерживаются мнения, что отец и мать Пречистой Марии проживали в городе Назарете, там у них родилась дочь. Эту версию считал наиболее возможной агиограф, духовный писатель, педагог, проповедник Димитрий Ростовский.

Семья Иоакима и Анны

Селение Назарет располагалось в горном районе, лежащем севернее Иерусалима, у подножья горы рядом с Эздрелонской долиной. О ничем не примечательном маленьком, скучном городе сами евреи с пренебрежением говорили, что из Назарета ничего доброго не может быть. Именно здесь жили благочестивый Иоаким с женой Анной, которым было предначертано Провидением стать прародителями Иисуса Христа – Спасителя мира. Предки Иоакима принадлежали дому царя Давида, а жена его Анна была из семьи священников. Надо заметить, что к великой истории Мессии в этой семье стала причастна еще родная племянница Анны. Праведная Елизавета родила Иоанна, позже нареченного Крестителем.

Иоаким-праведник был небедным человеком, имел много домашнего скота. Несмотря на зажиточность, репутацию хороших хозяев семейная пара жила достаточно просто, помогая бедным, жертвуя деньги на храм, в благоговейной, искренней любви к Богу. Но полного счастья семья не знала – союз Иоакима и Анны был бездетным. Надо заметить, что в те времена считали, что таким образом Бог наказывает людей за какие-то серьезные грехи. Иоаким с Анной неустанно просили у Господа великой милости – ребенка, но ничего не помогало. Время шло, наступала старость, надежды оставалось все меньше.

Пророчество Ангела Божиего

Однажды ранним утром, когда Иоаким пришел с подношениями к храму, некий Рувим дерзко и громко заявил, дескать, зачем недостойному, бесплодному человеку раньше других подносить дары Богу. Жестокосердие усилило страдания праведного Иоакима настолько, что он решил уйти в безлюдную пустыню, чтобы искупить вину, успокоить сердце, умилостивить Бога строгим постом вместе с искренней молитвой.

Анну-праведницу, возлагающую вину за отсутствие потомства только на себя, охватила великая скорбь. Женщина принялась, как никогда, усердно, молиться Господу, возжелав, чтобы мольбы были приняты, а Всевышний Отец даровал семье ребенка. Вдруг во время молитвы перед Анной появился светлый Ангел Божий. Он принес радостную весть, что просьбы услышаны Господом. Далее Ангелом была обрисована пророческая картина: вскоре Анна зачнет, родит дочь, которая получит благословение, большее, чем у любой другой из земных дочерей. Также Ангел наказал Анне назвать свою девочку Марией.

С восторгом выслушав радостную весть, Анна-праведница склонилась перед Ангелом, пообещав, что отдаст на служение Господу свое единственное долгожданное дитя для восхваления имени Всевышнего. Затем Ангел появился перед Иоакимом, сообщив о даровании дочери. А затем наказал благочестивому мужу отправляться в Иерусалим, чтобы встретить жену возле Золотых ворот. В тот же час Иоаким исполнил напутствие, подготовив дары священникам, а также для пожертвования Богу.

Свершение пророчества

Подойдя к месту, которое указал Божий Ангел, Иоаким встретился со своей супругой Анной. Муж и жена поговорили о произошедшем, принесли жертву Богу, дали обет посвятить свое дите служению Господу, отдав храму до достижения совершеннолетия. Затем Иоаким с Анной направились домой к Назарету. Как и было предсказано, точно в срок (8 сентября по старому стилю), праведная Анна родила девочку. Ей было дано обещанное имя – Мария, на еврейском языке значит «надежда» или «госпожа».

Прошел год. Святой Иоаким решил устроить большой праздник. Он пригласил к столу старейшин, священников, родственников, знакомых. Во время пира счастливый отец показал гостям Дочь и обратился к присутствующим священникам, чтобы те благословили Ее.

Иконография Рождения Пресвятой Богородицы

Даты, когда были написаны наиболее древние фрески, иконы Рождества Пречистой Девы Марии, точно установить сложно, но они относятся к X-XI векам нашей эры. Исследователи допускают, что существовали и более ранние образцы данного иконографического сюжета. Ярким примером представляется роспись одного из старинных Богородичных грузинских храмов VII столетия в городе Атени. До сегодня сохранилась стенопись, датируемая XI веком. Но скорее всего она написана поверх аналогичного или похожего изображения с целью поновить еще более древнюю роспись, возможно, относящуюся к рисункам доиконоборческого времени.

Древнейшими сохранившимися православными изображениями праздника Рождества Богоматери справедливо называют фрески Киевской Руси, которые можно увидеть на своде Софийского собора в городе Киев (написаны мастером первой половины XI века). Также стоит упомянуть знаменитую сербскую роспись храма Иоакима и Анны обители Студеница (1304 год), фрески Преображенского собора монастыря на Мирожской набережной города Пскова.

Изображение ранних изводов образа Рождества Богородицы достаточно скупо преподносят различные бытовые подробности, более подробные рисунки свойственны образцам позднего времени.

Изображения икон Рождества Пречистой Богоматери

Фоном образа являются архитектурные кулисы, соответствующие античной традиции. На ранней иконе Рождества Пресвятой Богородицы центральную часть композиции занимает праведная Анна, которая полулежит на высоком ложе. Фигура праведницы выделяется, так как она более крупная, чем другие персонажи. Возле святой Анны стоят женщины, принесшие щедрые дары. Перед ложем написана повивальная бабка, служанки из дома Анны, которые омывают рожденную Богородицу в купели.

Более поздние образы доносят нам подробности обстановки, изображают картину дома святых Иоакима с Анной. Здесь можно увидеть стол с поднесенными угощениями, дарами. Также появляется водоем, птицы, служанки. Мотив женщин-служанок, которые поддерживают праведную Анну, заимствованный из античных произведений, присутствует и на некоторых поздних иконах. Фигуры женщин (служанок, дев) отличает разнообразие. Например, на раннем памятнике – миниатюре Минологии московского князя Василия II (годы правления 979-989). На других иконах несколько дев подходят к ложу роженицы Анны, поднося блюда, наполненные угощеньями, сосуды, чаши.

Встречается изображение девушки, которая держит опахало. Чаще это связано с развитием в иконографическом искусстве тенденций повествования. За новорожденной Марией присматривают две служанки: первая из них, как правило, качает колыбель, а вторая с заботой обмахивает малышку опахалом.

Новые детали, подробные описания бытовых деталей, которые подчеркивают земную, человеческую картину иконы, придают изображению глубокий богословский смысл.

  • Во-первых, иконографы делают простых христиан, смотрящих на образ, причастными, близкими к радостному событию Рождения Богоматери.
  • Во-вторых, показывают, что изображенное событие предшествует главному: рождению Сына Бога среди земных людей ради искупления их грехов.

Православные иконы Рождества Пречистой Богоматери

Наиболее известные святые православные иконы, посвященные Рождеству Пресвятой Божьей Матери:

  • Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы является почитаемой и широко известной благодаря своим чудотворным свойствам. Молитвы к образу помогли исцелить многие несчастные заблудшие души. Икона помогает женщинам по их вере излечиться от разных гинекологических заболеваний, избавиться от бесплодия.
  • Исааковская икона Рождения Матери Божьей была найдена православными между веток ивы, что росла на берегу речки. Жители расположенной рядом деревни принесли святой лик к церкви. Со временем на месте чудесной находки была возведена новая церковь, которая существует и сегодня. Помолиться у Исаковской иконы Рождения Богородицы стоит о защите от бед, болезней, напастей маленьких детей, младенцев.
  • Еще одна икона, посвященная празднику Рождения Приснодевы Марии, носит имя Лукиановская по имени инока Лукиана, который первым обнаружил святой лик. Позже на этом месте монахи построили новый храм, а вокруг него создали монастырь. Лукиановская икона прославилась случаями чудотворной помощи. Каждый день у святой иконы родные малышей произносят: «Помоги». А она вновь проявляет свои целительные качества, защищая младенцев от недугов.

obikonah.ru

Рождества Пресвятой Богородицы: икона, ее описание и история

В православной церкви с особенным почитанием относятся к иконе Рождество Богородицы. Сегодня создано несколько вариантов этой иконы, на них изображена сама дева Мария в период младенчества, а также можно найти изображения Анны и Иоакима, которые были родителями Марии.

В христианской церкви верующие празднуют большой праздник под названием Рождество Богородицы. Ведь именно рождение девы Марии, принесло в мир Спасителя для земли

История родителей пречистой девы Марии

Икона Рождество Богородицы находится в каждом большом храме и церкви, поэтому каждый может

Икона Богородицы находится в каждом большом храме и церкви.

помолиться и попросить помощи. Но для начала стоит рассказать о том, какова история родителей святой девы. В Евангелие практически ничего не рассказывается о том, кем были родители пресвятой Марии.

Все же священное писание можно дополнить апокрифической литературой, которая позволила выяснить их имена. Протоевангелие Иакова была написана много веков назад, именно это писание считается самым древним, исходящим из истоков происхождения христианства.

Анна была девушкой из вифлеемской священнической семьи. Родители назвали девушку так, потому что имя Анна означает “милость и благодать”. Даже сегодня в Иерусалиме сохранилось место, где стоял Иоакима. На этом месте спустя годы был построен храм, возвели его крестоносцы.

Иоаким же родился в Галилеи, он был выходцем из знатной и очень богатой семьи, которая имела власть. Даже имя этого святого мужчины несло в себе особенный смысл, так как переводилось, как “Приготовления для Господа”. Святой Иоаким скончался, когда дева Мария была еще совсем мала.

По писанию известно, что пара была бесплодна, и не могла в течение всей своей супружеской жизни завести ребенка. Супруги много времени проводили в молитвах, чтобы им подарили ребеночка. Когда Иоаким достиг пожилого возраста, он отправился один в пустыню, где прожил сорок дней.

Именно тогда к нему явился ангел и сказал, что его молитвы услышаны, и он получил малыша. Супруга должна родить дитя, которое станет радостью для всего мира. Это предсказание сбылось, и у Иоакима родилась прелестная дочь, которую на пятнадцатый день назвали Марией.

Семья Иоакима и Анны

Икона Рождество Пресвятой Богородицы появилась благодаря супругам Анне и Иоакиму, которыепроизвели на свет Марию. В святых письменах говорят о том, что этот брак был оправдан законом только потому, что пара выполнила долг перед обществом. Как говорили законы, брак будет заключен только после того, как будет принят закон о деторождении.

В те времена у иудеев это правило было очень суровым и строгим. И эта традиция была завершена именно этой знаменитой супружеской парой. Именно Анна и Иоаким стали символом верности и искренней любви.

Икона Рождество Пресвятой Богородицы появилась благодаря супругам Анне и Иоакиму, которые произвели на свет Марию.

По древним законам считалось, что пара обязана была иметь хотя бы одного ребенка, это была обязанность семьи. Если женщина в браке не могла зачать младенца, то мужчина мог развестись с ней и найти себе ту жену, которая родит на свет малыша.

Но Анна не могла иметь ребенка, и несмотря на закон и такое расположение судьбы, Иоаким не бросил свою возлюбленную. От мужчины отвернулись все знатные люди, но он продолжал быть верным своей супруге. Именно поэтому и появилась икона Рождества Пресвятой Богородицы, так как муж чтил и любил свою жену.

Эти святые проживали в одном из Галилейских городов под названием Назарет. Супруги были глубоко верующими, по этой причине они оба крайне переживали из-за отсутствия в их семье детей. Этим людям приходилось видеть презрение в глазах родных и друзей. Со временем люди перестали скрывать свое презрение и стали унижать Иоакима и его жену. В один из дней первосвященник не принял жертву от мужчины, что заставило его покинуть храм со стыдом.

По древним законам считалось, что пара обязана была иметь хотя бы одного ребенка, это была обязанность семьи.

И чем больше эта пара переживала за отсутствие малыша, тем больше они молились Богу, чтобы он подарил им младенца. Прошло много лет, но однажды к мужчине снизошел архангел, который рассказал, что очень скоро в доме появится маленький ребенок. Узнав такую новость, супруги стали больше молиться, делать добрые дела и соблюдать строгий пост. Иоаким и Анна готовились к появлению в доме ребенка с большим усердием, и хотели стать лучшими родителями. Новорожденная девочка появилась на свет ровно в установленный срок, на пятнадцатый день ей дали имя Мария. Спустя многие годы мучений и унижений, в этой семье появилась радость и счастье. Когда малышке исполнилось три года, ее впервые привели в храм. В тот момент ее родителям было уже больше восьмидесяти лет. Через несколько лет умер отец Марии, а за ним, через два года, ушла и Анна.

Описание иконы

Икона Рождества Пресвятой Богородицы известна каждому верующему, который посещает церковь. К ней могут обратиться люди с самыми разными проблемами. Святая Анна расположена на ней с левой стороны, женщина рада и счастлива. Справа на изображении расположены несколько служанок, которые несут женщине питье и яства. Так как прислужницы не были вымышленными персонажами, их прорисовкой занимались особенно тщательно, чтобы они были сделаны максимально детально и жизненно.

Иконы Рождения Пресвятой Богородицы.

Снизу в правом углу изображены на божьей иконе старые женщины, их звали повивальные бабки, они должны были приготовить воду, чтобы омыть новорожденную девочку. Производя описание Рождества Богородицы, невозможно сказать, что на полотне есть хоть одна лишняя деталь, так как картина описана в деталях, чтобы каждый мог проникнуться той важной минутой.

Икона рождества Пресвятой Богородицы является знамением начала нового счастья в семье, при этом не только бытового, но и общего между двумя людьми. Матерь божья же здесь изображена не в главной роли, она находится на руках у старой женщины, которая должна ее омыть в воде.

Как защищает икона?

Каждый верующий может обратиться к Рождеству Богородицы, чтобы попросить семейного счастья. Икона отводит беду от дома и защищает в сложные времена. Чаще всего к Богородице обращаются, чтобы спасти  свою человеческую душу от сомнений, соблазнов и негативных мыслей. Все это должно привести к исцелению души и спасению. Читать молитву нужно несколько раз в неделю, в этом случае Богородица обязательно услышит мольбы о помощи.

Итог

Значимой является не только икона, но и сам праздник Рождество Богородицы, он приходится на 21 сентября. В этот день принято посещать церковь и читать молитвы у этой иконы. Но это не значит, что верующие могут просить помощи у Богородицы только в праздничный день.

Также существуют рекомендации по произнесению молитвы. Например, чтобы обратиться к Святой, не обязательно идти в церковь или храм, сделать это можно и дома, главное иметь у себя такую икону. Читать молитву необходимо в любое время дня и ночи, но делать это нужно регулярно, а не только в те времена, когда в жизни начались неудачи. При обращении следует очистить свои мысли и душу, а также просить только хорошее, без злого умысла. В противном случае можно получить не помощь, а наказание.

www.ddmoroz.ru

Иконы Рождества Богородицы

Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв., что не исключает возможности существования этого иконографического сюжета и в более раннее время. В качестве примера можно привести роспись грузинского храма VII века в Атени, посвященного Богородице. Сохранившаяся стенопись XI в., по всей вероятности, является поновлением более древней монументальной живописи, возможно, доиконоборческого периода.

В числе древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы можно назвать русские фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), а также широко известную сербскую композицию в церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница (1304 г.).

Иконография ранних изводов праздника Рождества Богородицы еще достаточна скупа в изображении различных бытовых подробностей, последнее будет свойственно иконам более позднего времени. На ранних образах в центре композиции изображается праведная Анна, полулежащая на высоком ложе. Фон икон составляют традиционные архитектурные кулисы на античный манер. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами. Святой Анне предстоят жены с дарами, а перед ее ложем изображаются повивальная бабка и служанки, омывающие Богородицу в купели. Существуют и варианты изображения подношения Девы Марии св. Анне, или представления Младеницы в колыбели.

Иконы более позднего времени содержат много подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Авторы иконографического сюжета преследовали цель сделать простых зрителей причастниками радостного события, которое не только некогда освятило дом праведников, но и озарило всю вселенную.

Развернутая история Рождества Пресвятой Богородицы нередко изображается на клеймах икон этого праздника или на фресках в рамках иконографического цикла, посвященного данному событию. Их содержание следует дословно событиям, описанным в древнем предании: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи; плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).

Говоря об изображениях Рождества Пресвятой Богородицы, нельзя не упомянуть и о таком дивном памятнике древнерусской монументальной живописи, как роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, исполненная Дионисием в 1502 г. Монументальная фреска над порталом главного входа трогательно изображает обстоятельства Рождества Богоматери: святую Анну на ложе, купель, приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках. Бесчадствовавшие Иоаким и Анна изображены справа от портала ласкающими Младеницу.

А. Васильева. Портал СЛОВО

Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни . Около 1100 Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни

Святые Иоаким и Анна

Зачатие Пресвятой Богородицы (г.Усть-Илимск)

Зачатие Пресвятой Богородицы

Рождество Богоматери с избранными святыми. Новгород. Конец XIV — начало XV вв. Третьяковская галерея, Москва

Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300

Новгород. Середина XIVв. Третьяковская галерея, Москва

Рождество Богородицы. Фреска Дионисия XV век

Икона РождестваБогородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.). Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии. В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой.

Икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы (95×75 см) письма архимандрита Зенона (Теодора), 1998 г., переданная автором в дар общине храма при Санкт-петербургской консерватории

Рождество Богородицы с клеймами земной жизни Россия. Начало XVI в. Происходит из местного ряда Богородице-Рождественского собора

Рождество Богородицы Болгария. Икона XVIII века

Рождество Пресвятой Богородицы. Болгария Конец XVIIIв. Крипта.

Рождество Пресвятой Богородицы — Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XIX в. Екатеринбург

Ярославль. Конец XVIIIв. г. Молога Ярославской области. Частное собрание

Рождество Богородицы Россия. XIX век

Рождество Богородицы Болгария. Середина XIX века.

Рождество Пресвятой Богородицы. Тверь

Рождество Богородицы. Болгарская икона

Рождество Богородицы. Палица Россия, Московские мастерские (?) XVII век.

Подобие иконы Рождества Богородицы (Глинской), находящееся в Санкт-Петербурге

Мозаичная икона Рождества Богородицы на апсиде Богородице-Рождественской церкви в поселке Велегож Заокского района Тульской области.

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией

Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией

Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией

Рождество Богородицы.

Рождество Богородицы.

Рождество Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы — работа на иконой еще не окончена

www.pravmir.ru

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» – в чем помогает?

Значимой для христиан является икона «Рождество Пресвятой Богородицы», которая выделяется среди других образов тем, что на ней изображена земная жизнь людей. Она обладает огромной силой и перед ней можно молиться не только в святой праздник, но и в любое другое время.

Иконография «Рождества Богородицы»

В православии в честь знаменательного события были созданы следующие иконы:

  1. Глинская старинная икона «Рождества Пресвятой Богородицы» способна творить чудеса и она помогает женщинам бороться с гинекологическими проблемами и даже бесплодием.
  2. Исааковская икона считается защитницей маленьких детей, и она оберегает их от разных проблем. Ее случайно нашли люди между веток ивы на берегу реки.
  3. Лукиановская икона названа в честь монаха, который первым увидел образ и построил на месте, где она была найдена, новый храм и монастырь. Описание иконы «Рождества Пресвятой Богородицы» указывает, что она способна творить чудеса.

Кто изображен на иконе «Рождества Богородицы»?

Представленный образ рассказывает о важном событии в семье Иоакима и Анны и делает верующих причастными к великому событию. Стоит разобраться, кто изображен на иконе «Рождество Пресвятой Богородицы», так, в левой части образа расположилась святая Анна, лицо которой выражает радость. С другой стороны к ней идут служанки, которые несут еду и воду. Отметим, что прислужницы не являются вымышленными персонажами, поэтому они прорисованы со всеми деталями.

Снизу в правом углу иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» представлены повивальные бабки, которые занимаются подготовкой воды, чтобы омыть младенца. Каждая деталь образа имеет свое значение, в подробностях описывая святое таинство. Священнослужители указывают, что икона не только олицетворяет собой начало семейного, но и общечеловеческого счастья, ведь на свет появится Богородица.

Молитвенные произношения перед образом Божьей Матери будут непременно услышаны, независимо от того, в чем смысл просьбы, главное, чтобы она не имела дурного умысла. Богородица является заступницей всех верующих людей. Молятся ей о защите от разных проблем и несчастий. Икона «Рождество Богородицы» должна быть в доме людей, которые хотят укрепить веру, научиться делать правильный выбор и защититься от сомнений. Женщины молятся перед образом, чтобы забеременеть и родить без проблем.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» помогает замолить грехи и получить помощь и совет от Высших сил. Священнослужители советуют молиться перед образом о спасении души. Ежедневные мольбы помогут разрушить соблазны и найти правильную дорогу в жизни, чтобы прийти к спасению и исцелению. Стоит заметить, что обращаться стоит не только к Богородице, но и к ее родителям Анне и Иоакиму.

Молитва иконе «Рождество Пресвятой Богородицы»

Значимым для верующих является праздник Рождество Богородицы, и выпадет он на 21 сентября. В этот день следует читать молитвы. Зная, о чем молятся иконе «Рождество Пресвятой Богородицы», важно понимать, что произносить представленный текст разрешено не только в великий праздник, но и в любой другой день, когда просит душа. Есть несколько рекомендаций, как следует правильно молиться:

  1. Чтобы обратиться к Богородице, не обязательно идти в храм, поскольку можно делать это дома, главное, чтобы перед газами была икона.
  2. Молиться перед иконой «Рождество Пресвятой Богородицы» можно утром, вечером или в любое другое время. Важно делать это регулярно, а не только, когда возникла нужда.
  3. Обращайтесь к Деве Марии от души и без дурного умысла, иначе можно получить не помощь, а наказание.

Акафист иконе «Рождество Пресвятой Богородицы»

Как и в случае молитвы, произносить (петь) акафист можно не только в праздник, но и в любое другое время. Важно знать, что песнопение не выполняется сидя, и исключением являются только больные и пожилые люди, которые не могут стоять. Важна икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы, которая должна быть перед глазами во время песнопения. Можно даже слушать акафист, который помогает справиться с переживаниями и другими проблемами.

Статьи по теме:
Икона «Спас Нерукотворный» – от чего защищает, в чем помагает?

Огромное значение имеет икона «Спас Нерукотворный», поскольку это единственный портрет Иисуса Христа. Есть несколько важных деталей, касающихся изображения, в которых заложен глубокий смысл. Образ обладает огромным значением для людей.

Икона «Вера, Надежда, Любовь» – о чем молятся иконе, в чем помогает?

Красивую историю имеет икона «Вера, Надежда, Любовь», которая обладает важным значением для всех верующих. Она наделена огромной силой, и молиться перед ней можно для избавления от разных проблем и привлечения счастья.

Казанская икона Божией Матери – как выглядит и в чем помогает?

Огромной силой обладает Казанская икона Божией Матери, история появления которой похожа на чудо. Есть специальная молитва и акафист и их нужно читать перед этим образом, чтобы решить разные проблемы в жизни.

Икона «Знамение Божьей Матери» – о чем молятся и в чем помогает?

Икона «Знамение Божией Матери» является чудотворной, поэтому верующие регулярно обращаются к ней за помощью. У этого лика очень интересная история появления. Важно знать, в чем помогает образ, как правильно молиться и читать акафист.

womanadvice.ru


Смотрите также