Спас нерукотворный автор


Спас Нерукотворный - это... Что такое Спас Нерукотворный?

Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века (ГТГ)

Спас Нерукотво́рный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель + калька с греч. Αχειροποίητος — не-руками-сделанный), чудотворный Мандилио́н (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας — «убрус, плащ») — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион, представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга.

О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существуют две группы легенд, каждая из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Реконструкция Константинопольской иконы Спас Нерукотворный

Восточный вариант легенды

Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV века. Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. 29 августа 944 года образ выкуплен у Эдессы императором Константином VII Багрянородным и торжественно перенесён в Константинополь, этот день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник. Реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).

Наиболее близкими к первоначальному образу считаются Мандилион из храма Сан-Сильвестро-ин-Капите, находящийся сейчас в капелле Санта-Матилда Ватикана, и Мандилион, с 1384 года хранящийся в церкви Св. Варфоломея в Генуе. Обе иконы написаны на холсте, укреплены на деревянных основах, имеют одинаковый формат (приблизительно 29x40 см) и закрыты плоским серебряным окладом, прорезанным по контурам головы, бороды и волос. Кроме того о виде первоначальной реликвии могут свидетельствовать створки триптиха с утраченным ныне средником из монастыря св. Екатерины на Синае. По наиболее смелым гипотезам, средником служил «оригинальный» Спас Нерукотворный, присланный Авгарю.

Спас на убрусе (Св. Мандилион). Симон Ушаков. 1658 г.

Западный вариант легенды

Ганс Мемлинг. Святая Вероника Святой Лик из Манопелло

Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя.

В честь «Плата Вероники» в своё время называлось ныне отменённое созвездие. На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили что изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.

Известны, как минимум, два «Плата Вероники»:1. в соборе Святого Петра в Ватикане и 2. «Лик из Манопелло»[1], который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца, рисунок в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю, а не «Плат Вероники».

Версия связи образа с Туринской плащаницей

Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией — Туринской плащаницей. Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа — «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

Икона Спас Нерукотворный в русском письме

Первые образцы. Начало русской традиции

Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

Спас Мокрая Брада. XV век

Изводы

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного, либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в. Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века, прежде всего в византийской и южнославянской иконописи, на русских иконах — с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела. Кроме того, известны различные варианты иконы «Спас Нерукотворный с деяниями», когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа. С конца XVII в. в русской иконописи под влиянием католической живописи появляются изображения Христа в терновом венце на плате, то есть в иконографии «Плат Вероники». Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада».

В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом», представляющая Христа погрудно и считающаяся «оригинальной» эдесской иконой.

Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

По традиции, икона «Спас Нерукотворный» — первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

Различные изображения Спаса

Вятский Спас Нерукотворный

Вятский образ Спаса Нерукотворного в Новоспасском монастыре, XIX век Спас Нерукотворный в Спасском соборе Вятки (Кирова), 2010

Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля. Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.

Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе. Можно выделить и воеобразные особенности лика Христа. На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты. Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части. Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба. Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.[2]

После 1917 года оригинал иконы в Новоспасском монастыре и список над Спасскими воротами был утрачен. Ныне в монастыре хранится список XIX века, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала. Список оставленный в Вятке хранился до 1929 года, после чего также был утрачен.

В июне 2010 года при помощи научного сотрудника Вятского художественного музея Галины Алексеевны Моховой было установлено, как точно выглядела чудотворная Вятская икона, после чего был написан новый точный список Спаса Нерукотворного и в конце августа отправлен в Киров (Вятку) для установки в Спасском соборе.[3][2]

Харьковский Спас Нерукотворный

Харьковский Спас (18 век)

Основная статья: Спас Обновлённый

Исторические факты

Копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса имел при себе Император Всероссийский Александр III во время крушения поезда у станции Борки. Практически сразу после чудесного спасения по указу Правильствующего Синода был составлен и издан специальный молебен в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного.[4]

См. также

  • Убрус (иконопись)
  • Третий Спас
  • Плащаница

Примечания

dic.academic.ru

Спас Нерукотворный

Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа.

Спас Нерукотворный: значение

Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо. В письме он просил спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться.

Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик.

С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его.

Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене.

Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа.

Молитвы образу Спас Нерукотворный

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.

В чем помогает икона Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный считается одним из первых изображений Спасителя. Перед иконой молятся:

  • Об исцелении;
  • Об укреплении в вере;
  • Для помощи в решении жизненных трудностей.

Спас Нерукотворный: иконография

Интересно, что:

  • Икона Спас Нерукотворный входит в программу обучения иконописцев и становится их первой самостоятельной работой;
  • Образ Спас Нерукотворный изображает Христа с нимбом замкнутого типа в знак гармонии и наполненности мирового устройства;
  • Лик Спасителя изображается практически полностью симметричным в знак совершенства всего, что создает Господь;
  • Лик Спасителя на иконе Спас Нерукотворный свободен от эмоций и человеческий страстей. Он спокоен и чист, прекрасен Божественной красотой;
  • На иконе изображен только лик Спасителя, это символизирует главенство души над телом.

Поскольку вы здесь...

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

www.pravmir.ru

Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству, СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ - читать, скачать - Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян

Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ – особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Согласно православному преданию. Нерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику вместе с письмом для царя (с исповеданием веры). Был помещен в нише над городскими воротами Эдессы; впоследствии, при язычниках замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в 545 г. вместе с новым отпечатком – на черепице, в 944 г. перенесен в Константинополь; утрачен после нашествия крестоносцев в 1204 г. Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле – как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. Списки с него получили широкое распространение в византийской и древнерусской живописи. Перенесение Нерукотворного образа из Эдессы в Константинополь – один из праздников православной церкви, отмечаемый 16 (29) августа.

azbyka.ru

НЕРУКОТВО́РНЫЙ О́БРАЗ

Авторы: Н. В. Квливидзе

НЕРУКОТВО́РНЫЙ О́БРАЗ (каль­ка с греч. ἀχειροποίητος), изо­бра­же­ние, чу­дес­но воз­ник­шее без уча­стия ху­дож­ни­ка, т. е. соз­дан­ное Са­мим Бо­гом. Са­мый из­вест­ный – Н. о. Хри­ста, Свя­той уб­рус, Ман­ди­ли­он, Спас Не­ру­ко­твор­ный, Плат Ав­га­ря (греч. ῞Αγιον Μανδύλιον) – изо­бра­же­ние ли­ка Ии­су­са Хри­ста на льня­ном пла­те.

Рас­сказ о воз­ник­но­ве­нии Н. о. Хри­ста со­дер­жит­ся в «Цер­ков­ной ис­то­рии» Еваг­рия Схо­ла­сти­ка (6 в.). Со­глас­но сир. пре­да­нию нач. 3 в., боль­ной царь Эдес­сы Ав­гарь V Ук­ка­ма (4 г. до н. э. – 7 г. н. э. и 13–50) по­слал сво­его слу­гу Ана­нию с пись­мом к Ии­су­су Хри­сту, при­гла­шая Спа­си­те­ля прий­ти и ис­це­лить его. О пе­ре­пис­ке Хри­ста и Ав­га­ря сви­де­тель­ст­во­вал в 4 в. Ев­се­вий Ке­са­рий­ский («Цер­ков­ная ис­то­рия», кн. 1). В 6 в. поя­вил­ся рас­сказ о том, что Ана­ния дол­жен был так­же на­пи­сать об­раз Хри­ста крас­ка­ми, од­на­ко не смог это­го сде­лать из-за сия­ния, ис­хо­див­ше­го от ли­ка. То­гда Сам Хри­стос, умыв­шись, отёр Своё ли­цо пла­том (уб­ру­сом), на ко­то­ром чу­дес­ным об­ра­зом за­пе­чат­ле­лось Его изо­бра­же­ние. Н. о. был при­не­сён в Эдес­су, по­сле че­го царь Ав­гарь по­лу­чил ис­це­ле­ние, а его под­дан­ные при­ня­ли хри­сти­ан­ст­во. Пись­мо Хри­ста к Ав­га­рю и Н. о. со­хра­ня­лись в Эдес­се как ре­ли­к­вии. Впо­след­ст­вии пра­ви­те­ли го­ро­да ото­шли от хри­сти­ан­ст­ва, и ве­рую­щие, что­бы спа­сти Н. о., на­хо­див­ший­ся на го­род­ской сте­не, за­кры­ли его че­ре­пи­цей, на ко­то­рой так­же воз­ник­ло не­ру­ко­твор­ное изо­бра­же­ние – Ке­ра­ми­ди­он (свя­тое чре­пие). Со­глас­но Еваг­рию Схо­ла­сти­ку, во вре­мя оса­ды Эдес­сы перс. ца­рём Хос­ро­вом в 544 Н. о. от­кры­ли и го­род был чу­дес­но спа­сён. В 944 ви­зант. имп. Кон­стан­тин VII Баг­ря­но­род­ный тор­же­ст­вен­но пе­ре­нёс свя­ты­ню в Кон­стан­ти­но­поль, в двор­цо­вую ц. Бо­го­ма­те­ри Фа­рос. В честь это­го со­бы­тия ус­та­нов­лен цер­ков­ный празд­ник – Пе­ре­не­се­ние Н. о. (Свя­то­го уб­ру­са) Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста из Эдес­сы в Кон­стан­ти­но­поль [16(29) ав­гу­ста], а так­же со­став­ле­на «По­весть о Не­ру­ко­твор­ном об­ра­зе», ав­то­ром ко­то­рой счи­та­ет­ся имп. Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный. По­сле за­хва­та Кон­стан­ти­но­по­ля кре­сто­нос­ца­ми в 1204 ре­ли­к­вия ис­чез­ла.

По­ми­мо Эдес­ско­го Ман­ди­лио­на из­вес­тен Н. о. из Ка­му­лиа­ны (Ма­лая Азия; 6 в.) – най­ден­ный в ко­лод­це от­пе­ча­ток ли­ка Хри­ста на тка­ни, от со­при­кос­но­ве­ния с ко­то­рым чу­дес­но воз­ник вто­рой Н. о. так­же на тка­ни. Ещё один от­пе­ча­ток на че­ре­пи­це по­чи­тал­ся в г. Ие­ра­по­лис (Ма­лая Азия), где по до­ро­ге из Ие­ру­са­ли­ма ос­та­нав­ли­вал­ся по­слан­ник ца­ря Ав­га­ря Ана­ния, спря­тав­ший во вре­мя ноч­ле­га св. Ман­ди­ли­он сре­ди кир­пи­чей.

Н. о. Хри­ста по­лу­чил ши­ро­чай­шую из­вест­ность в хри­сти­ан­ском ми­ре. Ха­рак­тер­ные чер­ты про­то­ти­па со­хра­ни­ли его спи­ски, наи­бо­лее ран­ним из ко­то­рых мож­но счи­тать изо­бра­же­ние Н. о. на створ­ке ико­ны 10 в. из мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае. Ико­на пер­во­на­чаль­но пред­став­ля­ла со­бой трип­тих, в сред­ни­ке ко­то­ро­го на­хо­ди­лась ко­пия Н. о. На со­хра­нив­ших­ся со­еди­нён­ных вме­сте бо­ко­вых створ­ках изо­бра­же­ны ап. Фад­дей, про­по­ве­дав­ший в Эдес­се хри­сти­ан­ст­во, и царь Ав­гарь, в ру­ках ко­то­ро­го на­хо­дит­ся бе­лый плат с зо­ло­той ба­хро­мой с ог­лав­ным изо­бра­же­ни­ем Хри­ста (лик и шея) с пе­ре­кре­сти­ем, без ним­ба, с во­ло­са­ми, за­ки­ну­ты­ми на­зад. Та­кой же тип ог­лав­но­го изо­бра­же­ния име­ет­ся в рос­пи­си ц. Сак­ли-ки­ли­се в Гё­ре­ме (Кап­па­до­кия, 11 в.), на эма­ли мед­но­го кре­ста-эн­кол­пио­на из Кие­ва (1-я пол. 12 в., Му­зео Сак­ро, Ва­ти­кан), а так­же в рос­пи­си Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра Ми­рож­ско­го мон. (1140-е гг.), где Ман­ди­ли­он и Ке­ра­ми­ди­он с греч. над­пи­ся­ми по­ме­ще­ны со­от­вет­ст­вен­но на ще­ках вост. и зап. под­пруж­ных арок. В рос­пи­си ц. Па­на­гии ту-Ара­кос близ Ла­гу­де­ры (Кипр, 1192), где так­же име­ют­ся оба ва­ри­ан­та Н. о., у шеи Хри­ста ви­ден ги­ма­тий. Др. ва­ри­ант изо­бра­же­ния Н. о. пред­став­ля­ет толь­ко лик с сим­мет­рич­но сви­саю­щи­ми по сто­ро­нам пря­дя­ми во­лос и пыш­ной, ино­гда раз­де­лён­ной на пря­ди бо­ро­дой [дву­сто­рон­няя нов­го­род­ская ико­на 2-й пол. 12 в., ГТГ; не со­хра­нив­шие­ся фре­ски ц. Спа­са на Не­ре­ди­це (1199); мо­заи­ка со­бо­ра в г. Мон­реа­ле (Си­ци­лия; 1180–89); ико­на из со­бо­ра Нотр-Дам в Ла­не (1-я треть 13 в.) со слав. над­пи­сью: «Об­раз Гос­по­день на уб­ру­се»]. Плат изо­бра­жа­ет­ся ли­бо в ви­де ор­на­мен­ти­ро­ван­ной рас­тя­ну­той тка­ни, в со­от­вет­ст­вии с ука­за­ни­ем на то, что Ав­гарь ук­ре­пил ткань на дос­ке, ли­бо со­б­ран­ным в склад­ки, что под­чёр­ки­ва­ло ис­то­рич. дос­то­вер­ность про­ис­хо­ж­де­ния Н. о. Нов­го­род­ская дву­сто­рон­няя ико­на из ГТГ – ред­кий при­мер изо­бра­же­ния не на тка­ни, а на зо­ло­том фо­не. Ке­ра­ми­ди­он, на изо­бра­же­ни­ях ко­то­ро­го при­сут­ст­ву­ют про­жил­ки или ими­та­ция фор­мы кир­пи­ча, встре­ча­ет­ся толь­ко в мо­ну­мен­таль­ных рос­пи­сях. Изо­бра­же­ния Спа­си­те­ля на ико­нах Н. о. со­про­во­ж­да­ют­ся мо­но­грам­мой име­ни Хри­ста «IС ХС», над­пи­сью, ука­зы­ваю­щей на са­му ре­ли­к­вию – «τὸ ἅγιον μανδύλιον» (свя­той уб­рус) или «τὸ ἅγιον ϰεραμύδιον » (свя­тое чре­пие), ино­гда до­пол­ня­ет­ся эпи­те­том «Царь Сла­вы» (ико­на из Рос­то­ва кон. 13 – нач. 14 вв., ГТГ).

Др. тип Н. о., пред­став­ляю­щий лик Хри­ста с кли­но­об­раз­ной бо­ро­дой и плот­но при­ле­гаю­щи­ми дву­мя за­ост­рён­ны­ми пря­дя­ми во­лос, по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в 13–15 вв. Наи­бо­лее ран­ним об­ра­зом та­ко­го ти­па яв­ля­ет­ся ико­на Н. о. в Ва­ти­ка­не (Пап­ские двор­цы; до 1208). Ико­на про­ис­хо­дит из итал. мон. Сан-Силь­ве­ст­ро-ин-Ка­пи­те, ку­да бы­ла при­ве­зе­на, ве­ро­ят­но, по­сле за­хва­та Кон­стан­ти­но­по­ля кре­сто­нос­ца­ми. Её осо­бен­но­стью яв­ля­ет­ся тех­ни­ка ис­пол­не­ния. Об­раз на­пи­сан не на де­ре­ве, а на хол­сте, при­ло­жен­ном к дос­ке и при­кре­п­лён­ном к ней сплош­ным лис­том ок­ла­да, вы­рез ко­то­ро­го идёт по кон­ту­ру ли­ка. Этот факт со­от­вет­ст­ву­ет опи­са­нию то­го, как из­го­тав­ли­ва­лись ко­пии Ман­ди­лио­на, его бу­к­валь­ные по­вто­ре­ния в ма­те­риа­ле. В Ри­ме та­кие ико­ны по­лу­чи­ли назв. «Ис­тин­ный Об­раз» (Vera Icona). Со­хра­ни­лись спи­ски Н. о., точ­но вос­про­из­во­дя­щие его ико­но­гра­фич. осо­бен­но­сти (рим. фре­ска нач. 14 в., Му­зей икон, Рек­линг­хау­зен; дип­тих с Вос­кре­се­ни­ем и Н. о., 1335, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон). Бли­жай­шее сход­ство с рим. ико­ной име­ет ико­на Н. о., хра­ня­щая­ся в Ге­нуе, в мон. Сан-Бар­то­ло­мео-де­льи-Ар­ме­ни (ок. 1362) – дар го­ро­ду ви­зант. имп. Ио­ан­на V Па­лео­ло­га. По мне­нию нем. ис­сле­до­ва­те­ля Х. Бель­тин­га, та­кой же об­раз на­хо­дил­ся в сред­ни­ке си­най­ско­го трип­ти­ха. Этот об­раз и по­доб­ные ему, по мне­нию Бель­тин­га, яв­ля­ют­ся точ­ны­ми ко­пия­ми под­лин­но­го эдес­ско­го Ман­ди­лио­на, дос­то­вер­ный вид ко­то­ро­го, од­на­ко, ос­та­ёт­ся не­из­вест­ным.

Сце­ны с ис­то­ри­ей Н. о., на­чи­ная с си­най­ской ико­ны 10 в., по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние в ми­ниа­тю­рах ру­ко­пи­сей, на ико­нах и ок­ла­дах, в мо­ну­мен­таль­ных рос­пи­сях [ми­ниа­тю­ры ми­но­ло­гия 11 в., Нац. б-ка, Па­риж, Gr. 1528. Fol. 181v; ми­ниа­тю­ра Хро­ни­ки Ио­ан­на Ски­ли­цы (пе­ре­не­се­ние Н. о. в Кон­стан­ти­но­поль), 12 в., Нац. б-ка, Мад­рид, Gr. 2. Fol. 131r; ми­ниа­тю­ры лат. ру­копи­си 13 в., Нац. б-ка, Па­риж, Lat. 2688; клей­ма се­реб­ря­но­го ви­зант. ок­ла­да ико­ны из Ге­нуи; цикл ис­то­рии Н. о. в рос­пи­си со­бо­ра Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы мон. Ма­тейч, Ма­ке­до­ния, 1356–60]. В кон. 16–17 вв. в рус. иск-ве по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние ико­ны Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го с ил­лю­ст­ра­ция­ми «Ска­за­ния о Спа­се Не­ру­ко­твор­ном» в клей­мах (напр., ико­на Ки­рил­ла Ула­но­ва в ц. По­кро­ва в Фи­лях в Мо­ск­ве, 1694).

В зап.-ев­роп. иск-ве по­пу­ля­рен Н. о. Хри­ста в тер­но­вом вен­це, по­лу­чив­ший назв. «Плат Ве­ро­ни­ки». В ос­но­ве это­го изо­бра­же­ния ле­жит ви­зант. «По­весть о Не­ру­ко­твор­ном об­ра­зе», в ко­то­рой го­во­рит­ся об об­ра­зе, воз­ник­шем на пла­те, ко­то­рым Хри­стос отёр кро­ва­вый пот во вре­мя мо­лит­вы в Геф­си­ман­ском са­ду. Од­на­ко в лат. тра­ди­ции это пре­да­ние транс­фор­ми­ро­ва­лось: по­яв­ле­ние об­раза свя­за­ли с жен­щи­ной Ве­ро­ни­кой (ве­ро­ят­но, от Vera Icona), по­дав­шей пла­ток Хри­сту во вре­мя ше­ст­вия на Гол­го­фу. Сю­жет со св. Вероникой широко распро­странён в искусстве 15–17 вв., причём на плате, который святая держит в руках, Хрис­тос изображается как в терновом венце, так и без него. В 18 в. Н. о. Христа в терновом венце поя­ви­лись и в Рос­сии.

Су­ще­ст­во­вал так­же Н. о. Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем, воз­ник­ший в апо­столь­ские вре­ме­на на стол­пе в хра­ме г. Лид­да (Ди­ос­по­лис Па­ле­стин­ский). Спи­сок с это­го изо­бра­же­ния, вы­пол­нен­ный по за­ка­зу пат­ри­ар­ха Гер­ма­на Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (8 в.), про­сла­вил­ся в эпо­ху ико­но­бор­че­ст­ва и из­вес­тен как Лидд­ская (Рим­ская) ико­на Бо­го­ма­те­ри. В г. Са­ло­ни­ки су­щест­ву­ет ц. Бо­го­ма­те­ри Ахи­ро­пии­тос (Παναγία ’Αχειροποίητος), 5 в., на­зва­ние ко­то­рой, ве­ро­ят­но, свя­за­но с по­чи­тав­шей­ся в ней чу­до­твор­ной ико­ной Бо­го­ро­ди­цы.

bigenc.ru

Икона Спас Нерукотворный

Образ «Спас нерукотворный» по легенде является самым первым православным образом, который увековечил облик Господа Бога. Роль данной иконы очень важна для каждого христианина, довольно часто эту святыню ставят в один ряд с Животворящим Крестом и Господнем Распятием. Православные люди с давних времен проявляют интерес к значению иконы «Спас Нерукотворный», и в каких случаях к ней обращаются за помощью.

Легенды возникновения иконы «Спас Нерукотворный»

Икона Иисуса характеризуется особым значением в православной иконописи. Данная святыня имеет две версии возникновения:•    на полотенце (Мандилиона);•    на камне (Керамион).

Согласно первому преданию, в котором говорится, что однажды правитель Авгарь слег с опасной болезнью и обратился письменной просьбой к Христу избавить его от проказы. Иисус Христос отправил царю письмо, но болезнь не отступала.

Тогда царь послал своего придворного художника с приказом сделать портрет Христа. Но смотря на безуспешные старания слуги, Спаситель взял чистый платок и миску с водой. Сполоснув свое лицо Христос взял полотенце и оставил свой облик на нем. Когда художник Авгаря отправился обратно, то заночевал в городке Иераполе и схоронил полотенце с запечатленным обликом Иисуса в каменных плитах. На следующие утро на одном из камней отобразился лик Христа. Когда царю Авгарю слуга отдал чудотворное полотенце с изображением Христа, то болящий моментально избавился от болезни.

Платок и Плита вскоре отправили в Царьград, а через несколько лет эти святыни были доставлены и в Киевскую Русь. Лик Спасителя на полотенце характеризуется чуть большим значением, чем на камне. Но божественная помощь одинаково приходит, к верующим, которые возносят молитвы перед данными святынями.

Роль образа «Спас Нерукотворный»

Данная чудотворная икона Спасителя включает в себя пару особенных деталей:•    Святой образ представляет собой обязательный предмет в программе обучения иконописцев и является их выпускной работой;•    Данный лик Спаса считается уникальным изображением Господа с нимбом, завершенного вида. Это означает мир и законченность устройства вселенной;•    Соразмерность изображения лика Иисуса. Лишь немного косят глаза в сторону, чтобы предать больше жизни. Соразмерность образа символизирует соразмерность всех созданий Божьих;•    Икона Спасителя не проявляет мучения либо горе. Она излучает покой, гармонию и непорочность, а также полную свободу от проявления любых чувств. Икону чаще всего приводят как иллюстрацию к понятию «непорочная красота»;

•    На святыне запечатлен портрет Спасителя, одно его лицо. Такая характерная черта имеет разные значения. Одно из них гласит, что глава выделяет верховенство души над телесами, а еще символизирует, то что предводителем в духовной жизни по-прежнему является Иисус Христос.

Святой образ является уникальным и единственным изображением облика Иисуса Христа. Другие же Образы Спасителя изображают его в полный рост либо в движении.

В каких случаях обращаются к лику «Спас Нерукотворный»:

•   при избавлении страшных недугах;•   при получении благодати для себя и своих родных;•   для укрепления физического и душевного состояния;•   для защиты от плохих помыслов и жизненных неудач;

•   о поиске верного решения в трудных ситуациях и истинного пути.

Но прежде чем обратиться с просьбой к Господу Богу, перед его иконой нужно раскаяться и вознести молитву «Отче наш».

День почитания иконы «Спас Нерукотворный» является шестнадцатого (двадцать девятого) августа.

«Иисус Христос явил нам святой лик Свой, для того чтобы мы, смотря на икону, вечно помнили о его пришествии, мучениях, мучительной кончины для искупления грехов всего человечества» - так было произнесено на шестом Всемирном     Собрании»

Данная икона, как гласит Священная Легенда, возникла вовремя мирского бытия Спасителя, и ныне получившая название Нерукотворный     Спас. В Новом Завете нет свидетельств об этом случае, а память о нем записана в воспоминаниях православных историков и в церковных легендах.

Записи об иконе «Спас Нерукотворный»

Одно из первых письменных свидетельств о таком лике в Восточных странах относится к четвертому веку. Как утверждают историки, этим свидетельством является легендарная письменная просьба царя Авгаря обращенная к Иисусу и ответная записка Спасителя царю, которая содержалась в летописях Фаюмы приблизительно четвертого-пятого столетия и во время исследовательских работ в Эфесе в надписях, оставленных  на древнем дверном косяке в одном из старых домов.

Существуют отсылки на откровения праведной аквитанской верующей, странствующей по божественным местам Востока Сильвии, которая примерно в пятом веке получила от Едесского монаха копии писем Авгаря и Иисуса.

В каких храмах в России хранится икона Спас Нерукотворный

В самой России подлинника святыни полотенца не было, но хранились копии известные чудодейственными свойствами. Одна из них долгое время хранилась в Новоспасской обители, находившаяся вблизи Таганки, которая прославилась как гробница семьи Романовых. Но одно из первейших чудес случилось в городке Вятка, через время чудотворный лик был с почестями отправлен в Москву. Произошло это зимой в середине шестнадцатого века.

Сперва икона хранилась в одной из башен Кремля, но вскоре ее отправили в Спасо-Преображенский храм. Вот некоторые чудесные исцеления, посланные чудотворным образом:•    обрел зрение мужчина-слепец;•    поддержка в прекращении восстании С. Разина;•    паломническое странствие с образом остановил пожар в середине восемнадцатого века;•    бессчётное количество избавлений от болезни холеры.

Но, к сожалению, во времена революции чудодейственная вятская икона пропала, а в наше время вместо оригинала там хранится копия образа.

Собор иконы Спаса Нерукотворного в Абрамцево считается восхитительным памятником российской архитектуры. Маленький изысканный храм является совместной работой В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они вместе придумали чертеж строения, киот, всю обстановку, создали образы, а также украсили мозаикой полы. Оконную роспись сделал М. Врубель. Церковь освящена в конце восемнадцатого века. Добраться из столицы в Амбрамцево можно на электричке доехав до остановки «Хотьково».

Одной из древнейших икон в России считается образ «Спас Нерукотворный» написанный в двенадцатом веке и относящийся к новгородскому виду. Лик плата на нем нет, потому что икона являет изображение Господа, чудесно отпечатанного на камнях (в Эдессе). Как утверждают специалисты, этот образ очень похож на подлинник, проявившегося на камне. В то время лик находился в Кремле, ныне хранится в Третьяковской галерее.

Молитва перед иконой «Спас Нерукотворный»

Тропарь, глас 2

Пресвятому облику Твоему преклоняемся, Милосердный, просим отпущение всех грехов наших, Господи Иисус, Отцовской волей подчинившийся Ты плотью, взошедший на Крест, и избавивший, Ты людской род от дел нечистых. Ради этого признательно поем Тебе: счастья явил всем, Спаситель наш, пришедший спасти людей.

ortodoxshop.ru

Описание иконы Нерукотворный Спас, о чём её можно просить? (3 фото + видео)

Православные храмы изобилуют ликами святых, способными оказать свою божественную помощь людям в затруднительном положении и при наличии тяжёлых болезней. Каждая икона характеризуется каким-то своим особенным действием, позволяет улучшить жизнь человека в определённой сфере. В этой статье я хотела бы предложить вам разобраться со значением иконы Спаса Нерукотворного, а также с тем, в каких ситуациях вы можете молить её о милости.

Обзор иконы Спас Нерукотворный

Нерукотворный Образ Спасителя представляет собой одно из изначальных изображений, запечатлевшее на себе лик Господа. Образ выступает весьма значимым у приверженцев христианской религии, зачастую его выдвигают на одно место с крестом и распятием.

Если вы – православный человек и желаете узнать настоящую характеристику данной иконы, а также от каких неприятностей можно защитить себя с её помощью – непременно читайте дальше.

Как изначально появился Нерукотворный Образ Иисуса Христа

Узнать, как выглядел Спаситель мы можем по большому количеству различных церковных преданий и легенд, но при этом Библия ни одним словом не упоминает про внешний вид Иисуса. Как же тогда могло появиться изображение того лика, про который мы рассказываем сейчас?

История создания образа «Спаса Нерукотворного» со всеми деталями была сохранена и передана римским историком Евсевием (учащимся у Памфила, проживающим в Палестине). Нужно отметить, что Евсевий внёс очень большой вклад в историю – многие сведения времён Иисуса сохранились до наших дней именно благодаря его усилиям.

Но как же всё-таки появился Нерукотворный Спас? Про славу Спасителя знали далеко от его места проживания, часто его посещали жители других городов и даже стран. Как-то раз царь города Эдесс (сейчас это современная Турция) отправил к нему глашатая с посланием. В письме рассказывалось, что Авгарь измучен старостью и тяжёлым заболеванием ног. Иисус дал обещание отправить кого-то из своих учеников оказать помощь правителю и принести просветление его народу с помощью света Святого Евангелия. Следующий случай был записан и передан Ефремом Сириным.

Авгарь кроме гонца отправил к Иисусу ещё и живописца, но того так сильно ослепило божественное сияние, что он был не в состоянии писать портрет Христа. Тогда Спаситель решил преподнести Авгарю своеобразный презент – полотно (убрус), которым вытер своё лицо.

Полотно сохранило отпечаток божественного лика – именно поэтому ему дали название нерукотворного, то есть такого, который создали не человеческие руки, а божественная сила (аналогично Туринской плащанице). Это стал первый образ, возникший ещё при жизни Иисуса. А когда ткань была доставлена послами в Эдессу – она сразу же превратилась в местную святыню.

Когда Иисуса распяли на кресте, в Эдессу отправляется апостол Фаддей, исцеляющий Авгаря и совершающий другие чудеса, а также активно обращающий местное население стать христианами. Про эти удивительные события мы узнаём от другого историка – Прокопия Кесарийского. А в записях Евагрия (Антиохия) рассказывается про чудесное спасение горожан от засады врагов.

Внешний вид иконы Спаса Нерукотворного

Исторические документы сохранили до наших дней описание божественного лика, который хранился царём Авгарем. Полотно натянули на основу из дерева. Удивительно, что Спас Нерукотворный является единственным образом, изображающим Иисуса в виде человеческого существа, делая акцент на его человеческой природе.

А на всех прочих изображениях Спаситель изображён уже с элементами церковной атрибутики или же выполняет определённые действия. А на образе Спаса можно лицезреть облик Иисуса, причём он не является «видением» автора, а представляет собой реальный образ Господа.

Чаще всего встречаем изображение Спаса на убрусе – образ Спасителя, изображённый на фоне полотенца со складками. В большинстве своём плат имеет белый цвет. В некоторых случаях лик изображают на фоне кладки из кирпичей. А в ряде традиций полотенце придерживают по краям парящие в воздухе ангельские существа.

Образ уникален своей зеркальной симметричностью,  в которую не вписались лишь глаза Спасителя – они чуть-чуть перекошены, что добавляет мимике лица Иисуса большей одухотворённости.

Список Нерукотворного Спаса, который находится в городе Новгород, представляет собой эталон античного воплощения про идеальную красоту. Кроме совершенной симметрии большого значения здесь уделяют полному отсутствию эмоций – возвышенной чистоте, душевному спокойствию Спасителя, которые словно заряжают всех, кто обращает свой взор на его икону.

Что образ означает в христианстве

Сложно переоценить, что обозначает лик Нерукотворного Спаса – ведь его удивительное возникновение само по себе представляет достаточно значимый аргумент в пору борьбы с иконами. В действительности именно образ является главным подтверждением того, что лик Спасителя можно изображать и использовать в качестве святыни и молиться ему о своих просьбах.

Сохранившийся на полотне отпечаток представляет собой главный тип иконографии, напоминающий про божественное начало иконописи. Это мастерство изначально обладало также описательной функцией – истории из Библии начинали оживать перед очами первых приверженцев христианства. Кроме того, раньше практически не было книг, даже знаменитого Священного Писания, представлявшего собой большую редкость в течение длительного времени. Поэтому вполне логично, что верующие очень хотели обладать зримым воплощением Спасителя.

Тот же факт, что на иконе изображается лишь лицо Иисуса призвано напомнить христианам, что они могут спастись исключительно, если установят личные взаимоотношения с Христом. А если это не произойдёт – никакие из церковных обрядов не смогут пропустить верующего в Царство Небесное.

На образе Иисус смотрит чётко на зрителей – он словно призывает каждого, кто обратит на него свой взор, последовать за Собой. Процесс созерцания образа Спаса Нерукотворного позволяет осознать истинное значение жизни в христианстве.

Что обозначает икона «Спаса Нерукотворного»

Удивительный образ Спасителя отличается определёнными характеристиками:

  • именно описываемая икона представляет собой непременный элемент программы обучения иконописцев и их первую самостоятельную икону;
  • это единичное из ликов Иисуса, на котором присутствует замкнутый нимб. Нимб выступает олицетворением гармонии и завершённости Вселенной;
  • изображение отличается симметрией. Лишь глаза Иисуса немного скашиваются в боковую сторону, чтобы продемонстрировать более живую картину. Симметрия на образе призвана напомнить про симметрию во всём, что было сотворено Господом;
  • лицо Иисуса на иконе не выражает эмоций страдания или боли. Напротив, оно вызывает ассоциации со спокойствием, равновесием и чистотой, а также – свободой от любых эмоциональных переживаний. Зачастую лик ассоциируется с понятием «чистой красоты»;
  • икона демонстрирует исключительно портрет Спасителя, одну его голову, даже отсутствуют плечи. Эта особенность может быть трактована с разных позиций, в частности, голова ещё раз делает акцент на главенстве духовного над телесным, плюс выступает своеобразным напоминанием про важность Сына Божьего в церковной жизни.

Примечательно, что описываемая икона выступает единственным изображением только лица Иисуса. На всех остальных святых Ликах можно обнаружить Спасителя двигающимся либо стоящим во весь рост.

С какими просьбами можно обратиться к «Спасу Нерукотворному»?

Икона способна выручить человека в ряде неприятностей, а именно:

  • если человек решает сложную жизненную проблему, находится в затруднительном положении, из которого трудно найти выход – стоит обратиться за помощью к иконе «Нерукотворного Спаса»;
  • если утрачивается вера – также поможет лик Спасителя;
  • если имеют место различные тяжёлые патологии – тоже стоит обратиться к лику;
  • при наличии дурных, греховных помыслов, помолившись у данной иконы, вы сможете быстро избавиться от последних;
  • молясь у образа реально получить милость и снисхождение у Спасителя, как для себя, так и для своего близкого окружения;
  • если вы страдаете от апатии, нехватки физической энергии – эту беду также позволяет решить лик Спаса Нерукотворного.

Прежде, чем вы начнёте просить про помощь Христа у его иконы – покайтесь и прочтите текст молитвы «Отче наш».

В завершение предлагаю вам также просмотреть информативное видео про икону «Нерукотворный Спас»:

nlo-mir.ru


Смотрите также