Святой роман сладкопевец в чем помогает


Икона святого Романа Сладкопевеца: житие, молитва, в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Все, кто хотя бы раз в жизни присутствовали на богослужении в храме, удивлялись прекрасному звучанию и мелодичности церковных песнопений. Созданию этих красивых гимнов и мелодий посвятил всю свою жизнь преподобный Роман Сладкопевец, день памяти которого отмечают 14 октября (1 октября по строму стилю) на праздник Покровы Пресвятой Девы Марии.

Роман Сладкопевец, житие

Этот святой был родом из Греции, а родился в Сирии в городе Емесе в 490 году. С ранних лет он ощущал свое предназначение служить Господу, поэтому вел праведный образ жизни, постоянно молился и отказался от всех мирских благ.

После того, как Преподобный получил христианское образование, его взяли на службу диаконом в городе Бейруте, в Воскресенской церкви. За время правления императора Дикоре Анастасии I святой Роман переехал на постоянное место проживания в Константинополь. Там он получил должность клирика в патриаршей церкви имени Святой Софии.

На службе его особо не отмечали, хотя он усердно помогал во время богослужений. При этом не имел ни голоса, ни слуха и поэтических способностей. Патриарх очень привязан был к Роману и приблизил его к себе за чистоту помыслов и веру.

За особое к себе отношение патриарха, святого Романа начали притеснять иные клирики. Они решили его наказать, выставив на смех на одном из богослужений в канун Рождества. Святого Романа вытолкали на середину храма и принудили петь. В этот момент присутствовали многие веряне, сам император со свитой и патриарх. Преподобный Роман хриплым голосом и невнятно попытался спеть, но осрамился.

После богослужения Роман дома в печали очень долго и усердно молился Пресвятой Деве. Когда Богородица явилась к нему, она дала свиток и приказала его съесть. В результате произошло чудо, и Роман получил прекрасный голос, слух и возможность писать церковные тексты.

В благодарность в ту же ночь преподобный Роман Сладкопевец написал свою знаменитую песнопень в честь Рождества Христова:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

На следующий день святой Роман сам вызвался спеть и сделал это так красиво, что присутствующие не смогли сдержать восторг и назвали его «Сладкопевец». Когда его спросили, откуда он получи такое дарование, Роман без утайки рассказал о благодати Божьей Матери. Все его завистники и враги, попросили прощение и раскаялись в своих злодеяниях. Патриарх возвел его в сан диакона.

С того времени он стал украшением всех богослужений и исполнял написанные им гимны и кондаки.

После того, как святой Роман Сладкопевец получил всеобщую любовь, он начал передавать свои умения другим. Используя полученный дар, он учил петь и организовывал церковные хоры в Константинополе очень успешно. Именно святой смог возвысить пение в храме, придать ему мелодичность и гармонию. Кроме этого он написал много молитв и гимнов. На все главные христиански праздники исполняют произведения преподобного Романа.

Перед своей кончиной в 556 году Роман постригся в монахи и доживал свои дни в монастыре Авваса. За свою деятельность и огромное наследие его было причислено к лику Святых. Особое значение для преподобного имел Влахернский храм, он любил там бывать и служить. Именно здесь произошло явление Покрова Богородицы, поэтому святой Роман изображается на иконе Покровы, но жил он в иное время.

Святой Роман сладкопевец, в чем помогает

Святой Роман Сладкопевец, икона которого имеет самостоятельное существование, часто изображается и на иконе в честь Покрова Пресвятой Девы. На ней он размещается по центру в обличии диакона. На самостоятельной иконе его изображают со свитком в руках, как ознаменование его деятельности.

Икону святого часто дарят близким людям по имени Роман. Ведь он является их покровителем. Помимо этого Сладкопевцу молятся в таких случаях:

  • получение помощи в искусстве пения;
  • для развития творческих способностей. Особенно это распространено среди музыкантов, певцов и поэтов;
  • обращаются к нему те, кто хочет более глубоко понять Священное письмо, тексты гимнов, молитв и церковных песен;
  • получить защиту от завистников;
  • обрести новых друзей;
  • защитить свой дом от недругов;
  • для получения уверенности в себе;
  • для разрешения трудных жизненных ситуаций.

Акафист Роману Сладкопевцу носит особое значение. Именно этот человек стал праотцом всех акафистов. Он впервые создал такое писание, хотя в его время оно имело название церковного гимна. Акафист пресвятому читается так же, как и в остальных случаях. Текст акафиста святому Роману следующий:

Кондак 1

Избранный подвижниче и земный ангеле Христов, Божественными добродетельми Духа измлада украсився, Романе премудре, пением прекрасным Церкве Христовы служитель был еси, яко да вопием ти:  Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Икос 1

Ангельское житие возлюбил еси от юности, ум на Божественная возвел, временная и земная пренебрегл еси, тем убо вселися в тя Святый Дух, Егоже благодатию украшен еси, сего ради с любовию вопием ти сице:  Радуйся, чистотою Ангелом уподобился еси.  Радуйся, постом и бдением безстрастия достигл еси.  Радуйся, светильниче Божественнаго света.  Радуйся, молитв благовонное кадило.  Радуйся, грамоте необученный, разумом стремивыйся к Богу.  Радуйся, добрыми делы премудрыя превосходивый.  Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 2

Видя сердца твоего благое намерение, Господь предначерта узкий и тернистый путь твоего спасения. Темже иго Христово благое и легкое усердне восприяв, смирен и послушлив был еси, воспевая всех Творцу и Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественных Писаний истинною премудростию стяжав, что по апостолу первее чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнися милости и плодов благих, несумненно и нелицемерно. Мы же, дивящеся чистоте твоей, воспеваем:  Радуйся, на Бога Промыслителя всю надежду возложивый.  Радуйся, токмо Его благоволения взыскавый.  Радуйся, в послушании усердно трудивыйся.  Радуйся, в сердце имевый страх Божий.  Радуйся, житием добродетельным на земли просветивыйся.  Радуйся, за сие любовь Божию на небесех снискавый.  Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 3

Силою любве утверждаяся, поревновал еси евангельское житие стяжати по образу преподобных отцев. Егда же даде ти Господь разумение сего благоугождения, воспел еси со умилением: Аллилуиа.

Икос 3

Имея крепкую веру во благое промышление Божие о спасении человека, притекл еси к честному образу Пресвятыя Богородицы, сопредсташа в церкви Влахернстей, и смиренно молил еси Владычицу, да управит путь твой. Мы же, видяще твое неотступное упование на милость Царицы Небесныя, поем ти:  Радуйся, Божия Матере верное и возлюбленное чадо.  Радуйся, силы Ея священнаго покрова тайное постижение.  Радуйся, Заступницы Усердныя благоговейный почитателю.  Радуйся, теплыя в нощи молитвы к Ней слезно возносивый.  Радуйся, тако утешение в сердце своем обретый.  Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 4

Бурю многих бед, зависти ради за усердие к послушанию претерпел еси, благий. Обаче за поношение и уничижение воздавал еси кротостию и смирением, мы же мнозе дивящеся незлобию и терпению твоему взываем: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша и видя премногую добродетель твою, возлюби тя святейший патриарх, даде с клиром ти равную часть, мы же о сем веселящеся глаголем сице:  Радуйся, всем сердцем Господа возлюбивый.  Радуйся, посрамление завистное приемый в навечерие Рождества Христова.  Радуйся, пред иконою Пресвятыя Богородицы утешение взыскавый.  Радуйся, кротостию уничижение победивый.  Радуйся, явивый сердечныя простоты образ светлый.  Радуйся, умягчивый сердца обидчиков твоих.  Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 5

Богопесненную любовь и сердце чистое к достижению небеснаго отечества, яко светильник, во уме твоем выну содержа, тою прославил еси Небеснаго Отца, воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 5 

Видяще, о пречудне Романе, любовь твою к Богу, юже в сердце твоем выну храниму, сию созерцающе сице рцем вси:  Радуйся, трость песнописца послушная, в руце Христове содержимая.  Радуйся, единаго Христа от сердца возлюбивый.  Радуйся, в радость Господа вшедый.  Радуйся, Тому единому всею душею прилепивыйся.  Радуйся, сладостьми духовными нас насыщаяй.  Радуйся, возлюбленный к Богу о нас предстателю.  Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 6

Проповедник неоскудеваемыя благодати и милости Божия явился еси ты, блаженне, егда от Царицы Небесныя во сне приял свиток книжный на снедение: тем убо умудрен, нача разумно пети во славу Божию, святым же писати похвальная,взывая с верою: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси аки звезда многосветлая, исполнившись премудрости великия, ибо Владычица, яко некогда Сын Ея Своим апостолом, отверзла тебе ум к разумению Писаний, сего ради ублажаем тя, зовуще:  Радуйся, любве евангельския сокровище.  Радуйся, Духа Святаго вместилище.  Радуйся, от Девы Богоблагодатныя дерзновение приемый.  Радуйся, благодарение от сердца чистаго Наставнице своей возносивый.  Радуйся, сладость отречения воли своея познавый.  Радуйся, за кротость и смирение великий дар Божий приявый.  Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 7

Хотяще вознести достойное благодарение Царице Небесней, возшел еси, Романе блаженне, на амвон церковный и воспел гласом сладким кондак свой, глаголя: Дева днесь Пресущественнаго рождает. Тем и мы Пречистей воспеваем: Аллилуиа.

Икос 7

Дивная звезда явился еси ты, сладкопевче преблагий, украшение изящное Церкве Христовы. Давидову кротость, Иаковле беззлобие и терпение Иовле стяжал еси, мы же вопием ти:  Радуйся, милости Божия стяжателю.  Радуйся, к Богу присный о нас предстателю.  Радуйся, ангельским пением просветивыйся.  Радуйся, лучезарный светильниче.  Радуйся, непоколебимый столпе веры Христовы.  Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 8

Вси же видяще и слышаще, удивишася, яко течаше от уст твоих, аки река, премудрость. Постыдишася же клирицы, оскорбившие тя, досаждаху о простоте и невежествии, и покаявшеся припадоша к ногам твоим, прощения просяще и славяще Бога, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь огнем Божественныя любве исполненный, в терпении стяжав Дух Святый, по слову Евангелия Христова. Мы же, любовию твоею побеждаеми, дерзаем звати тебе таковая:  Радуйся, яко дивный образ Отца Небеснаго в себе явивый.  Радуйся, братию враждовавшу на тя, любовию Христовою возлюбивый.  Радуйся, благая за злая воздававый.  Радуйся, пример братолюбия христианскаго всем нам оставивый.  Радуйся, злых приводяй к постыжению.  Радуйся, скорбящим подаяй утешение.  Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 9

Все естество человеческое и лики Ангелов восхваляют тя, премудре отче, яко послушник, смирения исполненный, приял еси блаженный путь Христов, водворися в Царстви Небеснем, поюще: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя не довлеют изглаголати чистоту духовную, юже имел ты, блаженне Романе; и нас научи вере крепцей и безропотному послушанию, с любовию зовущих ти:  Радуйся, паствы твоея изрядный послушниче.  Радуйся, Ангелов собеседниче.  Радуйся, алчущих жизни вечныя питателю.  Радуйся, мудрых словес насадителю.  Радуйся, умильно Божию славу воспевый.  Радуйся, сладкогласную струну Божественнаго дара приемый.  Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 10

Спасти хотя род человеческий, верный путеводитель явился еси, дивно возглашая славу Божию. Мы же, внимая слову мудрости твоея, с веселием прославляем Господа, воспевая: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго, Егоже славословят Херувимы и Серафимы, житием, верою и любовию всеусерднейший служитель был еси, преподобне, яко крин благоуханный, со всеми избранниками Пречистыя Богородицы у Престола Всесвятыя Троицы предстал еси, тем радостно зовем ти:  Радуйся, благий ходатаю о нас ко Господу.  Радуйся, молитвенниче пресветлый и прелюбимый.  Радуйся, яко равноангельную красоту стяжал еси.  Радуйся, яко нищетою духовною обогатился еси.  Радуйся, яко разум свой ко Господу отверзл еси.  Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 11

Пение умиленное приносим ти, скорому помощнику в нуждах и печалех всем, к тебе с верою и любовию притекающих. Тем же твоими песнопеньми в Церкви Божией прославляется Бог, Дивный во святых Своих, зовущих непрестанно: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светлейший светильник и молитвенник явился еси, Романе богоблаженне. Ныне Владыце всех предстоя и дерзновение к Нему стяжав, моли о нас, совершающих светлую память твою, зовуще:  Радуйся, Богу единому послуживый.  Радуйся, вся заповеди Божия исполнивый.  Радуйся, обителей Небесных удостоивыйся.  Радуйся, горния славы приобщивыйся.  Радуйся, гласе благознаменитых словес.  Радуйся, в песнопениях богослове сладкозвучный.  Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 12

Благодати Божия сокровища наследовал еси, Богородицу Марию богомудра имел еси Учителя, вразумляющу тя и научающу пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое достохвальное житие на земли, радостно славим Дивнаго во святых Своих Царя Небеснаго. Того благодатию в селениих праведных ныне ликуеши, идеже зриши славу Божию нескончаемую. Мы же умильно воспеваем ти:  Радуйся, яко красоту и славу мира сего отрясл еси.  Радуйся, яко душу твою вперил еси к горнему званию.  Радуйся, яко твоих глагол вещание Вселенную исполни.  Радуйся, научаяй знанию спасительному всех.  Радуйся, златокованная трубо, славу Божию со ангелы возвещающая.  Радуйся, Богом увенчанный, в молитвах своих нас не оставляющий.  Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 13

О, преблаженне и Богоносне отче Романе! Приими сие малое молитвенное приношение наше, и с Пресвятою Владычицею принеси молитву ко Господу Богу, да избавит нас от всякого вреда и скорби, и сподобит Своего Небеснаго Царствия, идеже вси, присно торжествующе, немолчно воспевают: Аллилуиа. (Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1)

Подкрепить чтение акафиста можно произнеся молитву. Молитва Роману Сладкопевцу имеет два варианта прочтения.

Обязательно к прочтению:  Святые мученики Маркиан и Мартирий

Вариант 1:

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу.

Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих.

Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.

О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вариант 2

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.

Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Обращаться за помощью ко всем святым, и преподобному Роману Сладкопевцу в частности, нужно с глубокой верой и чистыми помыслами. Именно в таком случае можно достигнуть желаемого.

Обязательно к прочтению:  Икона Иоанна Казанского

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о преподобном Романе Сладкопевце:

ikona-i-molitva.info

Роман Сладкопевец: в чем помогает? :

Биография этого святого собрана, или, если точнее сказать, реконструирована на основе первичных источников – прижизненных свидетельствах и составленных им же кондаков. Известно, что он проживал на рубеже конца V и середины VI веков.

Преподобный Роман Сладкопевец прославился как один из величайших византийских гимнографов. Сведения о нем сохранились в ветхих синаксарях – Менологий Василия II (X в.); также стоит упомянуть Берлинский, Иерусалимский и Патмосский талмуды или кодексы, которые тоже связаны с недошедшим до наших дней житием святого.

Составление жития святого

Прежде чем узнать в чем помогает Роман Сладкопевец, подробно изучим те сведения, которыми располагают церковно-христианские архивы.

Вот, например, в Патмосском кодексе существуют сведения о том, что он был родом из Сирии и города Эмессы и родился в еврейской, но уже христианизированной семье. По прошествии некоторого времени он начал служить диаконом в святой Божией церкви (Воскресения) в Бейруте. А дальше его ждал Константинополь, где на то время правил царь Анастасий. В Кирах он начал служить в храме Божией Матери, где получил благодать от Самой Матери Божией. Она явилась к нему в тонком сне и дала пергаментный свиток, который повелела съесть.

Когда святой поглотил его, то сразу проснулся и, взойдя на амвон, стал возглашать благозвучное пение: «Дева днесь Пресущественного рождает». После Роман Сладкопевец, икона которого часто изображается с огромной грамотой, составил Господские праздники и дни памяти Святых кондаки, число которых оказалось около тысячи. Написанные его рукой, они и до сих пор хранятся в Кирах.

Новые свидетельства

Менологий Василия II к этим сведениям добавляет еще некоторые. Что, пребывая в благоговейном состоянии и непрестанных молитвах на бдении в церкви Богородицы в константинопольском поместье Влахерны, святой Роман Сладкопевец неоднократно возвращался в сирийские Киры. Еще один ранний источник - житие святого Артемия - имеет эпизод времен правления Ираклия, в котором описывается, что с юного возраста святой Артемий молился и воспевал «стихи иже во святых смиренного Романа».

Таков на первый взгляд Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает его святой образ? Этот вопрос интересует многих православных христиан. Церквные певчие молятся этому святому в помощи именно в певческом искусстве.

Служба святому Роману - другая группа свидетельств - канон, был опубликован в Минее и подписан именем Епифания в Богородичных. В нем тоже есть некоторые сведения о жизни святого Романа, в частности, указывается: «от юности святой Роман всего себя возложил Христу» (песнь 1,2), в Константинополе жил как аскет. В этом каноне описывается и чудо явления ему Богородицы (песнь 5, тропарь 2).

Еще некоторые сведения о святом дает канон Феофана Грапта, в котором говорится, что он был наилучшим диаконом (6 песнь, 1 тропарь), который служил как проповедник через свои гимны. В этом каноне (песнь 4,2). Также говорится, что он изучал Писание с раннего детства, и, когда прибыл в Константинополь, постоянно посещал церковь Богородицы во Влахерне.

Но самый интересный фрагмент кондака преподобному Роману издан кардиналом Питра и Гродидье де Матоном. До наших современников дошли всего три икоса, где восхваляется житие святого Романа, и особенно - во втором и третьем икосе.

Роман Сладкопевец

К третьей группе относятся кондаки, составленные самим Романом Сладкопевцем. Он был современником землетрясения 527-529 годов, а также свидетелем восстания «Ника» 532 года и построения храма Святой Софии 537 года. Святой также застал ужасные катастрофы 551-554 годов. Хронисты сообщают, что землетрясение 551 года привело к тому, что море отступило более, чем на милю. В 554 году землетрясения чувствовались и в Константинополе, и в Александрии. Это означает, что в это время святой был еще жив.

Молитва Роману Сладкопевцу начинается со слов: «Преподобный Отче Романе!» или «О, священное главо!».

Год его смерти можно датировать не позднее 562-м. Он пришел в Константинополь в правление царя Анастасия (518). В Бейруте начал служить в церкви Вознесения диаконом, когда ему было не менее 25 лет. Рождение святого Романа следует отнести к периоду между 480-490 годами. И наверняка он был хорошо знаком с медицинским искусством, так как в его кондаках достаточно часто можно встретить специфическую медицинскую лексику.

Судя по тому, что в кондаках упоминаются имена великих ученых Платона, Арата, Пифагора, Гомера, Демосфена (кондак на Пятидесятницу, 17 строфа), он получил великолепное и наиболее полное классическое образование. Не менее интригующе выглядят нападки святого Романа на врачей (кондак на Иоанна Евангелиста), что характеризует его как прекрасного знатока медицинской терминологии. Роман Сладкопевец инкриминировал врачам, что они берут мзду чрезмерную со своих пациентов, которые, оставаясь без средств, обрекали себя на голодную смерть. Некоторых врачей он называл «растленным собранием лжеврачей» и подчеркивал их жадность.

Врачебная практика святого

Роман Сладкопевец прожил долгую жизнь. Его еврейское происхождение говорит о том, что, кроме ростовщического дела в византийском мире, евреи часто занимались медицинской практикой, и, скорее всего, и его семья относилась к этой среде. Он конфликтовал с врачебной корпорацией Эмессы, сбивал цену за лечебные услуги и часто лечил безвозмездно.

Поэтому есть предположения, что именно с этими вопросами и связан переезд святого Романа из Эмессы в развивающийся Бейрут, который в VI веке был крупным культурным центром восточного Средиземноморья, где всегда было много соблазнов и хвастливо выставляемого богатства. В таком большом и искушенном городе еврею-провинциалу было очень нелегко пробиться. Для этого надо было обладать незаурядными способностями. И святому Роману, несмотря на все сложности, это все же удалось.

Вероятнее всего, внимание церковных властей привлекло его поэтическое дарование. И тогда его посвятили в диаконы для служения в Бейрутской церкви Воскресения, которая была очень величественной. Положение здесь его как диакона было связано с благотворительными обязанностями.

Познание в праве

На его творения повлияло и пребывание его в центре правоведения. В своих творениях он часто несет правовую мысль, где чувствуются его неплохие адвокатские и следовательские навыки.

Неизвестно, почему покинул Бейрут святой Роман и отправился в Константинополь, но есть некоторые предположения, что он переселился туда в 512 году, когда низложили православного патриарха Антиохийского Флавиана, и на его место пришел богослов и монофизит Севир Антиохийский.

Во время его правления начинаются серьезные притеснения православных служителей. Бейрут был заметным центром вместе с церковью Воскресения. А святой Роман, ваявший кондаки и всегда исповедовавший православие и про-халкедонские взгляды, наверняка, сразу мог обратить на себя внимание и стать изгнанной жертвой монофизитских церковных управителей. Или, возможно, он сам уехал, не выдержав притеснений. Косвенное подтверждение этому - кондак «Трех отроков».

Константинополь

Переехав в Константинополь, он поселился в Кирах вблизи церкви Богоматери (Кириотисса). В ней и произошло видение, о котором говорится в синаксари. Доказательством этого могжет послужить постоянное пребывание святого Романа в Кирах (в этом скромном квартале его тело погребли возле церкви), хотя он мог претендовать и на большее.

А все потому, что Кириотисса стала для него святым местом. Еще одним доказательством видения является возникновение кондака на Рождество. Значит дарование поэтического таланта с благословения Богородицы все же свершилось.

Кроме краткого варианта этого события, есть еще и гораздо поздний распространенный вариант (XIII-XIV вв.). Преподобный Акадий Савваит повествует о том, что святой Роман не имел голоса и совсем не умел читать, за что его собратья часто подвергали насмешкам. Он молился Богородице, и тогда Она явилась к нему во сне и просила, что печалит его и дала ему свиток, взамен он обещает стать монахом. Роман поглощает свиток и вскоре принимает монашеский постриг в обители Авассу. Однако признания того, что Роман стал монахом из повествования Акакия стали ошибочными, да и сама обитель Авассу в ранних источниках почти неизвестна.

Другие исследования

Никифор Каллист, например, об этом видении пишет, что в церкви Богоматери хранилась икона, которая мироточила. И как-то раз святой Роман во время бдения под Рождество задремал на шестой песни канона. В тонком сне к нему явилась Богородица и дала ему свиток, который он съел по Ее велению. Перед седьмой песнью он вышел на амвон и запел «Дева днесь». Но и здесь есть некоторые неточности: в Константинополе в VI веке не было канона. Поэтому этот рассказ можно назвать анахроничным, то есть, созданным, опять же, на основе синаксарей. Рассказы Акакия и Ксанфопула не опровергают информацию синаксарей.

Из тех же синаксарей можно узнать, что святой Роман занимался и политикой. Чего только стоит эпизод с восстанием «Ника» 532 года, весь константинопольский императорский двор готов был покинуть столицу в страхе и ужасе. Он пишет гимн, где есть слова сочувствия правящей власти императора и враждебная настроенность к бунтовщикам, которых автор называет безумцами. Получается, что святой Роман был сторонником жестких мер к бунтовщикам, и это не лишено основания.

Святость

Из жития святого Артемия можно узнать, что Роман Сладкопевец почитался как святой уже со времен Ираклия, так как сочиненные им гимны пелись на бдении. И могила его сохранялась веками, даже в XIII веке ее показывали Антонию Новгородскому, который потом записал, что в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы погребен святой гимнограф.

Роман Сладкопевец, храм которого можно посетить в Киеве и Нижнекамске, стал преподавать пение в Константинополе. Благодаря его трудолюбию, любви к Богу и, конечно же, таланту, было высоко поднято благолепие православных служб. Благодаря своему поэтическому дару, он занял особую нишу среди церковных песнописцев.

Святой сочинил более тысячи молитв и гимнов на разные церковные праздники. Особенно знаменит его акафист Благовещению Богородицы, который поется в пятую субботу Великого поста. Его творения стали образцами, по которым потом составлялись и прочие акафисты. Этот святой очень высоко поднял благолепие православного служения и поэтому занимает почетное место среди церковных песнописцев. Дата его смерти 14 октября (1 октября по старому стилю), где-то между 555 и 562 годами.

Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает

С ранней своей юности проводил жизнь богоугодную, подвизавшись в девстве и целомудрии, святой Роман Сладкопевец. Икона с его образом имеет и самостоятельное существование, где он изображен со свитком в руке, обращенным к лику Богородицы, как ознаменование его церковной поэтической деятельности, и на иконе в честь Покрова Пресвятой Богородицы 14 (1 октября), где по центру он изображен в обличие диакона, а рядом Матерь Божия подает ему тот же свиток.

В 1902 году царь Николай II в Московском Ново-Спасском монастыре в поклети Преображенского собора в родовой усыпальнице Романовых устроил храм Романа Сладкопевца, но в годы советского лихолетья, он был поруган и разрушен.

Ему так же молятся те, кто стремится уразумить Священное Писание, молитвы, богослужебные тексты и песнопения. Церковные служители просят его защитить от напраслин и козней завистливых врагов.

www.syl.ru

Преподобный Роман Сладкопевец, Константинопольский, диакон

Преподо́бне о́тче Рома́не! Воззри́ на на́с ми́лостивно и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Ты́ горе́ на небеси́, мы́ на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́, не толи́ко ме́стом, ели́ко грехми́ свои́ми и беззако́нии, но к тебе́ прибега́ем и взыва́ем: наста́ви на́с ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Вся́ твоя́ свята́я жи́знь бы́сть зерца́лом вся́кия доброде́тели. Не преста́ни, уго́дниче Бо́жий, о на́с вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего ми́р Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ на́с, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Вси́ правосла́внии христиа́не, твои́ми чудесы́ испо́лненнии и ми́лостьми облагоде́тельствованнии, испове́дуют тя́ бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́, и и́хже отце́м всепомоществова́л еси́, не отри́ни и на́с, ча́д и́х, стопа́ми и́х к тебе́ ше́ствующих. Предстоя́ще всечестне́й ико́не твое́й, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ и́х на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менную в ну́ждех на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ на́с в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся́ блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. О, превели́кий уго́дниче Бо́жий! Все́м на́м, с ве́рою притека́ющим к тебе́, помози́ предста́тельством твои́м ко Го́споду, и все́х на́с упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты́ ра́достно во труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

azbyka.ru

Диак. Владимир Василик. Жизнь прп. Романа Сладкопевца / Православие.Ru

    

На этой неделе – 1/14 октября – празднуется память преподобного Романа Сладкопевца. Читателям предлагается реконструкция его биографии, составленная на основе первичных источников – его кондаков и прижизненных свидетельств.

О святом Романе Сладкопевце (кон. V – пер. пол. VI века), одном из величайших гимнографов византийского мира (Данте новогреков, по словам Гельцера[1]), осталось не так много свидетельств. Сведения о нем сохранились в трех группах памятниках. Во-первых, в синаксарях, самый ранний из которых – Менологий Василия II – относится к концу X века[2]. Из других синаксарей следует упомянуть Берлинский[3], Иерусалимский[4] и Патмосский[5], которые, возможно, связаны с не дошедшим до нас житием святого Романа. Патмосский кодекс дает следующие сведения:

«В тот же день – память святого Романа, творца кондаков. Он происходил из Сирии, из града Эмессы. Стал диаконом в Бейруте, в святой Божией церкви, так называемой церкви Воскресения, переехал же в Константинополь во времена царя Анастасия и остался служить в храме пресвятой Богородицы в Кирах, в которой и приобрел благодать составления кондаков, когда явилась ему во сне Пресвятая Богородица в вечер Рождества Христова и свиток пергаменный дала и повелела съесть его. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: “Дева днесь Пресущественного рождает”. С того времени он составил на Господские праздники и памяти различных святых кондаки числом около тысячи, из которых многие, написанные его рукой, хранятся в Кирах. Скончался же в мире и погребен в той же церкви, где совершается его память»[6].

Чудо о Романе Сладкопевце. Из рукописи Менологий Василия II, X в.     

Менологий Василия прибавляет к этим следующее сообщение:

«В благоговении же пребывая и в бдении и в непрестанных молениях на бдении во Влахернской церкви, снова возвращался в Киры».

Один из ранних источников, упоминающий святого Романа, – житие святого Артемия[7], говорящее о событиях времени правления Ираклия. В нем рассказывается, что святой Артемий «от юного возраста, молясь на бдении, воспевал стихи иже во святых смиренного Романа».

Следующая группа свидетельств – служба святому Роману; канон, опубликованный в Минее за 1 октября, подписанный именем Епифания в Богородичнах,[8] – дают нам мало конкретных биографических сведений, одно из немногих – то, что он «от юности всего себя возложил Христу» (песнь 1, 2), в Константинополе вел аскетический образ жизни. Кроме того, канон подтверждает чудо с явлением Богородицы, говоря, что «Воплощеннаго Сына Божия Рождшая истинно твою душу просвети и ум обожи, познанием исполни, нощию ти представшая Приснодева» (песнь 5 тропарь 2). Несколько больше сведений дает канон, подписанный именем Феофана Грапта, опубликованный Петридисом. В нем говорится, что святой Роман был «наилучшим диаконом» (aristos diakonow – 6 песнь 1 тропарь); отметим, что слово aristos может восприниматься не только в аксиологическом, но и в социальном смысле: как «священнопроповедник» (как считает Гродидье де Матон): это говорит о служении поэта как проповедника, через свои гимны. Ниже мы увидим, что возможны и иные интерпретации.

В каноне говорится, что Роман был υμνολογος и ὐμνογράφος (песнь 7 тропарь 3), то есть писал и тексты, и музыку. Говорится, что он с детства изучал Писание и прекрасно его знал, когда прибыл в Константинополь (песнь 4, 2). Также упоминается, что он постоянно посещал «церкви» Богородицы.

В высшей степени интересен фрагмент кондака святому Роману, частично изданный кардиналом Питра и полностью – Гродидье де Матоном. К сожалению, до нас дошли только три икоса. Приведем самые интересные фрагменты (икосы второй и третий):

Житие его было * книгой одушевленной и, всеми прежде познаться, * проявилось пред Владыкою. Родом был из Евреев, * но ум имел утвержденным.

Он был не Фарисеем, * но сосудом был надежнейшим.

Вознесло положенье * царского войска земного сердцем высокого мужа. Обладал он крылами * в высоту вознестися ангелов, сил бестелесных, * что поют Высокопрестольного. Молниеносный образ * багряного хитона и жезла правость верную * он царям проповедовал. И там он же он страху * и ужасу подвергнулся, и к душе * обратился своей. «Душа моя, воздай * ты кесарево кесарю».

Но он точно * сохранил дело Божие * и Его повеления[9].

Он был современником землетрясений 527–529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537).

Третья группа свидетельств – сами кондаки Романа Сладкопевца. Безусловно, это самый ненадежный материал, поскольку всегда существует опасность субъективной интерпретации, тем не менее, им надлежит пользоваться, поскольку мы ограничены в информации. Судя по тому, что у святого Романа имеется кондак «На землетрясение и на сожжение [базилики Святой Софии] », он был современником землетрясений 527–529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537) (в кондаке «На землетрясение» говорится о сооружении купола храма). Роман еще застал великие землетрясения 551–554 годов: в кондаке «На десять дев» говорится:

Угрозы несносные * и постоянные землетрясениясотрясли землю * и все, что в ней, и заставили бежать * ветров многие

удары разнообразные * и море.

По сообщению хронистов[10], землетрясение 551 года заставило отступить море более чем на милю. Землетрясение 554 года чувствовалось и в Александрии, и в Константинополе. Следовательно, в 554 году (и немного позже) святой Роман еще был жив.

Из этих сообщений, как и из других источников, попробуем реконструировать биографию святого Романа.

Роман Сладкопевец родился в Эмессе Сирийской, в еврейской, но, очевидно, уже христианизированной семье (в службе ему говорится, что он от юности последовал Христу), но возможно и личное крещение Романа.

Судя по тому, что он пришел в Константинополь еще во время императора Анастасия († 518), время его смерти следует относить к 560 году (не позднее 562); с другой стороны, должно было пройти определенное (пусть небольшое) время его служения в Бейруте в церкви Воскресения; поскольку канонический возраст для посвящения в диаконы – не менее 25 лет[11], то время рождения святого Романа следует определять не позднее 490 года. Однако предполагаемый год его смерти 560 не позволяет нам отодвинуть год его рождения ранее 480. Следовательно, святой Роман родился между 480 и 490 годом.

Возможно, Роман Сладкопевец изучал медицинское искусство: в его кондаках часто встречаются специфические медицинские термины.

Он получил полное классическое образование, судя по данным его кондаков, в которых упоминаются имена Арата, Платона, Демосфена, Гомера, Пифагора (кондак на Пятидесятницу, 17 строфа[12]). Если Маас и Трипанис пишут, что для Романа эти имена лишь пустой звук, игра слов[13], то Гродидье де Матон считает это перечисление значимыми: Пифагор представляет три математические дисциплины квадривиума – математику, геометрию, музыку; астрономия представлена именем Арата. Тривиум представлен именами Гомера (поэзия), Демосфена (риторика), Платона (философия)[14]. Возможно, Роман Сладкопевец изучал также медицинское искусство, по крайней мере в его кондаках мы часто встречаем специфические медицинские термины, например в кондаке на землетрясение – специфический термин χειρούργημα; λώβη – проказа (20-й гимн, об исцелении прокаженного), цитаты из Элия Амидского – например прилагательное ισόφωτον, специфические медицинские выражения. Тем интереснее выглядят яростные нападки на врачей, встречающиеся у святого Романа в кондаке на Иоанна Евангелиста, которые характеризуются прекрасным знанием медицинской терминологии.

Роман Сладкопевец прекрасно осведомлен в медицинской терминологии и, тем не менее, беспощадно издевается над медиками. Это издевательство выражается даже на лексическом уровне: врачи называются nosotribountes – по аналогии с παιδοτριβουντες – «воспитывающими, взращивающими болезнь». Для хирургов Роман придумывает и другое слово: κρεοκοπία – буквально: «мясорубка» – его личная выдумка от глагола κρεοκοπεω, встречающегося у трагиков. Что инкриминирует святой Роман современным ему врачам? В основном жадность: «через мзду души их изымающие», то, что требованием чрезмерной оплаты они доводят до голодной смерти своих пациентов. В кондаке «На святого Пантелеимона» святой Роман Сладкопевец также обрушивается на врачей, которых называет «растленным собранием (или корпорацией) лжеврачей»[15], и также подчеркивает их жадность. Эти инвективы – не общее место, не противопоставление чудесной силы святых немощному искусству врачей, а нечто большее: либо личная месть обманутого пациента, из которого врачи вытянули все средства и не вылечили, либо обвинения врача, отвергнутого своими коллегами и изгнанного из корпорации. Судя по долгой жизни Романа и его осведомленности в медицинской терминологии и в реалиях медицины, следует предположить последнее. Отметим также еврейское происхождение Романа: помимо ростовщичества евреи в византийском мире часто занимались медициной[16]. Возможно, святой Роман происходил из еврейской медицинской среды и в ранней юности занимался врачеванием. Вероятно, инвективы против жадности врачей говорят о том, что святой Роман вступил в конфликт с врачебной корпорацией Эмессы по причине того, что сбивал цену на медицинские услуги, беря умеренную плату или в ряде случаев леча людей безвозмездно. Подобное предположение подтверждается тем, что именно у Романа впервые встречается употребление слова ανάργυρος – «бессребреник» – в современном значении, а не в древнем («не имеющий денег»)[17]. Возможно, именно с этим столкновением и связано переселение святого Романа из Эмессы в Бейрут.

Прп. Роман Сладкопевец. Фрагмент иконы Покров Пресвятой Богородицы     

В начале VI века Бейрут был значительным культурным и интеллектуальным центром восточного Средиземноморья, в том числе благодаря присутствию в нем знаменитой школы права, в которой учился славный Трибониан, один из составителей Codex Iustiniani. Бейрут был городом, исполненным многих соблазнов: театр, ипподром, хвастливо выставляемое богатство, – городом, где было широко распространено колдовство[18]. Для того, чтобы еврею-провинциалу пробиться в подобном большом городе, видавшем многое, необходимо было обладать незаурядными способностями. Тем не менее, святому Роману это удалось; вероятно, его познания и поэтическое дарование привлекли внимание церковных властей, и его посвящают в диаконы для церкви Воскресения в Бейруте. Церковь Воскресения была весьма величественной и значительной, возможно – соборной церковью Бейрута; по-видимому, она находилась недалеко от школы права. О ней сообщает Захария Схоластик в житии Севира[19]. Положение диакона этой церкви было достаточно значительным; возможно, было связано с благотворительными обязанностями. По крайней мере когда Роман Сладкопевец пишет об Иосифе как о «кормильце страждущих» (5, 26), здесь чувствуется определенное личное отношение. Возможно, то высокое положение и служение земному царю, о котором говорится в кондаке, посвященном Роману Сладкопевцу, могло быть связано с благотворительностью, но это – одно из предположений, скорее всего это упоминание связано с Константинопольским периодом жизни поэта.

То, что на святого Романа повлияло пребывание в центре правоведения, – вне сомнения. В его творениях зачастую мы наблюдаем четкую правовую мысль человека, не чуждого навыков адвоката и даже следователя.

Вот два характерных эпизода из кондака «На Иосифа».

Первый – забота об одежде того, кто продается в рабство:

Исмаилитам отдан* нагой без одеянья. Коль продаешь, одеянье отдай * зовущему… (5, 7)

Второй – несостоятельность обвинения Иосифа в попытке изнасилования (тот же кондак):

Коль разум имел он, * обману не поддался бы, Судьей став безумным * Иосифа. Свидетель этому – хитон. * Где находился, исследуй и смотри,* права ли жена?

Коль бежала она, * как одежду взяла его? (14, 5)

Святой Роман, всегда исповедовавший про-халкедонские взгляды, мог стать жертвой монофизитской «чистки» и быть изгнанным из Бейрута.

Документально неизвестно, почему святой Роман оставил Бейрут и переселился в Константинополь, однако на основании косвенных данных можно произвести следующую реконструкцию. Согласно хронологическим расчетам, Роман появляется в столице в последние годы жизни императора Анастасия, то есть после 512 года. В 512 году низлагается православный патриарх Антиохийский Флавиан и на его место ставится печально известный Севир Антиохийский – один из виднейших монофизитских богословов и вождей монофизитства. Начинаются преследования и притеснения православного духовенства. Бейрут, находившийся в пределах Антиохийского Патриархата, был достаточно заметным центром, а церковь Воскресения – достаточно значительным храмом; следовательно, святой Роман, очевидно уже сочинявший кондаки и всегда исповедовавший православные про-халкедонские взгляды, мог обратить на себя внимание монофизитских церковных властей, стать жертвой «чистки» и быть изгнанным из Бейрута; он мог уехать и сам, не вынеся притеснений. Косвенным подтверждением этого является кондак на «Трех отроков».

Скоро приди, о щедрый, * и спешно, как милосердный, нам на подмогу, в спасенье, * ибо можешь свершить, что хочешь Ты. Протяни же десницу, * силу ее испытали

захватчик сей Египтянин * и Еврей же побораемый.

Господи, нас не оставь, * да не поглотят же нас,

смерть, что возжаждала нас, * Сатана, ненавидящий нас.

Но к нам приди, Господь, * и души наши пощади, как избавил * когда-то слуг твоих

верных в Вавилоне, * немолчно прославлявших Тя.

Помимо общих ветхозаветных реминисценций воспоминание «Египтян борющих и Евреев боримых», возможно, имело еще один подтекст: еретиков-монофизитов часто ассоциировали с Египтом – так, например, Диоскора называли фараоном, позднее так же называли Севира. Поэтому естественно, если святой Роман говорит о Египтянах[20] нападающих, то среди прочих он может подразумевать и еретиков-монофизитов. Скорее всего, именно монофизитское преследование заставило святого Романа покинуть Бейрут.

В Константинополе он поселяется вблизи церкви Богоматери в Кирах. В настоящее время известно, что квартал Киры находился недалеко от цистерны святого Мокия, и с другой стороны к нему подходил квартал Элевихос, где находилась церковь святого Романа и Романовы ворота. Этот квартал тянулся в Девтерон, на запад от стены Константина[21]. В квартале Киры жили монахи, в нем находился монастырь. Он известен благодаря подписи на соборе 518 года: «Иоанн пресвитер и архимандрит обители Киры в Элевихе»[22]. Святой Роман Сладкопевец должен был знать как его, так и архимандрита Георгия, подпись которого присутствует на «домашнем соборе» 536 года. Возможно, именно к монахам этого монастыря обращен кондак «О жизни монашеской».

Вряд ли церковь Богоматери была непосредственно монастырской, тем не менее она была связана с монастырем. Эта церковь была известна под именем Кириотисса[23]. Именно в ней произошло то видение, о котором повествуют синаксари. Ряд исследователей[24] считают, что рассказ о съедании свитка (пусть даже и во сне) является лишь литературным топосом, присутствующим в Библии – в книге Иезекииля (2: 8 – 3: 3), в Апокалипсисе (10: 9–10), в житии Ефрема Сирина[25], в истории о Кэдмоне, не умевшем петь и научившемся после того, как некто явился к нему во сне[26], – и отказывают этому видению во всякой достоверности, хотя бы в психологической. В отличие от них мы так не считаем: читатели Библии и житийной литературы в данном пункте были не глупее и не невежественнее нас, и если бы за сообщением о подобном видении не стояло бы ничего, кроме литературного штампа, к тому же хорошо известного читателям, и оно не обладало бы определенной внутренней достоверностью, оно не заслужило бы доверия. Что же касается сходства ситуаций в вышеперечисленных случаях, то следует отметить, что набор символов, представлений и образов в человеческом сознании ограничен, и для выражения дара слова, дара поэтического творчества образ съедаемой книги или свитка является самым адекватным. К тому же отметим, что в истории нередки случаи, когда поэты или ученые видели во сне свое творение или изучаемую ими проблему[27].

Видение Богородицы, даровавшей Роману список, можно интерпретировать и как благословение на деятельность в Константинополе

Косвенные доказательством того, что это видение во сне действительно имело место, является постоянное пребывание Романа в Кирах и тот факт, что он был похоронен у этой церкви, хотя Киры был достаточно скромный квартал и позднее по достигнутому им положению святой Роман мог претендовать на большее. Эта связь может быть объяснена фактом видения и тем, что церковь Кириотиссы стала для него святым местом. Другим косвенным подтверждением является то, что одним из ранних кондаков по времени возникновения считается кондак на Рождество[28]; следовательно, история с видением обретает определенную достоверность. Каково же значение этого видения? Для авторов синаксарей это означало дарование поэтического таланта, однако это видение можно интерпретировать и по-другому – как благословение на деятельность в Константинополе.

    

Помимо краткого варианта описания этого видения существует распространенный, гораздо более поздний (XIII–XIV вв.). Акакий Савваит сообщает повествование, согласно которому Роман не имел голоса и не умел петь, за что подвергался насмешкам. Он обращается к Богородице, Которая является ему во сне, спрашивает, что его печалит, и дает ему свиток в обмен на обещание стать монахом. Роман съедает свиток и затем становится монахом обители Авассу[29].

Возникает вопрос: был ли монахом святой Роман, и стал ли он им хотя бы в последние годы своей жизни?

На этот вопрос приходится ответить отрицательно, достаточно привести пример из кондака «О жизни монашеской»:

Знаю, знаю, как мне вы ответите, не устами, так мыслию молвите: ты нас учишь о мира превратности, что же сам прилепляешься к бренному? На сучок в оке брата взираешь ли, а бревна в своем оке не чувствуешь,

если истину зришь, почто не творишь?

Как спасусь, не радевший о милостном?

14.

Не хвалитесь дарами духовными: что имеешь, есть милость от Господа, пусть не судит воздержный вкушавшего,

пусть почтит и вкушавший алкавшего…[30]

Кондак «О монашеской жизни», очевидно, относится к последним годам жизни святого Романа Сладкопевца[31]. Следовательно, сообщение Акакия о том, что Роман был монахом, следует признать ошибочными. К тому же обитель Авассу почти неизвестна в ранних источниках, о ней упоминается только в начале X века. Наконец, Акакий видит в Романе только певца и композитора, а не поэта.

Никифор Каллист Ксанфопул в рассказе об этом видении говорит, что в церкви Богоматери была мироточивая икона. Однажды во время бдения под Рождество святой Роман заснул на шестой песни канона, и тогда ему явилась Приснодева, даровавшая ему свиток для съедения. Перед седьмой песнью Роман вышел на амвон и начал петь «Дева днесь»[32]. Рассказ Ксанфопула страдает анахронизмами: в VI веке в Константинополе канона еще не было, следовательно, сам рассказ следует признать анахроничным и вторичным, созданным на основе синаксарей. Тем не менее, вторичные рассказы Акакия и Ксанфопула не опровергают сообщения синаксарей.

В Патмосском синаксаре говорится, что Роман посещал службы во Влахернской церкви Богоматери. Это замечание достойно внимания: церковь Богоматери Влахернской, построенная при Маркиане царицей Пульхерией[33], при Юстиниане была перестроена[34], расширена и украшена и стала третьим по значению храмом после Святой Софии и храма святых апостолов. Это был императорский храм, не случайно Константин Копроним провел иконоборческий собор 742 года именно в нем[35]. Соответственно, служение в этом храме означало определенную близость ко двору, по-видимому, после воцарения Юстиниана – или даже ранее – во время правления Юстина. Вероятно, именно об этом говорится в кондаке:

Вознесло положенье * царского войска земного сердцем высокого мужа.

Остается некоторой загадкой, почему пребывание при дворе или общение с императором сравниваются с пребыванием в воинстве царя.

То, что святой Роман достиг определенного высокого положения, – несомненно: некоторые его кондаки подписаны «κύρου Ρωμανοῦ» – «господина Романа».

Вероятнее всего, Роман Сладкопевец был в кругу императорских богословов и мог цениться Юстинианом как талантливый церковный поэт. Еще более загадочным становятся слова:

Молниеносный образ * багряного хитона и жезла правость верную * он царям проповедовал. И там он же страху * и ужасу подвергнулся и к душе * обратился своей:

«Душа моя, воздай * ты кесарево кесарю».

Возможно, святой Роман был в числе тех, кто советовал императору, напуганному восстанием «Ника», остаться в Константинополе.

Эти строки, как и слова о земном воинстве, можно объяснить только одним – активным участием Романа в политике. Однако что это за страх и трепет, который пережил святой Роман? В истории юстиниановского времени был один эпизод, когда весь Константинополь и прежде всего императорский двор пребывали в состоянии страха и ужаса, – это восстание «Ника» (532), когда император был готов уехать из столицы. И именно тогда и возникла необходимость напомнить о «молниеносном образе багряного хитона» и жезле правости верной, что, согласно сообщению Прокопия Кесарийского, и сделала царица Феодора[36]. Однако он же сообщает, что еще до ее речи среди советников были разные мнения и одни советовали бежать, другие же – остаться. Возможно, святой Роман был в числе последних. Весьма вероятно, что он принимал участие в литании – общественном молении по поводу восстания и пожара, по крайней мере описание этого моления содержится в его кондаке «На землетрясение и пожар»:

Ведь ужасами содержался город * и плач имел великий, Бога боящиеся * руки простирали к Нему, милость от Него испрашивая и прекращение зол. С этими же по обычаю молился * и царствующий, воззрев к Создателю, * а с ним и супруга его. «Даруй мне, – * вопиял он, – Спасе, * как Давиду Твоему, победить Голиафа, * ибо на Тебя надеюсь. Спаси верный народ Твой, * как милостивый,

как дарующий жизнь * вечную.

В гимне явственно видно сочувствие Романа императорской власти и враждебность бунтовщикам, которые сравниваются с Голиафом, называются безумными и т.д. Таким образом, предположение, что святой Роман был сторонником жестких мер по отношению к бунту, не лишено основания.

Существует гипотеза, объясняющая термин κυρ – «господин». Еще Пауль Маас предложил отождествить с Романом Сладкопевцем священника Великой Церкви Романа, носившего титул ἐκκλησιέκδικος (защитник Церкви), который от имени «домашнего собора» 536 года был послан к экс-патриарху Анфиму вместе с епископом Иоанном, епископом Бейрутским Фалассием, епископами Домном и Петром и двумя диаконами. Против этого выдвигались следующие соображения: традиция знает Романа как диакона, а не как священника; большинство акростихов подписано именем TAПЕINOY РОМАNOY – «смиренного Романа», что указывает на невысокий чин. Далее: синаксари указывают на связь Романа с церковью Кириотиссы и Влахернской, но не со Святой Софией. Наконец, Роман был погребен у Кирской церкви, и именно в ней сохранялись его автографы, а не в Патриаршей библиотеке. На эти возражения следует ответить следующее.

1. Мы уже отмечали причины, связывавшие святого Романа с Кирами, – это видение, бывшее ему в церкви Кириотиссы.

2. Историческая память и традиция склонны сохранять более низкую иерархическую степень в надписаниях гимнов. Пример – каноны и стихиры Космы Маиумского, называемые «Космы монаха», хотя, по преданию, он был епископом Маиумским; каноны Андрея Критского, которые подписаны «творение Андрея Иерусалимского» или просто Андрея. Роман прибыл в Константинополь диаконом, и, по-видимому, им и остался в церковной памяти.

3. В условиях господства стациональной литургии и ощущения города как одного большого храма связь с теми или иными церквями и служение в них еще не опровергает той или иной официальной степени.

Тем не менее, для подтверждения гипотезы Мааса необходимы новые находки.

Какова дата смерти Романа? Судя по кондаку «О десяти девах», содержащему сообщения о землетрясениях 551 и 554 годов (см. выше), в 555–556 годах святой Роман был еще жив. С другой стороны, этот кондак надписан «почти последняя ». У святого Романа нет кондака на обновление Святой Софии в 562 года; следовательно, по-видимому, он скончался между 555 и 562 годом. Выводя среднюю дату, историки говорят о 560 годе, цифра эта – условная. Зато мы можем назвать день и месяц его смерти – 1 октября, поскольку это день его памяти. Судя по житию святого Артемия (см. выше), святой Роман почитался как святой уже во времена Ираклия, и его творения пелись на бдении.

Могила святого Романа Сладкопевца бережно сохранялась в течение веков. Еще в начале XIII века ее показывали Антонию Новгородскому, который сообщает, что «в церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы погребен Роман Сладкопевец»[37].

pravoslavie.ru

Икона Романа Сладкопевца: значение, в чем помогает

Христианское богослужение невозможно представить себе без церковного пения, возносящего душу в горние выси, глубоко проникающего в сердце и направляющего все помыслы к Божественному Слову. За сотни лет сложился определенный канон каждой церковной службы, в том числе и ее музыкального сопровождения. Некоторые песнопения дошли до нас из глубины веков, сотворенные неизвестными авторами, но имя одного из них хорошо известно каждому верующему – это святой Роман Сладкопевец, икона которого есть во многих храмах и обязательно у тех, кто посвятил себя церковному пению.  Уже одно только прозвище свидетельствует о том, как высоко его оценили современники, да и сама история обретения им таланта – настоящее чудо.

Память св. Романа Сладкопевца отмечают 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

История жизни

Родился будущий святой в Сирии в конце 5 века, в молодости принял крещение и, мечтая посвятить свою жизнь служению Господу, стал дьяконом в храме в Бейруте и, наконец, отправился в Константинополь и стал одним из клириков в церкви Богоматери. Роман ничем не выделялся среди прочего клира, однако патриарх Евфимий полюбил юношу за его приверженность вере, добродетельную жизнь, стал выделять его и приблизил к себе.

Это вызвало зависть у некоторых клириков, они издевались над юношей из-за его необразованности, а также полного отсутствия голоса и слуха. Безропотно терпя эти обиды, Роман проявлял истинно христианское всепрощение, но один случай полностью перевернул его жизнь.

Как-то раз в храме шло большое праздничное богослужение, и завистливые клирики решили выставить робкого юношу на всеобщее осмеяние. Они вытолкнули его на амвон, и ему пришлось петь перед собравшейся паствой. Дрожащий голос Романа, его невнятное пение если и не вызвали смех, то произвели неблагоприятное впечатление, сам же он был в отчаянии.

Вернувшись домой, Роман стал страстно молиться перед иконой Божией Матери. А дальше последовало настоящее чудо: Богоматерь сошла к нему с небес, протянула свиток и велела проглотить его. Роман так и поступил. Оказалось, что он получил в дар от Богоматери не только прекрасный голос и слух, но и еще более ценный дар – слагать церковные гимны, для чего требовался талант не только стихосложения, но и музыкальный. Роман сразу же, под впечатлением явления Богородицы, составил Рождественский кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает», который стал знаменитым и поныне исполняется в православных храмах в великую праздничную ночь.

На следующий день он принес свое первое произведение в храм и сам пропел его прекрасным звучным голосом. Все были потрясены и его великолепным голосом, и красотой написанного им песнопения, а бывшие завистники и притеснители покаялись в плохом к нему отношении, и мягкосердечный юноша их простил.

Всего Роману принадлежит более тысячи церковных песнопений, среди которых тропари, кондаки и акафисты, которые стали настоящим украшением любого богослужения и производили, да и сегодня производят, огромное впечатление на верующих. Именно поэтому Роман и получил прозвище Сладкопевец.

Окруженный всеобщей любовью, Роман стал преподавать в Константинополе пение и немало сделал, чтобы богослужения приобрели еще большее благолепие. И современники, и ученые, занимавшиеся его творческим наследием, считали, что среди всех других греческих создателей церковных песнопений он выделяется возвышенностью поэтического дарования, глубиной, искренностью чувств и музыкальным талантом.

Скончался Роман Сладкопевец в 556 году, предварительно приняв постриг, и впоследствии был канонизирован церковным Собором. Теперь уже святому Роману Сладкопевцу был создан акафист и написана история его жития.

Описание иконы Романа Сладкопевца

Как правило, икона Романа Сладкопевца изображает благообразного юношу, иногда в облачении дьякона — в стихаре и с орарем (переброшенной через плечо лентой). Его правая рука поднята и совершает крестное знамение, а в левой он держит развернутый свиток с текстом своего самого известного кондака.

Присутствует на иконе и Богоматерь с тем самым свитком в руках, благодаря которому Роман получил свой дивный голос и талант сочинительства.

О чем молятся иконе Романа Сладкопевца и от чего она защищает

Роман Сладкопевец, если выражаться современным языком, был композитором, писавшим церковные произведения, поэтому икона «Святой Роман Сладкопевец» пользуется особым почитанием у всех, кто посвятил свою жизнь музыке и особенно церковному пению. А еще икона с молитвой чудотворцу Роману поможет обрести уверенность в себе и в своих силах, преодолеть козни завистников, как это случилось с самим Романом, а творческим людям развить свой поэтический, музыкальный и исполнительский талант. Обращаться к ней можно и в других трудных обстоятельствах.

Молитва Роману Сладкопевцу

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.

Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

omolitvah.ru

Икона Романа Сладкопевца

Особо почитают преподобного Романа люди, профессионально связанные с музыкой, искусством и, конечно, церковным пением. Кроме того, святому молятся с просьбой:

    • О развитии музыкального и любого творческого таланта;
    • О помощи в профессиональной самореализации;
    • О защите при зависти, от недоброжелателей;
    • Об избавлении от собственных пороков и грехов;
    • Об обретении уверенности перед публичными выступлениями;
    • О понимании Священного писания и слов молитвенных песнопений;
    • Об обретении друзей и помощи в трудных ситуациях.

Мужчины по имени Роман обращаются к своему святому заступнику во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв. Молитва святому Роману, если вы носите это имя, звучит так:

«Молись к Богу обо мне, святой угодник Божий Роман, ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника во всем и молитвенника о душе моей».

Подаренную или приобретенную икону святого Романа нужно поместить в домашнем иконостасе. Его устраивают обычно в «красном углу» — напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева — Пресвятой Богородицы, а справа — почитаемого святого, например, тезоименитого вам или вашим близким — здесь и будет уместной икона преподобного Романа Сладкопевца. Можно при необходимости устроить иконостас и на книжной полке, но только рядом с духовными книгами, а не развлекательными изданиями.

Существует несколько молитв святому Роману. Первую молитву Роману Сладкопевцу можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

Преподобный отец наш Роман! Посмотри на нас милостиво, у земли пребывающих доведи до высоты небесной. Ты наверху, на небесах, мы же внизу на земле, удалены от тебя и от Господа, не столько местом, сколько грехами и беззакониями нашими, но к тебе приходим и просим тебя: наставь нас подражать тебе, ходить твоими дорогами праведности, вразуми и руководи нами сам. Вся твоя святая жизнь была отражением и образцом добродетелей. Не переставай же, угодник Божий, о нас молиться ко Господу. Попроси и исходатайствуй нам у Бога нашего, полного милости, мир Церкви Его, под знамением креста живущей и борющейся с духами злобы поднебесной, согласие в вере и единомыслие, уничтожение суемудрия и расколов, помощь в делах добрых, больным выздоровление, утешение печальным, заступничество обиженным, спасение в бедах пребывающим. Не забудь нас, приходящих к тебе с верой. Все православные христиане, обрадованные твоими чудесами и милости твои увидевшие, почитают тебя как своего покровителя и заступника. Покажи же твою доброту, которой издревле ты ободрял отцов, не отвернись и от их детей, путем их идущих к тебе и ко Господу. Стоя же перед святой иконой твоей, молясь тебе, как живому, просим: прими молитвы наши и вознеси их на жертвенник Божьей благодати, чтобы через твои молитвы обрели мы своевременную помощь Его в нуждах наших. Избавь нас от малодушия и утверди в вере, чтобы без сомнений мы верили в милосердие Владыки Бога и и Его промысл благой о нас по молитвам твоим.

О, великий и славный угодник Божий! Всем нам, с верой приходящим к тебе, помоги молитвами твоими ко Господу, и всех нас направь в жизни, чтобы в мире и покаянии окончили мы земное странствие и переселились с надеждой на милосердие Божие в селения праведников, где ты сам с радостью после трудов и подвигов сейчас пребываешь, прославляя со всеми святыми Господа в Пресвятой Троице, Отца, Сына и Духа Святого вечно. Аминь.

Другая молитва святому преподобному Роману Сладкопевцу

О, праведный и святой, преподобный отец и блаженный наш авва Роман, не забудь о своих рабах твоих, но вспоминай нас в твоих святых молитвах к Богу. Молись о стаде твоем, не забудь и посещай твоей милостью твоих детей. Молись за нас, отец Роман, как за детей твоих духовных, имея дерзость говорить с Небесным Царем, не умолкай в молитвах за нас к Нему, и не отвернись от нас, почитающих тебя с верой и любовью. Вспоминай нас, недостойных рабов Божиих, у Престола Вседержителя Творца, и не переставай молиться о нас ко Христу Богу — ведь тебе дана Им благодать просить о людях грешных. Знаем, что ты не мертв, хотя телом и ушел от нас, но по смерти жив останешься душой. Не отступай от нас духом, сохраняй нас от стрел бесовских искушений и козней дьявола, о пастырь и защитник наш добрый. Хотя мощей твоих рака на земле и всегда видима людям, святая твоя душа с ангельскими Силами и ликами Бесплодных воинов крылатых у Божьего Престола пребывая, веселится в небесной радости. Так, зная, чтобы ты и по смерти жив, просим и молимся тебе: ходатайствуй о нас перед Всесильным Богом, проси о пользе душ наших, попроси же нам время на покаяние, чтобы спокойно перешли мы с земли на небо, избавившись от мытарств трудных и страшных, от нападений бесов воздушных и от вечных мучений, стали же Небесного Царствия жителями со всеми праведниками, во все века угождавшими Господу нашему Иисусу Христу, Которому вечно подобает слава, честь и поклонение, с Отцом Его Бесконечным и Безначальным, с Благим и Животворящим Его Духом Святым. Аминь.

Молитвами преподобного Романа Сладкопевца да хранит вас Господь!

www.o-vere.ru


Смотрите также