Успение пресвятой богородицы что за праздник


Почему мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы 28 августа? - Православный журнал "Фома"

В Евангелии ничего не говорится об Успении Пресвятой Богородицы, мы знаем об этом событии только из церковного Предания. Но и в Предании не указаны подробности, например, точный день, когда это произошло. Откуда же взялась дата празднования Успения — 28 (15 по старому стилю) августа?

28 (15) августа: «День Марии Богородицы»

Облачное Успение (икона Десятинного монастыря),  к. XII — н. XIII вв.

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, как возникали церковные праздники. В первую очередь христиане стали праздновать дни, связанные с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Прежде всего — дни Его Воскресения из мертвых (Пасха) и Рождества, которое в древней Церкви называлось Богоявлением, то есть днем явления Бога в мир, и входило в единый праздничный цикл с Крещением Господним.

Читайте также: Что такое переходящие и непереходящие праздники? И как определяются их даты?

А вот праздники, посвященные Богородице, возникли позже. Ведь и почитание Пресвятой Девы Марии установилось в Церкви не сразу. Только в 431 году на III Вселенском Соборе в городе Эфесе епископы христианских общин окончательно согласились, что Деву Марию следует почитать как Богородицу, то есть удостоившуюся стать Родительницей не просто человека Иисуса, но воплотившегося Бога. С тех пор и можно говорить об общецерковном почитании Божией Матери.

В это время никто уже, конечно, не помнил и не знал обстоятельств Ее жизни. Сохранялись разве что отдельные предания, жившие в Поместных Церквах, которые высоко чтили Богородицу и прежде.

В их числе была Иерусалимская Церковь, колыбель всего христианского мира. Здесь еще в IV веке существовал особый день, посвященный Богородице, — 28 (15 ) августа.

В одном из древнейших дошедших до нас сборников богослужебных библейских чтений — древне-армянском Лекционарии, созданном еще до отделения армян от единой Церкви (то есть до середины V века), 15 августа обозначено как «день Марии Богородицы». Этот армянский Лекционарий — перевод еще более древнего иерусалимского сборника богослужебных чтений. Так что это именно Иерусалимская Церковь выбрала 15 августа для празднования памяти Богородицы.

Ее примеру последовала и Церковь Константинополя, столицы Византийской империи. 28 (15) августа праздновал день Богородицы один из самых знаменитых константинопольских храмов — Влахернский, тот самый, где Божия Матерь некогда распростерла покров над христианами, молившимися о снятии вражеской осады. Об этом свидетельствует «Стишной пролог» — древний календарь дней памяти святых (месяцеслов), составленный в стихотворной форме. Кстати, Влахернский храм и сам был посвящен Деве Марии; в середине V века византийская императрица Пульхерия даже велела положить здесь Ее ризу.

Рождество в конце лета?

Что же именно праздновали древние Церкви Иерусалима и Константинополя 28 (15) августа? Событие с непонятным на первый взгляд названием: «стояние на третьей миле от Вифлеема».

Судя по всему, христиане вспоминали одну из остановок на пути Богородицы, носившей под сердцем Младенца, и праведного Иосифа Обручника из Иерусалима в Вифлеем. В Евангелиях этой истории нет, но она описана в одном из древних христианских апокрифов* — Протоевангелии Иакова (*Апокрифы — тексты, которые Церковь считает недостаточно достоверными, чтобы включить их в Священное Писание, но заимствует отдельные сведения из них.). Из этого же памятника, кстати, Церковь почерпнула сведения о двух других событиях, положивших основу праздникам Рождества Богородицы и Введения Ее во храм.

Протоевангелие Иакова повествует, как Иосиф и Мария идут в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения. Пройдя три мили, Иосиф обернулся и увидел, что лицо Марии печально, а затем оглянулся еще и увидел ее радостной. «Перед моими глазами два народа, — объяснила обрученная ему Дева. — Один плачет и рыдает, другой радуется и веселится».

Когда же они прошли полпути, Мария просила Иосифа помочь Ей сойти с осла на землю, ибо «То, что в Ней, заставляло Ее идти пешком». Стало ясно: приближается час Рождества Младенца. Тогда Иосиф укрыл Марию в пещере, а сам отправился на поиски женщины, которая могла бы принять роды, — и вдруг начались чудеса: «Я, Иосиф, шел и не двигался. И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие (пищу) не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и всё в этот миг остановилось». Когда же Иосиф вновь оказался у пещеры, то, как говорится в апокрифе, вначале увидел у ее входа сияющее облако, а затем в пещере засиял свет, невыносимый для глаз, и явился Младенец.

Головы Богородицы и Иоанна Богослова, апостола, которому Иисус Христо поручил заботиться о Богородице. Фрагмент иконы “Облачное Успение”

Получается, что, вспоминая «стояние на третьей миле от Вифлеема», христиане Палестины и Константинополя по сути праздновали Рождество Христово, только акцент переносили на почитание Его Матери.

Другие христианские Церкви (к примеру, копты) отмечали очень похожий праздник в честь Богородицы сразу после Рождества Спасителя, в конце декабря. Да и в Православной Церкви следующий за Рождеством день, 26 декабря (8 января по новому стилю), именуется Собором Пресвятой Богородицы и посвящен Ее чествованию.

Какая из дат, претендующих быть днем Рождества Христова, — декабрьская или августовская — ближе к истине, нам теперь уже не разобраться. Не так уж это и принципиально: даты всех праздников, связанных с евангельскими событиями, более или менее условны, ведь никто специально не запоминал, в какой день Христос крестился во Иордане или преобразился на горе Фавор. Относительно точно можно установить только дату Его распятия (и, значит, Воскресения) — благодаря указанию апостола Иоанна, что суд над Христом состоялся накануне ветхозаветной Пасхи (Ин 19:14). Пасху иудеи всегда праздновали в один и тот же день, или, точнее, ночь — с 14-го на 15-й день месяца нисана, который выпадает на конец марта — начало апреля…

Что же до Рождества Христова, здесь важна не дата, а сам факт: Бог пришел в сотворенный Им мир.

При чем тут Успение?

Какое отношение всё это имеет к Успению Богородицы? Как ни странно, прямое. Дело в том, что к VI–VII веку, когда праздник Успения уже вошел в круг самых значительных, христиане разных Церквей — и восточных, и западных — даты Рождества Спасителя и Успения Богородицы стали сближать. Где-то — например, в римской Церкви — кончину Пресвятой Богородицы взялись праздновать 18 января (а 14 августа — отдельно — взятие Ее на небо).

А в Константинополе император Маврикий в 595 году волевым решением «назначил» дату празднования Успения на 28 (15) августа — в честь одержанной им в этот день победы над персами. По всей видимости, он просто утвердил традицию празднования Успения, которая существовала и раньше.

В верхней части иконы, по сторонам от смертного одра Девы Марии, изображены апостолы, прилетевшие со всех концов света “как на облаках” проститься с Богородицей. Иконографический сюжет с летящими апостолами известен из апокрифических источников и появляется в иконописи с XI века. Фрагмент иконы “Облачное Успение”

Можно ли считать это делом случая? Или в памяти христиан действительно сохранилось какое-то древнее предание о том, что Богородица преставилась в тот же самый день, когда родился Христос? Последнее маловероятно, учитывая, что в памяти Церкви не сохранились ни точная дата Рождества, ни какие-либо обстоятельства ухода Богородицы из земной жизни: всё, что мы знаем о Ее Успении, позаимствовано из апокрифической литературы…

Вероятнее всего, 28 (15) августа не является точной датой преставления Божией Матери, как и 7 января (25 декабря) не есть доподлинно известный день Рождества Христова, как и 19 (6) августа — не точная дата Преображения Христова…

И тем не менее, решение Церкви соединить день прославления Богородицы с празднованием Ее Успения кажется абсолютно естественным и логичным!

Важнейшее событие в жизни христианина, с точки зрения Церкви, — его встреча со Христом, переход из жизни временной в жизнь вечную. Недаром дни памяти большинства святых совпадают с днями их смерти или, лучше сказать, успения: ведь земную смерть христианин воспринимает как сон, от которого усопший пробудится в день всеобщего воскресения. Не случайно, наверное, и переход Богородицы в жизнь вечную стал праздноваться в тот самый день, который Церковь уже предназначила для прославления Богородицы. Ведь то, как, по церковному Преданию, Она оставила землю — на руках у Христа, — есть наилучшее свидетельство Ее близости к Богу, а стало быть — и святости.

|Читайте также: Почему Богородица почитается Церковью выше, чем все святые?

foma.ru

Успение Пресвятой Богородицы: суть и запреты православного праздника

Сегодня, 28 августа, православные празднуют Успение Пресвятой Богородицы. Примечательно то, что в случае с Марией, Божьей Матерью, слово «успение» означает смерть, в на древнерусском языке — сон. Рассказываем, в чём суть праздника и что запрещено делать в этот день. 

Считается, что уход Марии из земной жизни происходил необычно. После смерти Христа она жила в Гефсимании, в доме апостола Иоанна, где, скорее всего, и скончалась. На третий день после Её успения апостолы открыли гроб и увидели там только погребальные пелены. Как изображено на иконе, сын Марии, Христос, спустился за своей Матерью, чтобы забрать к себе на небо её вновь родившуюся чистую душу. Это означает, что праздником Успения православные христиане отмечают не смерть, а рождение в вечную жизнь. 

Празднику предшествует Успенский пост, который длится две недели — с 14 по 27 августа. Если Успение выпадает на постный день — среду или пятницу — то необходимо отказаться от мясной и молочной пищи, а также яиц. Это правило действует в этом году. Если же праздник выпадает на любой другой день, тогда никаких ограничений нет. 

Других особых запретов в этот день тоже нет. Естественно, нежелательно ругаться с окружающими, злоупотреблять спиртными напитками, следует отказаться от суеверий, оккультизма и гадания. Отметим, что православная церковь вообще негативно относится к этим занятиям. 

Также распространено мнение, что в этот день запрещено работать, шить, собирать урожай. Однако это не так. Но если есть возможность, то в праздник Успения нужно сходить в храм на богослужение, помолиться и поблагодарить Матерь Божью за её покровительство над человечеством.

telefakt.ru

Какого числа Успение Пресвятой Богородицы в 2019 году и что это за праздник

Успение Пресвятой и Пренепорочной Богородицы празднуют в самом конце лета — 28 августа. К этому дню в старину люди успевали не только собрать урожай, но и посеять озимые. На праздник пекли хлеб из новой пшеницы и впервые зажигали свечку за ужином. С этого числа дни становились короче. Праздник посвящен Божьей Матери, которая не умерла, а, как ее сын – Иисус Христос, вознеслась на небо, чтобы спасать и защищать людей.

История происхождения

Успение святой Богоматери Марии — праздник всех православных и католических христиан. В такой день вспоминают о смерти Пречистой Матери Божьей. Отмечается Успение Богородицы в этом году 28 августа.

По преданию, после распятия Иисуса Христа его мать – Мария, оказалась на попечении апостола Иоанна Богослова. Грозному царю Ироду не нравилось, что народ не может забыть о Мессии. Он подверг гонениям учеников Христа и его мать. Мария поселилась в доме Иоанна.

До самой смерти женщина страдала, оплакивала смерть любимого сына, вела благочестивый образ жизни, трудилась, много путешествовала, ежедневно молилась. Жила бедно, а умерла в старости.

Однажды во время молитвы у гроба Господня Марии явился сам архангел Гавриил и предостерег, что ровно через 3 дня закончится ее многотрудная земная жизнь, и она встретится с Иисусом Христом. Он подарил ей ветвь финикового дерева, которую обязательно кто-то должен был нести перед гробом в день погребения. Перед смертью Богородица захотела увидеть всех апостолов. Из-за гонений они разбрелись по миру, но всюду проповедовали и обращали людей в христианскую веру. Святой Дух оповестил всех учеников Христа о скорой кончине Марии, апостолы бросили все свои дела и собрались у смертного одра.

В момент смерти сам Иисус Христос сошел с Небес в окружении ангелов и архангелов и забрал чистую душу своей матери в небесное царство. Сразу после кончины гроб с телом Пренепорочной Марии апостолы отнесли в пещеру Гефсиманию, а вход закидали камнями. Сейчас там находится церковь Успения Богородицы. По преданию, после кончины Марии апостолы еще 3 дня молись у ее могилы.

Опоздавший на погребение ученик Христа Фома захотел проститься с женщиной и поклониться ее святым останкам. Вход в пещеру открыли. Однако в гробу тела Пречистой Девы не оказалось. Апостолы не могли прийти в себя от потрясения. Они не понимали, куда делось тело Богородицы. Вечером во время ужина Дева Мария явилась апостолам в окружении ангелов. Ученики Христа успокоились, они поняли, что Богородица душой и телом вознеслась на небо. Кончину Пренепорочной Девы называют успением, а не смертью. Ведь она лишь на мгновение уснула, чтобы пробудиться уже в вечной жизни.

В чем смысл праздника

Успение Божией Матери имеет особое значение для всего христианского мира. Христиане прославляют Пречистую Деву, которая непорочным путем зачала Бога, а вместо смерти ее тело и душа получили вечную жизнь в небесном царстве.

Такое чудо под силу совершить лишь одному Всевышнему. Доказательством его всесилия является вечная жизнь в раю вместо смерти. Успение Пренепорочной Девы является одним из главных христианских праздников. Взятие тела матери Иисуса Христа в Царствие Божье и отсутствие первородного греха — догма христианской религии.

Правда, сразу после смерти Марии торжества по случаю ее кончины не проводились.

Прошло несколько столетий, прежде чем христиане начали прославлять эту великую женщину. Император Маврикий приказал праздновать Успение Богородицы 15 августа по юлианскому стилю в честь победы над персами. Перед боем он попросил Деву Марию помочь в сражении и победил.

Когда отмечают

В 2019 году Успение Пренепорочной Девы в православии отмечают 28 августа. Эта дата неизменна. Каждый год Успение отмечают в один и тот же календарный день. Перед праздником православные христиане соблюдают двухнедельный пост. Он длится с 14 по 27 августа.

Успение относится к числу 12 двунадесятых, то есть главных церковных праздников. Во всех храмах проходят праздничные богослужения. Торжественная служба 28 августа начинается со всенощного бдения. До перехода на Григорианский календарь празднования проводились 15 августа. В католической церкви до сих пор Успение Божьей Матери и ее телесное вознесение на небеса отмечается именно в этот день.

Приметы и традиции

В честь Пренепорочной Девы Марии освящено множество храмов. Христиане верят в ее заступничество за каждого просящего и молящегося перед Богом. С праздником Успения связано много обычаев и примет.

Семья

В конце августа в старину крестьяне праздновали обжинки. До этого дня нужно было убрать с поля весь урожай. В церковь несли колосья пшеницы, чтобы окропить их святой водой. В наши дни освящают хлеб, чтобы и на следующий год был богатый урожай. Вся семья на Успение собиралась за празднично накрытым столом. Хозяйки готовили вкусные пироги, запекали мясо или рыбу, варили пиво.

В такой день нельзя ссориться, нужно всем помириться и жить в согласии и любви. Еще на Успение принято было ходить свататься. Если в дом к девушке парень со сватами на праздник не явится, нужно было ждать до весны.

Приметы, связанные с обувью

На Успение нужно надевать удобную одежду и обувь. Кто в такой день натрет мозоли, того ждут жизненные трудности и всякие неприятности. Возможно, такая примета связана с жизнью Божьей матери. Она ходила босиком. Правда, согласно народному поверью, в день Успения, наоборот, нельзя босой ногой ступать на поле. Земля должна отдохнуть после работ на поле.

Дождливый день

На праздник нужно понаблюдать за погодой. Если день дождливый, значит, осень выдастся теплая и сухая. Если на Успение тепло и сухо, то осенние месяцы, наоборот, будут прохладными и дождливыми. Известна древняя примета: если вода на реке тихая, то осень не разволнуется, а зима не забеснуется.

Домашние дела

На Успение запрещается втыкать в землю острые предметы. Ведь земля на следующий год может не дать щедрого урожая. Запрещено в этот день держать нож и резать им продукты. Хлеб нужно ломать руками. Такое поверье связано с тем, что когда-то Богородица была ранена ножом.

Строгих ограничений, согласно религиозным канонам, в праздничный день нет. Женщины могут убирать по дому, готовить кушать, делать закрутки на зиму. На Успение можно сходить в лес за грибами и орехами. В древности существовал обычай на праздник солить огурцы.

Праздничные блюда

На Успение нужно испечь хлеб из муки нового урожая. Потом — освятить его в церкви и поблагодарить Богородицу за достаток. В старину к празднику запекали птицу или рыбу. Красное мясо и овощи или фрукты красного цвета в Успенский день кушать запрещалось.

Строгий пост нужно было соблюдать только в том случае, если праздник выпадет на среду или пятницу. В остальные дни можно было есть вареники с творогом, пироги с ягодами, летние щи со свежей зеленью на бульоне или квасе.

Помощь неимущим

На Успение принято раздавать милостыню и помогать неимущим. В старину существовало поверье: чтобы получить прощение за грехи, нужно не только молиться, но и давать подаяние. Согласно наставлению Христа, молодые люди должны были заботиться о немощных и неимущих стариках. Спаситель перед распятием попросил своего ученика присмотреть за матерью Марией, и благодаря заботе неравнодушных людей женщина прожила на свете еще около двух десятков лет.

Молитвы Богородице

В такой праздник обязательно нужно сходить в церковь и помолиться за детей. Христиане верят в заступничество Святой Девы Марии. Божья матерь всегда откликается на просьбу матерей дать их детям здоровье и долгую, счастливую жизнь. Можно в церкви поставить свечку за здравие родных и близких.

Дева Мария при жизни просила Бога за каждого нуждающегося. После своего чудесного вознесения она попала в божье царство и может просить Всевышнего спасти грешные людские души. Явившись на третий день после своего успения, Пренепорочная Дева сказала апостолам: «Радуйтесь, ибо я с вами навсегда». В праздничный день можно попросить Богородицу о помощи и защите. Перед молитвой нужно раскрыть перед святой свою душу, рассказать о волнениях и тревогах. В такой день Божья матерь услышит всех и каждого.

Дева Мария может явиться во сне и подсказать, как правильно поступить. Ночью, в видении Святая Заступница может принести долгожданную весть. На смертном одре Богородица поклялась стать людям защитницей и помощницей. С тех пор она не отступает от данного христианам слова и просит за каждого Всевышнего.

Поздравления

На праздник Успения принято поздравлять друг друга. Какого-то особенного приветствия нет. В этот день желают ценить семью и близких людей, не тратить попусту время на обиды и ссоры, дорожить каждым прожитым днем.

Пожелания касаются детей. Нужно пожелать им здоровья и долгих лет жизни. Семейным парам желают любви, мира и покоя, дожить вместе до самой старости.

allya.ru

Православные отмечают великий праздник - Успение Пресвятой Богородицы

28 августа православные отмечают великий праздник - Успение Пресвятой Богородицы. Успение - древнерусское слово, означающее засыпание, сон, а в отношении Божьей Матери - смерть, кончина. Но почему же христиане превращают событие смерти Богородицы в праздник? Во-первых, потому что Христос победил смерть, даровав каждому путь спасения, и поэтому самый большой праздник христиан - Пасха, Светлое Христово Воскресение. А во-вторых, сам переход Марии, Матери Божьей, из земной жизни в мир небесный происходил необычно. Это как раз и было Успение, есть еще один вариант этого слова - Усыпание. Не смерть, а сон.

Каким был земной путь Матери Христа

Отсюда двоякое настроение праздника: с одной стороны, горечь и печаль, неизменные при расставании, а, с другой стороны, - радость. Потому что перейдя в мир иной, мир горний, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, она усыновила всех нас - объяв всех, даже самых отъявленных грешников, Своею Любовью, как Покровом. Праздник Успения Пресвятой Богородицы наши предки почитали настолько важным, что в народе его называли Богородичной Пасхой. Считалось, что это праздник всей Владимиро-Московской Руси, потому что и во Владимире, когда святой благоверный князь Андрей Боголюбский сделал его стольным градом, был воздвигнут Успенский храм, и Москва, став столицей Руси, тоже выстроила себе Успенский собор в Кремле. Огромное количество церквей России было освящено в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы - русские помнили милостивую защиту Богородицы в дни бедствий, и уповали на то, что и дальше Божья Матерь не оставит страну.

Мария Городова: Почему подлецы подчас процветают, а праведники мучаются

Как и всем большим церковным праздникам, дню Успения Пресвятой Богородицы предшествовал пост, двухнедельный строгий Успенский пост, который сегодня закончился, и который должен был духовно подготовить верующих к самому празднику.

Мария Городова: Как любить, когда тебя ненавидят

Что же за событие отмечает в этот день Церковь? Время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. Согласно преданию, Мать Христа после распятия Своего Сына скромно жила в доме апостола Иоанна Богослова - в Иерусалиме и Эфесе (западное побережье Малой Азии), проводя время в молитве. Тоскуя и скорбя об ушедшем Сыне, Мария часто приходила на то место, где Она видела Его последний раз - на Елеонскую гору, откуда Христос много лет назад вознесся на небо. Во время одной из молитв на Елеонской горе перед Богородицей предстал Архангел Гавриил и возвестил Ей, что через три дня Она перейдет в вечность. Мы помним, что Архангел Гавриил являлся Деве Марии не единожды. Много лет назад в Назарете он принес Ей благую весть, что Она родит Христа, Сына Божия. На этот раз он тоже принес Ей благую весть о том, что через три дня Она закончит Свой скорбный, полный страданий, земной путь и перейдет на небо, где будет вечно пребывать со Своим Сыном и Богом Иисусом Христом. Марии очень хотелось в последний раз увидеть учеников и сподвижников Иисуса. Но апостолы в то время были далеко от Палестины - каждый из них уже начал свое служение, неся людям благую весть о Воскресении Христовом. И вот тогда, как рассказывает предание, по молитве Божьей Матери - а для Пресвятой Богородицы нет ничего невозможного - все апостолы, кроме Фомы, сверхъестественным образом оказались в Иерусалиме, у нее в доме, на горе Сион. Апостолы и провели с Богородицей последние дни ее земной жизни.

Мария Городова: Что делать, если противник сильнее

Как и предрек Архангел Гавриил, Успение случилось на третий день. Внезапно горница, где находилась Богородица и апостолы, озарилась светом, и все увидели Христа в сиянии божественной славы. Со страхом и трепетом смотрели апостолы на это чудное явление и видели, как душа Божией Матери разлучилась с телом, и Христос принял ее в Свои руки. Как некогда Богоматерь держала на руках Младенца Христа, так теперь Ее Сын и Бог, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимал на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается Ее душа на православных иконах праздника.

Пресвятую Богородицу похоронили в Гефсиманском саду. Но когда на третий день после погребения в Иерусалим прибыл апостол Фома и захотел поклониться телу Божьей Матери, открывшие гробницу увидели там только пустую плащаницу. Подобно Своему Божественному Сыну, Богородица была и телом восхищена на небо. Отныне Богородица стала Матерью нам всем - нашей Милостивой Спасительницей и Заступницей в этом холодном мире.

rg.ru

Как отмечать Успение Пресвятой Богородицы

28 августа все православные верующие отметят последний крупный праздник церковного года – Успение Пресвятой Богородицы. А 14 сентября по православному календарю начнется Новолетие и новый круг церковных памятных дат.

Почему это праздник

Успение – это кончина, окончание земного пути Пресвятой Богородицы. Главное противоречие возникает, когда задаешься вопросом, как кончина человеческой жизни может быть праздником. Тем не менее, в православной традиции это так. Ведь для верующего человека конец земного пути – это начало новой вечной жизни. Только вот глубоко и искренне поверить в это трудно. 

«Праздник Успения дает нам право надеяться, что и мы способны войти в вечную жизнь, – сказал корреспонденту «МИР 24» священник Георгий Кочетков. – Ведь когда мы думаем о воскресении самого Христа, в нас нередко остается недоверие: а мы-то, грешные, как? Действительно, Христос умер и воскрес. Но что еще могло ожидать его, умирающего на кресте? Когда же мы празднуем Успение Божьей Матери, то мы знаем, что она такая же, как и мы, и если она чадо Божье, то и мы – чада Божьи. И если она принимается в вечную жизнь, то это может напрямую относиться и к каждому из нас».

Как правильно отмечать

Праздник Успения Пресвятой Богородицы был на Руси одним из самых долгожданных. Православные христиане готовятся к нему в течение Успенского поста, который хоть и короткий – всего две недели – но очень строгий. Это время молитв, размышлений о своей жизни, время обращения к Богу. Период воздержания от страстей, смирения и взращивания в себе добродетелей.

«Для христианина вся его жизнь связана с духовным трудом, – говорит руководитель Богословского колледжа при СФИ Людмила Комиссарова. – Он всегда готовится, если можно так сказать, встретить Царство Небесное и прикоснуться к нему уже здесь, на земле. Каждый, конечно, в свою меру. Но пост – особое время. Это время, когда человек концентрирует свои духовные усилия. К сожалению, не получается так жить каждый день. Кто так живёт, тому специальные посты, наверное, и не нужны. Но это бывает редко. Поэтому необходим пост, когда человек больше молится, больше читает духовной литературы, больше размышляет о жизни и делает больше реальных усилий, чтобы совершенствоваться самому и помогать в этом другим людям».

Накануне праздника в храмах совершается всенощное бдение. Но самое главное, что нужно сделать накануне Успения – это всмотреться и вслушаться в себя, понять, что нам не дает быть достойными Царствия Небесного, что отягощает душу, что не пускает в жизнь вечную нас самих. А в день Успения положено быть на утренней праздничной литургии, которая завершается причастием всех, кто готовился к нему, постился и исповедовался, говорит Комиссарова.

Как окончилась земная жизнь Богоматери

Царица Небесная прожила жизнь, которая была, по сути, подвигом длиною в жизнь. Мы знаем, что она осознанно пошла на это. И дала свое согласие стать матерью Сына Божьего, зная, что ее ребенка ждет мученическая смерть на кресте. Знать это и растить единственного сына для крестного подвига – что может быть больнее? Но она смиренно приняла эту долю. Весь Ее жизненный путь – это путь исполнения воли Божьей. Это путь принятия всего, что пошлет ей Господь. «Я раба Господня» – это ее главное служение.

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Но сохранились различные церковные предания, в том числе «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы». Известно, что после вознесения Иисуса Христа на небеса, она жила в доме апостола Иоанна Богослова еще более 10 лет (по другим источникам 22 года). Тот заботился о ней, как родной сын. Но и сама она была опорой для всех апостолов, которые приходили к ней и беседовали с нею. В самом конце жизни к Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил и предупредил ее о скором окончании земной жизни. Но и тут она не дрогнула, а, наоборот, с радостью поделилась этой новостью с апостолом Иоанном и стала готовиться.

Архангел Гавриил приносит Деве Марии весть о предстоящей кончине (Дуччо, Маэста, деталь. 1308—1311)

Интересно, что апостолы, которые проповедовали слово Божье по всем странам, и, конечно, не могли знать о ее скорой кончине, чудесным образом одновременно вернулись в Иерусалим и сошлись все вместе, чтобы проводить Богородицу. Перед смертью она утешала апостолов и обещала не оставлять их и после своей смерти, всегда молиться о них.

Она ушла легко, словно бы уснув (отсюда и Успение), под молитвы апостолов. В момент  кончины ее комната озарилась светом  и сам Иисус, окруженный ангелами, явился и принял ее душу. Это момент  изображен на всех иконах «Успение».

Почему каждому важно знать свое призвание

«Праздник Успения для нас – тонкий луч Света, дающий надежду во мраке, – говорит священник Георгий Кочетков. – Церковь не сразу это осознала. Успение — самый поздний из больших церковных праздников. Прошли века, прежде чем он был установлен, половина тысячелетия жизни Церкви! Христиане долго всматривались в путь Божьей Матери и увидели в нем некую духовную норму, высшую планку, до которой должен дотягиваться на земле каждый верный. Причем поразительно, что эту планку устанавливает на земле женщина – Дева Мария. Именно ее прославляет Церковь как «достойнейшую херувимов и несравненно славнейшую серафимов», имея в виду ее путь, ее жизнь, но еще больше – ее Успение. Этот праздник призван давать нам надежду».

И каждый человек должен знать свое призвание, свой путь: c чего он начинается, как и куда по нему идти и к чему прийти. По словам священника, он должен знать даже и то, как продолжить свой путь за пределами земной смерти. «Мы часто боимся ее, часто оглядываемся назад, – говорит Георгий Кочетков. – И даже святые люди иногда говорили: «memento mori» – «помни о смерти». Но это принцип лишь дисциплинирующий. Да, он может подавить темные инстинкты в человеке, но лишь через страх».

«Христианский принцип  — помни о жизни, о жизни вечной, которая начинается тогда, когда начинается наш путь к Богу. Ведь можно обрести благодать жизни вечной, еще живя на земле, и можно, еще живя на земле, ее потерять. В этом наша огромная ответственность за свою жизнь и огромная ценность всей нашей земной жизни. Поэтому мы не можем позволить себе впустую терять эту жизнь, терять время, хоть один день или час, даже если в этот час мы ничего плохого, напрямую греховного не делаем», – говорит Георгий Кочетков. 

Фото: ТАСС / Шамуков Руслан

И еще одно нужно помнить в день Успения. Царица Небесная всегда считалась на Руси главной защитницей земли Русской. Все православные христиане просят Божью Матерь быть молитвенницей за них. Торжества по случаю праздника Успения длятся еще восемь дней после праздника, давая верующим возможность порадоваться, что у каждого из них есть заступница перед Богом. И об этой помощи стоит помнить всегда и смело обращаться к заступнице с молитвами.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИ ЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

mir24.tv

Успение Пресвятой Богородицы

«Приидите, люди, прославим Пресвятую Деву Чистую, ибо от Нее неизъяснимо родился воплотившийся Сын –Слово Отца; прославим Ее, взывая и говоря: Благословенная Ты между женами, блаженно чрево, вместившее Христа. Его святым рукам отдавшая душу, молись, Пречистая, о спасении наших душ» — взывает сегодня Церковь. Мы дали цитату по русскому переводу священномученика Феофана (Адамченко) из его «Богослужебного сборника». На церковно-славянском читайте в Минее.

Смотрите также акафист Успению Божьей Матери

Красовицкая в «Литургике» пишет о богослужении Успения:

«Какие темы появляются в богослужении? Во-первых, чудесное собрание апостолов, которые были перенесены в Иерусалим по воздуху. На иконе они как бы на облаках несутся к месту успения Пресвятой Богородицы. Появляются и другие темы: предсмертная беседа, преставление, погребение Пресвятой Богородицы. Отдельно говорится об апостоле Фоме: он опоздал, для него открыли гробницу и увидели, что тела Пресвятой Богородицы нет, что Она вместе с телом взята на Небо.

В текстах праздничного богослужения очень трогательно описывается прощание апостолов с Пресвятой Богородицей (стихира по 50-м псалме):

«Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся, тогда апостоли, обстояще одр, с трепетом зряху Тя, и ови убо, взирающе на тело, ужасом одержими бяху, Петр же со слезами вопияше Ти: О Дево, вижду Тя ясно простерту просту, Живота всех, и удивляюся, в Нейже вселися будущия жизни наслаждение. Но, о Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему спастися стаду Твоему невредиму». Петр недоумевает, поражаясь несоответствию: Та, которая была вместилищем, домом, храмом, кивотом Живота всех, тоже подвержена закону смерти. Как это возможно?

Интересен светилен этого праздника:

«Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой».

Совершенно ясно, что гимнограф вложил эти удивительные слова в уста Пресвятой Богородицы, это Она говорит апостолам, чтобы они погребли тело Ее в Гефсиманском саду, и затем обращается с молитвой к Сыну Своему и Богу.

В нашем богослужении вообще очень много прямой речи. Таких слов мы не найдем ни в Евангелии, ни в Предании, ни в сказаниях, но гимнограф дерзает сочинить их, влагая в уста того или иного лица, участвующего в событиях праздника. Эти тексты показывают нам удивительную широту, свободу, дерзновение литургического творчества и очень многому нас учат.

С праздником Успения связана традиция совершения особенной службы — погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы. Эта служба никак не обозначена в нынешней редакции Типикона, но упоминается в Оке Церковном. В назначении дня этой службы от храма к храму существует разнобой: где-то погребение совершают в день Успения, где-то на следующий день, где-то на отдание, везде по-разному.

Служба погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы поминается в Оке Церковном, в той редакции Устава Иерусалимского, который был переведен в Константинополе Афанасием Высоцким по благословению прп. Сергия Радонежского в XIV в. — это самый полный, авторитетный и обстоятельный Устав. К нему мы постоянно должны обращаться, поскольку наш Типикон много раз отредактирован, переправлен, дополнен и не столь логичен, как Око Церковное. Там упоминалась эта служба, но отнюдь не в теперешнем ее виде. Современный греческий Типикон не знает чина погребения Богородицы, но в некоторых храмах он все же совершается. Служба, которую мы знаем, появляется достаточно поздно и совершается в храме в Гефсиманском саду в Иерусалиме, где реально происходило это событие. В конце XIX в. эта служба появляется в России. Поначалу она совершалась только в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры, но в 60-е годы XX в. получила уже повсеместное распространение.

Служба эта построена симметрично утрени Великой Субботы, когда совершается погребение Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.

Возникает вопрос, насколько это правомочно и целесообразно (не говоря уже о том, насколько это талантливо), потому что служба Великой Субботы, по-видимому, должна быть единственной в своем роде. Но есть и другое мнение: как хорошо, какое замечательное подражание такому высокому образцу. Согласно Оку Церковному, чин Погребения обязательно совершается в Богородичных храмах (в прочих «аще изволит настоятель») и заключается в том, что на праздничной утрени по 6-й песни пелись Непорочны с тремя припевами — «похвалами», по одной на каждую статию».

predanie.ru


Смотрите также