Виноградный спас 2020


Яблочный спас в 2020 году

На Яблочный Спас в 2020 году многие отправятся в церковь на утреннее богослужение, чтобы освятить спелые и ароматные яблоки. В празднике тесно переплелись давние славянские и христианские обычаи, которые передаются из поколения в поколение на протяжении столетий. Церковное название – Преображение Господне.

Когда отмечают

Яблочный Спас никак не связан с Пасхой, поэтому имеет фиксированную дату празднования, которая не изменится и в 2020 году. Часто Преображение Господне называются Вторым Спасом, поскольку его отмечают между Медовым и Ореховым Спасом.

Важно! В 2020 году отмечать праздник будут 19 августа, в среду. Государственным выходным он не является, поэтому служащим и работникам других профессий придется отправиться на работу.

История возникновения

Сейчас праздник больше связывают с церковью, хотя появился он на Руси задолго до ее крещения. Он является одним из праздников сбора урожая и подготовки к осени. Этот день посвящали сбору яблок. Не срывали с деревьев только поздние зимние сорта. Проводили разные обряды, во время которых благодарили высшие силы за урожай. Хозяйки обязательно старались сохранить хотя бы несколько фруктов до следующего года. Считалось, что в таком случае яблони порадуют хозяев хорошим урожаем. Основные силы были направлены на сбор яблок, но во второй половине дня или вечером устраивали народные гулянья и застолья. С приходом христианства праздник приобрел новое значение, но давние традиции успешно сохранились.

19 августа верующие отмечают Преображение Господнее. В основу праздника легли события, которые произошли при жизни Иисуса Христа. Сын Божий рассказал своим ученикам, что Ему предстоит умереть ради спасения человечества. Им было сложно в это поверить. Чтобы развеять сомнения, Иисус с Петром, Иоанном и Иаковом отправился на гору Фавор. На горе его лицо засияло, а одежды стали белоснежно-белыми. Произошло Преображение Господнее. Другими словами Иисус открыл ученикам свою Божественную природу.

После с небес сошли на землю пророк Моисей и Илия. Они подтвердили слова Божьего Сына о предстоящих муках и смерти ради спасения человечества. Они также рассказали, что Иисус воскреснет и поднимется на небеса к Своему Отцу. Апостол Петр стал уговаривать Учителя не спускаться с горы, дабы избежать страданий, но Сын Божий ответил, что он обязан умереть ради спасения душ других людей.

Среди верующих Преображение Господнее является главным символом веры. Он напоминает им о том, что необходимо не сходить с пути вне зависимости от трудностей и препятствий, как Иисус не отказался пожертвовать своей жизнью ради людей.

Традиции

Главным символом и атрибутом праздника являются яблоки. И хотя это главное угощение дня, с утра их обычно не едят, а складывают в корзину и идут в храм. После службы священник обязательно освятит принесенные фрукты. После обряда верующие делают пожертвование. В  специальную корзину они складывают угощения и деньги.

Ранее по дороге из церкви угощали яблоками родственников и друзей. Возле храма обязательно раздали фрукты тем, у кого нет сада. Несли их на могилки умерших родственников.  Угощали обязательно и детей. Согласно древнему поверью, на небесах в этот день умершим детям раздавали яблоки. Родители, которые потеряли ребенка, до Второго Спаса не ели эти фрукты. Иначе их чаду не достанется угощение на небесах.

Зная, какого числа Яблочный Спас в 2020 году, хозяйки обязательно накроют праздничный стол. На нем будут преобладать блюда с яблоками:

  • пироги;
  • блины;
  • кексы;
  • штрудели;
  • другая выпечка;
  • запеченные с медом фрукты и др.

Обязательно готовят компот или морс. Поскольку Преображение Господне припадает на Успенский пост, подавать мясные блюда запрещено, а вот рыбу употреблять можно. Разрешается выпить и немного вина.

Давние обряды

Наши предки проводили много обрядов на Яблочный Спас, чтобы защитить свою семью от злых духов и собрать богатый урожая на следующий год.

Яблоко для коровы

Если в семье была корова, одно священное яблоко, принесенное из церкви, обязательно прятали в небольшом стоге сена и клали в хлеву. Животное по возвращению с пастбища обычно его съедало. Делали это для того, чтобы в следующем году корова родила здорового теленка и давала много молока.

Обряд для защиты дома

Чтобы семья жила в достатке и благополучии, женщина разрезала одно яблоко на две части. В одну половинку она вставляла свечу и обходила все углы в доме. Воск собирала в другую половинку. После складывала яблоко и закапывала в землю вдали от дома.

На Яблочный Спас девушки гадали. Чтобы узнать будущее, они также использовали яблоки. В этот день наблюдали за погодой, поскольку с праздником связано немало народных примет.

Читайте также:

  • Католическая пасха в 2020 году
  • Сочельник в 2020 году
  • Вознесение в 2020 году
(Пока оценок нет) Загрузка...

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

2020-god.com

Яблочный Спас в 2020 году

Спас приходит к нам с ароматом свежих яблок, щедростью, последними теплыми деньками, верой в чудесное. Насыщен он удивительным светом, запахом, традициями. Наполнен народными верованиями, играми, песнями, и церковными обрядами. В этот день православные идут в церковь, где слушают паремии, присутствуют на литургии, поют песнопения, посвященные величию Бога, чистоте. Верующие размышляют о своих грехах, каются, очищают душу. Искреннее искупление должно сделать жизнь человека более счастливой.

Празднование Яблочного Спаса происходит ежегодно в одну и ту же дату — 19 августа, не будет исключением и 2020 год. Ровно в середине недели, в среду, верующие, да и многие обыватели, соблюдающие вековые традиции народа, испробуют в первый раз в году свежие, ароматные яблоки. В отличие от многих событий в православном календаре, праздник не привязан к Пасхе и потому имеет точную дату.

В 2020 году Яблочный Спас выпадает на среду, 19 августа.

Издавна люди связывали этот праздник со сбором урожая яблок. Это одно из трех «урожайных» торжеств и, вероятно, самое важное для православных. Два других – Медовый и Ореховый. Яблочный нашел себе место как раз между ними. Все три наступают один за другим, завершают лето, говорят о наступающей осени. У Яблочного Спаса несколько названий – Первые Осенины, Средний, Второй Спас, Праздник первых плодов.

Немного истории

Торжество имеет давнюю историю, полную обрядов, обычаев, верований. Начало свое Яблочный Спас берет в древние времена. Впервые упоминалось о нем в истории Палестины IV в. Там в благодарность Богу за урожай приносили виноград. Такая же традиция распространилась и у южных славян.

На Руси из-за климатических условий в символ торжества превратились яблоки. Праздник стал одним из главных событий, чествующих урожай. Христианство наполнило день новым смыслом. Уже несколько веков с Яблочным Спасом связан один из двенадцати церковных праздников – Преображение Господне. Своей чистотой, красотой он дополнил народную веру и надежду на лучшее.

Традиции праздника

Издавна в этот день приступали к сбору яблок, несли их к заутрене в церковь для освящения. Обычай освящать плоды восходит к Ветхому Завету. Там можно найти упоминание о том, что люди в этот день несли злаковые и виноград в храм возблагодарить Бога за урожай. Освящали не только первые собранные яблоки, но и сад, где они росли. Здесь ставили икону, посвященную Преображению Господня, перед которой священник служил молебен. Плоды пытались собрать быстро. До прихода осени и холода нужно было еще убрать хлеб, овощи, другие плоды, посеять озимые. Существовала такая поговорка: «После Второго Спаса дождь – хлебогной».

Яблоки

Хозяева не могли кушать яблочки сразу. Сначала ими угощали родственников, друзей, знакомых. Затем угощали семью, ребятишек, клали яблочко в сено для скота, угощали бедняков. В сено спелые фрукты клали, чтобы скот и приплод был здоровым и сильным. В некоторых регионах была традиция класть яблочки в телегу – каждый мог подойти и их взять. Те, кто это не делал, считался жадным. А щедрых ждал богатый урожай на будущий год. Не зря существовала поговорка: «На Яблочный Спас и нищий нищего яблочком угостит».

Считалось, что яблочки на Второй Спас обретали волшебную силу. Нужно было окунуть кусочек фрукта в свежий мед, скушать и, загадывая желание, произнести: «Что загадано – то надумано! Что надумано – то сбудется! Что сбудется – не минуется!» Желание должно было обязательно сбыться.

Обряд очищения

Не обходилось и без традиции очищения дома. Женщины разрезали яблоки пополам, убирали сердцевину. Вставив в одну половинку свечку, обходили с ней дом, читая молитвы. Верили, что Бог так защитит его, а в семью принесет мир. Растаявший воск складывали во вторую половинку, закапывали как можно дальше от дома.

В Спас кушали не только свежие плоды. Никакой стол не обходился без пирогов из бездрожжевого теста, печеных плодов, блинов, каши. Готовили морс, варили их с медом. Несмотря на то, что праздник совпадает с Успенским постом, в это день можно было отведать вино и рыбу. Вечером этого дня после всех застолий молодежь шла в поле, где наблюдала за закатом солнца. После заводили песни про Спасов день, яства сахарные, пир званый.

Народные приметы Яблочного Спаса

Богатая история не могла обойтись и без примет:

• Если лил дождь весь день, осень будет дождливая, а зима – холодная.

• Ясное небо обещало много снега и тепло.

• Первое съеденное яблочко должно было рассказать и о том, что ждет человека в следующем году. Сладкое обещало счастье, кислое – неудачу, сладко-кислое – покой и уют.

• Пчелы, слетевшиеся домой на сладкое, должны принести достаток.

• Пожелтевшие к этому дню листья обещали скорый холод.

• Если большое количество скворцов садилось на деревья, январь будет холодным.

Этот день в православном календаре

Преображение Господне – один из главных празднеств, связанных с жизнью Христа. Однажды, когда до конца земного пути Иисуса осталось не так много, он сообщил своим ученикам, что будет распят, а потом воскреснет. Никто в это не поверил. Тогда он поднялся на находящуюся рядом с Назаретом гору Фавор. Взял с собой последователей – Петра, Иакова, Иоанна. На вершине одежда его из обычной стала белоснежной, лицо засияло неземным светом. Появились тогда пророки Илия и Моисей. Поведали, что Иисуса ждут страдания, гибель, воскрешение. Несмотря на уговоры, отказался он остаться на горе, чтобы спрятаться от боли, решил вернуться к людям. Засияла гора божественным светом, и голос с небес возвестил о том, что Иисус – сын Бога. Пали перед ним его ученики.

Преображение стало одним из символов веры, связанным с признанием Христа сыном Божьим. Другой смысл, вкладываемый верой в Преображение, заключается в том, что человек не должен отступать перед трудностями. Выбрав дорогу, он должен следовать ей. Работа над собой помогает совершенствоваться, становиться сильнее. Памятуя о жертве, которую принес Христос, его силе и любви к людям в Спас принято одевать одежду белого цвета.

Из видео, узнайте, о приметах и обычаях Яблочного Спаса 2020:

Пожалуйста, оцените статью: (Пока оценок нет) Загрузка...

vsegoda.com

Ореховый Спас в 2020 году

Спас Ореховый – последний из августовских народно-церковных праздников. Как и два предыдущих Спаса, Медовый и Яблочный, он был связан со сбором урожая – в этот день собирали орехи, заканчивали жать пшеницу. С этой датой связано приготовление хлеба из нового урожая. Другие названия праздника – Хлебный, Холщовый, Третий. Орехового Спаса ждут так же как и два других праздника. В нем сплетаются вековые традиции, обряды, приметы. Связаны обычаи со сбором урожая, надеждой на хороший год, верой в божественную силу.

Дата этого Спаса строго определена. Она не меняется год от года, как Пасха и другие, связанные с ней праздники. В 2020 г. праздник состоится 29-го августа. День ознаменует собой завершение Успенского поста, начавшегося в Медовый Спас.

В 2020 году Ореховый Спас выпадает на субботу, 29 августа.

В основе большинства народных праздников переплетены христианские легенды и сказы, верования, передаваемые народом из поколения в поколение. Не является исключением и Ореховый Спас. Издавна его связывали с созреванием и сбором лесного ореха, пшеницы. Не зря сохранилась до наших дней пословица «Третий Спас хлеба припас». С приходом христианства праздник наполнился божественным смыслом.

Непосредственно 29 августа православные просят мученика Диомида о выздоровлении. В этот же день кланяются Федоровской иконе Божьей Матери. Женщины приходили к ней просить о мире в семье, легкой беременности, беспроблемных родах.

Традиции празднования

На Руси праздничный день всегда начинался с молитвы. Хозяюшки складывали в корзинки хлеб, сдобу, мед, фрукты, орехи, пшеничные колосья и шли с ними в церковь для освящения. Освящалась также и вода, причем не только в церкви. Священники приходили к колодцам, которые не успели освятить 14 августа. После мужчины отправлялись в поле. На телегу складывали три снопа, поверх них – мешки ржи. Считалось, что к Хлебному Спасу весь урожай на полях уже должен быть убран. Пока мужчин не было, женщины ходили за орехами и грибами. Сначала в лес заходила женщина, которую больше всего уважали в деревне, за ней следовали остальные. Связано это с тем, что в этот день в лес ходить было опасно. По возвращению женщины консервировали овощи, заготавливали компоты.

Занимались хозяйки и приготовлением праздничных блюд – пирогов из новой муки с грибами. Пост к этому дню уже заканчивался, поэтому не возбранялось кушать мясо и рыбу, готовили и кашу. Украшением стола были яблоки, мед. По возвращении мужчин все садились за стол. Остатки еды не выбрасывали, даже крошки отдавали птицам. В этот же день хозяйки делали полезную настойку из орехов. Ее свойства помогали вылечить простуду. Обязательно проводились ярмарки. На них продавали холсты, безделушки. Некоторые готовили хлеб для бедных и раздавали его. Близким дарили небольшие подарки. Это могло быть полотенце, орехи, сдоба.

История праздника

Существует легенда о правителе месопотамского города Едесса, Авгаре, который жил в то время, когда был жив Христос и болел проказой. Лекари, которые пытались его исцелить, лишь разводили руками, не в силах ему помочь. Прознал Авгарь о чудесах, которые творил Иисус Христос. Написал ему послание и отправил с ним своего подданного – художника Анания. Выбор пал именно на живописце, т.к. подумал правитель, что если Спаситель откажется к нему идти, тот нарисует портрет, который его и исцелит. В Иерусалиме Анания долго не мог найти момент, подходящий для разговора с Сыном Божьим. Тот постоянно был окружен людьми. Наконец Иисус сам подозвал его и, прочитав письмо, увидел в просьбе Авгаря веру в него и надежду на исцеление.

Художник попытался нарисовать лик Христа, но сделать это у него не получалось. Видя тщетные попытки художника, Сын Божий умылся и обтер лицо свое холстом. Каково же было удивление Анания, когда он увидел отпечатавшийся на полотенце Лик Иисуса. Прикосновением холста к телу сразу избавило Авгаря от проказы. Остались лишь небольшие следы на лице. Исчезли они после молитвы, произнесенной учеником Иисуса, Святым Фадеем. Апостол пришел в город вместе с Ананием и крестил Авгаря и людей, проживавших в Едессе.

Позднее правитель Едессы повесил холст с Ликом перед входом в город для защиты от врагов. Убрали его только тогда, когда власть над городом получил правнук Авгаря, проповедующий язычество. А вновь вспомнили в 545 г. Царь Персии в это время начал войну и планировал захватить Едессу. К одному из священнослужителей явилась Богородица, указав, что только Лик Сына Божьего спасет город. После того, как священники прошли по стенам с Образом Нерукотворным, враги отступили. Византийский император Константин Багрянородный в 944 г. приказал перевезти холст с Нерукотворным Образом в Константинополь. Это произошло 29 августа. С тех пор в этот день отмечают Спас на холсте.

Приметы Орехового Спаса

Стремление людей увидеть будущее, вело к тому, что они часто примечали некоторые природные особенности, которые позволяли предсказать наступление холодов, дождей и урожая в будущем году. Так и с Ореховым Спасом. Для этого дня в народе известно много примет:

• Отказавший в угощении нищим в этот день — сам испытает нужду.

• Ругательства вернутся к человеку, который их сказал.

• Улетающие птицы – к скорой осени.

• Если к Спасу улетели журавли, зима будет холодной.

• Богатый урожай орехов – признак щедрого урожая зерна на будущий год.

• Приготовленный в этот день веник для бани из орешника прогонит болезни. А веник для дома освободит от них весь дом.

• Человека, который за праздничной трапезой попробует каждое блюдо, ждет достаток.

Некоторые приметы связаны непосредственно с символом празднества – орехами. К примеру, найденный сросшийся из двух орех нужно было левой рукой положить в кошелек. Так человек обеспечит себе безбедную жизнь в следующем году.

Смотрите видео, о том, что можно и что нельзя делать в день Орехового Спаса 2020:

Пожалуйста, оцените статью: (Пока оценок нет) Загрузка...

vsegoda.com

Медовый Спас в 2020 году

Спас Медовый, Лакомка, Медолом, как его еще называли на Руси, знаменовал завершение лета, возвращение холодов. По традиции в этот день приступали к сбору меда. Обычаи, связанные с ним, богаты и многогранны. Они охватывают культурное наследие и исторические события Древней Руси, Иудеи, Византии. Богат этот день обычаями и верованиями. Связано это с давней историей, память о которой хранит народ, и с церковными обрядами. Но самое главное в празднике – благодарность за урожай, вера и надежда на то, что дом и семья будут всегда под защитой.

Дата торжества не зависит от Пасхи, имеет четкую дату в церковном календаре. Отмечают его всегда 14 августа. Именуют в народе частенько Первым Спасом. Ведь за ним следуют два других – Яблочный и Ореховый.

В 2020 году Медовый Спас выпадает на пятницу, 14 августа.

Каждый год в Маковей в храм выносят Крест. Любой может прийти и поклониться. Этот день связан с прощением всех грехов, но вести себя при этом рекомендуется тихо. Так душа очистится быстрее. Но есть еще и одна причина для тишины и спокойствия. Ведь с 14 августа 2020 года, начинается Успенский пост, дарующий каждому верующему воспоминание о тяготах и невзгодах, которыми наполнена была жизнь Пресвятой Богородицы, перед тем, как она воссоединилась со Своим Сыном. Православие связывает эту дату не только с поминовением Маковеев но и с защитой от болезней.

История праздника

Медовый Спас на Руси возник задолго до принятия христианства. Издавна крестьяне в это время несли богам в жертву плоды, цветы, маковые букеты, благодарили их. Пришедшее на смену языческим верованиям христианство объединило в этот день несколько событий. Одно из них уходит во времена, предшествующие рождению Христа. Во втором веке до нашей эры император Антиох Эпифан постановил ввести в Иерусалиме греческие обычаи, заставить иудеев поверить в богов, населяющих Олимп.

В Иерусалиме в то время жили братья Маккавеи. Вместе со своим учителем и матерью они отказались признать насаждаемую веру и назвали себя последователями единственно истинного Бога. Братьев и учителя истязали до смерти, а мать от горя и отчаяния умерла над их телами. Вера их вдохновила священника Маттафия. Он поднял восстание и после 6 лет борьбы сумел победить. С тех пор дата 1 августа посвящена воспоминаниям об этих мучениках, а день называли Маковеем.

Другой обычай Спаса связан с жаркой летней погодой в Византии, когда легко распространялись любые инфекции. Считалось, что обрести долгожданное здоровье можно, если выпить освященную воду или прикоснуться к Кресту, обагренного кровью распятого Иисуса. Сама святыня находилась в императорской церкви. Но каждый год 1 августа часть от нее приносили в храм Святой Софии, чтобы освятить воду.

Народные традиции

Традиционно этот день на Руси именовали как Медовый Спас. Ульи к этому времени наполнялись медом, и пасечники приступали к сбору. Сопровождался медосбор специальным обрядом. Пчеловод одевался во все чистое, осенял себя крестом, выбирал самый полный улей и из него забирал соты. Часть складывал в деревянную посуду, которую никогда до этого не использовали, и относил в храм. Здесь священник освящал мед, а дьяк забирал долю, которая полагалась церкви. Некоторую часть сладкого продукта, прошедшего обряд освящения, отдавали нищим и детям, а после шли обратно на пасеку. Здесь праздник продолжался пиром и гуляниями.

Традиционным символом праздника является и мак. На начало августа приходилось время его активного сбора. Букеты, приготовленные из этих цветов и разных трав, тоже несли в храм. Зерна, освященные во время Спаса, оставляли по углам домов и вокруг них. Считалось, что так можно прогнать нечисть, уберечь жилье от бед и несчастий. Использовали их и для приготовления приворотов. Освященные букеты не выбрасывали. Их засушивали и хранили до следующего Маковея в качестве оберега. Служили они и для украшения. Особой ценностью считался мак, который освящали на протяжении семи лет подряд. В доме, где он есть, не появится ни одна ведьма. Брали маковые зерна с собой в дорогу. Существовала даже поговорка: «Оберег из мака – дорога всегда гладка, мак путника защищает и домой невредимым возвращает».

Блюда

В Спас Медовый хозяюшки готовили разные блюда с медом, маком – блины, пироги, медовые пряники. Кушали его и просто так. Пили хмельной мед, делали из него и безалкогольные напитки. На столе не должно было быть жирных и мясных блюд. Празднества сопровождались народными гуляньями, песнями, танцами. Молодежь собиралась и гуляла до рассвета.

Святая вода

Но еще одно событие традиционно украшало этот день и дало ему название Спаса на воде. Священники приходили к колодцам, рекам, родникам и освящали их. Верили, что вся вода, даже дождь обретают силу, приносящую здоровье, освобождение от грехов. Прихожане купались в водоемах, заводили в них скот. Это был последний для купания день. После становилось холоднее, да и забот у крестьян прибавлялось – нужно было собирать урожай, сажать озимые. В утро Спаса можно было гулять по росе. Ее капельки на полевых травах давали здоровье, на розах – красоту.

Приметы Медового Спаса

Долгая история позволила народу выделить и особые приметы, приуроченные к празднику:

• В этот день запрещалось работать. Можно было только собирать мед, готовить праздничную еду. Любую другую работу нужно было отложить до следующего дня. Впрочем, помочь наколоть дров одиноким и пожилым людям тоже не возбранялось. Тот, кто это сделает, не будет знать голода и горя.

• Выкопанный на Спас колодец будет всегда полон чистой воды.

• Гроза обещает теплую осень, а дождь – богатый урожай на будущий год.

Видео подскажет Вам, что нельзя и что можно делать во время Медового Спаса 2020:

Пожалуйста, оцените статью: (Пока оценок нет) Загрузка...

vsegoda.com

Виноградники России: урок географии

Простейшее объяснение терруара: климат, склон, почва, традиции

Оговоримся сразу: несколько факторов делают наши терруары совершенно непохожими на то же Бордо. Во-первых, это   удаленность от океана . Внутренние моря – Черное, мелкое Азовское, Каспий, который и вовсе на самом деле озеро, не способны модерировать климат на больших расстояниях. Приморские климатические зоны – это всего несколько десятков километров вглубь материка, но как раз на берегах Черного моря и разбиты наши единственные неукрывные виноградники. Туда охотнее всего приходят инвесторы.

Второе – это   гигантский морозильник Сибири и Урала , нависающий над нашими терруарами с северо-востока и то и дело посылающий приветы в виде ледяных антициклонов. Заморозки раз в 6-10 лет – суровая данность кубанского побережья. И только Кавказский хребет, уходящий в море в районе Анапы, своими вершинами прикрывает виноградарские зоны побережья. Не удивляйтесь: зона от Анапы до Адлера –  это наше российское Закавказье. И, разместись Кавказские горы чуть-чуть севернее, на остальной Кубани и Ставрополье виноградарство развивалось бы гораздо веселее. Ну и, соответственно, Крымские горы прикрывают от холода южное побережье от Судака до Севастополя, лучшие терруары полуострова.

Ну и третье, восходящее, опять же, к континентальности климата удаленных от океана климатических зон –  это  засушливое жаркое лето , особенно август, один из самых жарких и солнечных в Европе. Поздно просыпаются виноградники прохладными порой веснами, медленно начинают цвести – и вдруг за август ягоды выходят абсолютно зрелыми, сахаристыми. Урожай обильный и ранний. Часто нашим винам-акселератам недостает как раз фенольной зрелости, и поиски ее и есть основной фактор российской битвы за урожай. Попросту говоря, вина получаются уверенно крепкими, но незрелыми в аромате и вкусе.

По сути Южная Россия, лежащая на западноевропейских винодельческих параллелях – это такой же отдельный мир, как Чили или Южная Африка, делающие вино в Южном полушарии на таких широтах, на каких в Северном это мало практикуется. 

Винодельческая Россия, взгляд из зарубежья

Все это сказано для того, чтобы приведенные ниже данные по географическим совпадениям не дали читателю ложные ориентиры. И все же географические параллели интересны. Ведь не в одной 45-й бордоской дело.

Бывая во Франции или Италии, определенное сходство климата с нашим не заметить невозможно. В Бордо и на Юго-Западе Франции вообще воздух почти анапский и новороссийский. Во Фриули пейзажи напоминают предгорья Кавказа. Прогуливаясь в окрестностях Виши, ловишь себя на мысли, что ты то ли на Бештау, то ли на Машуке. Ведь Кавказ, Крым, Балканы, Альпы – это одна и та же горная гряда с определенным набором растений, животных, пейзажей. И недаром «Кавказскую пленницу» снимали именно в Крыму.

Как раз та самая географическая 45-я параллель пересекает юг Франции и север Италии. Новороссийск и Бордо, главные южные порты России и Франции, имеют почти одинаковый географический «адрес». 44°50′ у Бордо, 44°43′ у Новороссийска. То же самое в случае с винодельческой коммуной Северной Роны Корнас (44°57′), пьемонтскими Альбой (44°42′), Гави (44°41′). Восточнее находим Модену (44°39′) с ее ламбруско и бальзамическим уксусом, острова Хорватии, северную Сербию, Бухарест (44°24′), наконец, Севастополь (44°36′). К слову сказать, в Западном полушарии на такой же широте (44°55′) расположен Сейлем, столица винодельческого штата Орегон.

Географические координаты одного из самых известных виноградников Новороссийска, «Мысхако» (44°39′) точь-в-точь совпадают с некоторыми замками бордоского Грава, например, Château Villa Bel-Air, входящий в винодельческую империю Жана-Мишеля Каза. Вот только гористый рельеф Мысхако и близость к морю не делает терруары родными. Хотя на той же широте в более сухом Севастополе, на виноградниках Олега Репина и совхоза им. Софьи Перовской на плато Бельбек так легко узнать бордоский приморский ветерок.

Олег Репин на виноградниках долины Бельбека

Точно так же схожи по широтам Геленджик (44°33′) и Анапа (44°53′) и недаром здесь, на побережье рождаются неплохие бордоские бленды. Да и присутствие ронских сортов более чем оправдано: координаты Гай-Кодзора (44°51′) — это во Франции как раз Сен-Пере, граница между Северной и Южной Роной. А в Крыму — уникальный микрорегион Солнечная долина (44°52′).

С Кубанью и Крымом все ясно, и недаром они слывут самыми благодатными зонами России. А как остальные?

Интересно, что в масштабах Кавказа Кубань выглядит даже северным регионом. Действительно, все остальные винодельческие области лежат гораздо южнее. В них еще больше солнца, но и гораздо засушливее. Вот Тбилиси: его часто называют «вторым Парижем» (какой только город так не называют). Но выжженные августовские холмы, пылающие от зноя улицы, каменные набережные, платаны вдоль быстрой серо-зеленой реки навевают совсем другие ассоциации. Действительно, у Тбилиси широта 41° 43′, а у Рима 41° 54′. Францией тут и не пахнет.

Сбор урожая в Дербенте

Все наше винодельческое, что есть на Северном Кавказе, лежит в других широтах. Пятигорск (44°03′) — это во Франции даже южнее, чем Каор, а в Италии — район города Специя на Лигурийской ривьере и знаменитого винного региона Чинкве-Терре. А вот Грозный лежит абсолютно на той же широте, что Сиена (оба — 43° 19′) и Жюрансон (43°17′). Кажется, об этом мало задумываются и в Тоскане, и в Чечне.

Самый южный и, кстати, самый древний винодельческий город нашей страны – Дербент (42°04′) – это южнее самого южного во Франции Банюльса, знаменитого своими крепленными винами (42°28′). В рамках Италии это уже что-то в районе римского порта Чивитавеккьи (42°06′). На далеком засушливом Дербенте виноградники России и заканчиваются.

Факты о винодельческой России

  • 90 600 гектаров — оценочные площади виноградников России
  • Республика Крым — 25 000 га
  • Краснодарский край — 22700 га
  • Дагестан — 22700 га
  • Ставропольский край — 7000 га
  • Ростовская область — 5000 га
  • Севастополь — 5000 га
  • Чечня — 1900 га
  • Кабардино-Балкария — 1300 га 
  • Самые южные виноградники европейской России — Дербент, республика Дагестан
  • Самые северные продуктивные — город Дубовка Волгоградской области
  • Расстояние от Дербента до Дубовки — 1000 км, от Севастополя до Дербента — 1200 км.

Север винодельческой России – это долины Волги и Дона. Первые виноградники в Астрахани разбил первый из Романовых Михаил Федорович в 1613 году («для государева двора»), виноградникам станицы Цимлянской, хазарского Саркела, не менее 1200 лет. Здесь, на берегах двух великих рек, не так уж много лоз, но история понемногу возрождается.

Волгу не назовешь Луарой, а Дон Рейном (хотя последнее грезилось государю Петру I). Здесь мало лесов и больше степей, сухих, жарких летом и пронизывающих холодом зимой. Ногайская, Саратовская, Моздокская степь – вот разные названия равнины, тянущейся от Саратова до самых Кавказских предгорий. Здесь тоже похожи и климат, и воздух. Растительный и животный мир. И, как и на Тереке, на Дону и на Волге виноградники России лучше всего себя чувствуют на берегах рек.

Успех утонченно свежих белых вин самого северного винодела России Дмитрия Гусева доказывает — долина Волги еще проявит себя. Родина его совиньонов и рислингов — город Дубо́вка Волгоградской области, расположенный на 49°03′. Это севернее широты Эльзаса, но представьте себе, южнее, чем Йоханнисберг, место происхождения знаменитых немецких рислингов (50°00′). Дубовка — это широта Карлсруэ и виноградников южного Пфальца возле границы с Францией (49°00′).

Урожай столового винограда в фермерском хозяйстве Салминых под Самарой

А вот самый известный терруар Дона, хутор Ведерников (47°35′) оказывается почти на одной широте с луарскими Шиноном, Вуврэ (47°24′), столицей Бургундии Дижоном (47°19′). На таком же уровне и исторические терруары Цимлянска (47°38′). Бургундской прохлады для производства пино нуаров и шардоне здесь недостает: лето жаркое, зимы морозные. Зато вот раков здесь любят так же, как на Луаре, а порой по-луарски любят подавать красное вино под речную рыбу.

Да, велика Россия. Есть свидетельства, что виноградники появились уже в Самарской губернии, а по словам Дмитрия Гусева, через несколько лет мы узнаем новых виноделов из Волгоградской области. Богат разнообразием микрозон Крым, потихоньку возрождается виноградарство Дагестана. Регулярно эпатируют винную общественность сообщения о винах из Алтайского края (село Алтайское, 51°56′ — вряд ли в Азии есть виноградники севернее). Может быть, доберутся в этом году алтайское пино нуар с шардоне до европейской части России: по крайней мере, интерес им обеспечен.

Карта наших виноградников все богаче, география все сложнее. В пору экзамены принимать.

nashevino.ru

Праздник освящения винограда

Праздник отмечается ежегодно, в ближайшее к 15 августу воскресенье (12-18 августа). Что касается самого обряда освящения винограда (Խաղողօրհնեք), то он совершается после литургии в церкви и корнями уходит в период язычества. Ведь именно в это время язычники отмечают Навасард .

За ночь до церемонии верующие, следуя своим религиозным убеждениям, приходили в церковь, чтобы в песнопениях провести ночь в стенах священного храма. Ранним утром, вместе с восходом солнца, они готовились к празднеству: приносили в жертву животных, накрывали столы сладостями и бесчисленным количеством фруктов, сопровождая все это песнями, танцами и веселыми играми.

Вместе с освящением винограда, освящается весь урожай на последующий год.

Наши предки выбрали предметом благословения именно виноград, так как Христос освятил вино, сделанное из него, и дал его своим ученикам как символ своей крови.

Во время освящения винограда, Бога просят благословить его косточки и сделать так, чтобы ягоды плода приносили людям душевное и физическое здоровье, позволяя искупить грехи. Также Бога просят благословить людей, приносящих виноград. Священнослужитель читает соответствующие фрагменты молитвы, троекратно благословляет виноградную лозу, после чего плоды раздаются прихожанам.

В этот день люди приходят в церковь с виноградом, после освящения которого, несут его домой. Некоторые хранят ее часть до следующего года – как символ изобилия и благополучия. А другие готовят из освященного винограда вино и также хранят. Верующие уверены, что есть виноград до его освящения – плохая примета. Следующий день после праздника Преображения Святой Богоматери в Армении отмечается Мерелоц (Մեռելոց) – день поминовения усопших. В этот день люди обычно посещают могилы родных и близких.

barev.today


Смотрите также